Проектное управление как новый вектор развития приморского здравоохранения
6741
По поручению департамента здравоохранения региона разработан и реализуется проект«Развитие информационных технологий в здравоохранении Приморского края на 2017-2021 годы». Старт проекту была дан 2 мая 2017 года. Что удалось достигнуть из намеченного за сравнительно небольшой период существования проекта и о планах на обозримое будущее, корр. портала VladMedicina.ru рассказала администратор проекта, директор ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.
Следуя мировым стандартам
- Сама система проектного управления в последнее время активно внедряется в органы государственной власти, - отмечает Мария Викторовна. – Проектное управление на сегодняшний день является эффективным инструментом менеджмента, позволяющим существенно сократить непроизводственные потери и ускорить достижение поставленных задач. Наш край стал первым дальневосточным регионом, который системно внедрил эту модель (вобравшую в себя передовой российский и зарубежный опыт) во все управленческие структуры. Такую масштабную работу провел департамент проектного управления Приморского края (центральный проектный офис). Сегодня команда ведомства полностью обеспечивает координацию и методическую поддержку проектов, проводит независимый мониторинг с помощью специальной информационной системы, занимается развитием проектных компетенций специалистов.
Непосредственно, в сфере здравоохранения Приморья проектное управление было впервые применено в начале мая прошедшего года. Так что «Развитие информационных технологий в здравоохранении Приморского края на 2017-2021 годы» - это уникальный проект, направленный на решение серьезных и значимых задач в госсекторе приморской медицины. Ключевая же цель проекта, исходя из его названия, заключается в повышении эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения современных информационных технологий.
Проект был инициирован департаментом здравоохранения на заседании проектного комитета под председательством губернатора Приморья. Ключевыми задачами проекта стали: создание сервиса дистанционной записи на прием к врачу с единым региональным call-центром; организация возможности проведения телемедицинских консультаций и подключение к центральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ); внедрение систем теле-ЭКГ и дистанционной функциональной диагностики в службу скорой медицинской помощи, районные больницы и фельдшерско-акушерские пункты; внедрение региональной системы мониторинга беременных; обеспечение медицинских учреждений широкополосными каналами связи; внедрение комплексных медицинских и лабораторных информационных систем (МИС, ЛИС) в медорганизации региона; внедрение управленческих информационных систем регионального уровня; обеспечение технического сопровождения всех информационных комплексов и систем.
Как отмечает Мария Волкова, прошедший 2017 год ознаменовался тем, что впервые была внедрена региональная система мониторинга беременных, а службы СМП края были оснащены приборами теле-ЭКГ, позволяющими отправлять кардиограммы в консультационные центры в режиме реального времени и оперативно получать диагнозы и рекомендации по дальнейшей тактики относительно пациента. В первом квартале 2018 года согласно плану данная система заработает на всех фельдшерско-акушерских пунктах края. Фактическая реализация проекта в завершившемся году заняла восемь месяцев.
Целевой аудиторией являются жители и гости Приморья, каждый из которых потенциально может обратиться за медицинской помощью. Согласно статистическим данным в крае проживают 1 923 116 человек и 3 030 000, включая иностранных граждан и россиян, ежегодно приезжают в регион.
В проекте задействованы: департамент информатизации и телекоммуникации края (он ответственен за блок мероприятий по обеспечению каналами связи и проведение оценки технической документации), департамент здравоохранения Приморья (осуществляет руководство участниками проекта, разработку и согласование конкурсной документации, проведение централизованных закупок в части оборудования и программного обеспечения для медицинских организаций), МИАЦ ПК (отвечает за разработку конкурсной и технической документации, проведение закупок ПО регионального уровня, техническое сопровождение внедряемых систем), медицинские организации (непосредственное исполнение мероприятий), исполнители государственных контрактов и подрядчики.
Планомерная реализация проекта
Отметим, что по ряду из представленных задач многие работы были начаты еще до официального старта проекта.
- Например, сервис дистанционной записи к врачу функционирует в нашем крае достаточно давно, - замечает Мария Волкова. – Но, как показывает практика и опыт большинства регионов, пациенты преимущественно записываются к врачу не через Интернет, а через call-центр. И так как на настоящий момент это самый востребованный сервис, было принято решение не только об усовершенствовании интернет-записи на врачебный прием, но и о создании единого регионального call-центра, отвечающего всем потребностям населения. В рамках нового проекта мы, безусловно, продолжаем работу и по онлайн-системе мониторинга беременных, в информационную составляющую которой положена модель развернутой в ЦОД МИАЦ ПК облачной инфраструктуры, где организовано ведение медицинских карт всех женщин, вставших на учет по беременности и зарегистрированных на территории края.
Как видите, реализация каждой задачи проекта - это полномасштабная работа, которая проводится ГАУЗ ««Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» в тесном сотрудничестве с командой проекта – департаментом здравоохранения, исполнителями по госконтрактам, врачебным персоналом.
Как видите, реализация каждой задачи проекта - это полномасштабная работа, которая проводится ГАУЗ ««Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» в тесном сотрудничестве с командой проекта – департаментом здравоохранения, исполнителями по госконтрактам, врачебным персоналом.
Каждая из вышеперечисленных задач включает значительное количество мероприятий. Для удобства управления они были сгруппированы в девять отдельных блоков, по каждому из которых был назначен ответственный. При этом все исполнители - это высококвалифицированные кадры с многолетним управленческим и врачебным опытом работы. Среди них: главный внештатный специалист департамента здравоохранения Приморского края по амбулаторно-поликлинической помощи Анастасия Худченко, главный специалист-эксперт департамента здравоохранения ПК Евгения Шутка, главный врач КГБУЗ «ССМП г. Владивостока» Дмитрий Чурилов, главный врач ГБУЗ «ВКБ№1» Евгений Шестопалов и др.
Куратором проекта выступает вице-губернатор Приморского края – Павел Серебряков, еженедельно команда проекта отчитывается ему о проделанной работе на специальном совещании, который в принятой терминологии называется «проектный день». Руководителем проекта является заместитель директора департамента здравоохранения ПК Иван Здобин. Он обеспечивает управление командой проекта, буквально держит руку на пульсе, осуществляя мониторинг достижения критериев успеха, возможных отставаний по срокам или рискам, принимает меры, чтобы требуемые результаты были достигнуты. Функция административной поддержки руководителя и главного инженера проекта возложена на директора ГАУЗ «ПК МИАЦ» Марию Волкову. За методическую поддержку участников проекта отвечает центральный проектный офис (департамент проектного управления Приморского края).
Поэтапный контроль действий
Для грамотной и продуктивной реализации процесса устанавливается жесткий регламент действий с четким распределением функций и персональной ответственности между исполнителями, а также определяются конкретные сроки исполнения отдельных этапов, бюджет и конечные результаты процесса. В целом, практика проектного управления базируется на стандартизированном подходе к выполнению поставленного перед участниками плана проекта.
По словам Марии Викторовны, философия проектного управления предполагает уход от вертикальной субординации, поскольку команда проекта формируется исключительно на горизонтальном уровне.
- Руководителям медицинских организаций важно понимать, что проектное взаимодействие строится на принципе двойного подчинения – как функциональному руководителю в рамках исполнения должностных обязанностей, так и руководителю проекта, - объясняет директор ГАУЗ «ПК МИАЦ» Мария Волкова. - Таким образом, исполнение проектной роли может предполагать подчинение нижестоящему сотруднику в иерархии должностей. Это определенное новшество для главных врачей лечебных учреждений, но оно не вызвало разногласий между участниками проекта. Сегодня деятельность по исполнению контрактов затрагивает все учреждения здравоохранения, поэтому, конечно, мы рассчитываем на поддержку и понимание руководителей медицинских организаций. С учетом того, что все они знакомы с принципами проектного управления.
На начало действия проекта «Развитие информационных технологий в здравоохранении Приморского края на 2017-2021 годы» число граждан, записанных на прием к врачу дистанционно, составляло менее 4%; широкополосным доступом в сеть Интернет была оснащена 131 площадка МО (17%); оборудованием теле-ЭКГ оснащена только 21 бригада скорой помощи (около 16%) и только два ФАПа (1%). Количество жителей края, имеющих электронную медицинскую карту, составляло менее 5%, а медицинскими информационными системами были оснащены всего 4 МО (17%).
На текущий момент эти цифры планомерно увеличиваются. На конец декабря доля граждан, записанных на прием к врачу дистанционно, от общего числа записанных составила 12,5%; доля площадок медорганизаций, оснащенных высокоскоростными каналами связи – 69%, доля фельдшерско-акушерских пунктов, где обеспечен широкополосный Интернет – 19%; оборудованием теле-ЭКГ оснащены все бригады скорой помощи; доля ФАПов ЦРБ, оснащенных теле-ЭКГ, составила 90%; доля регистратур МО с возможностью записи на прием к врачу с использованием единого регионального сервиса посредством инфоматов составила 66%; доля МО амбулаторно-поликлинического звена в которых обеспечена возможность записи к врачу с использованием единого регионального сервиса – 100%.
На текущий момент эти цифры планомерно увеличиваются. На конец декабря доля граждан, записанных на прием к врачу дистанционно, от общего числа записанных составила 12,5%; доля площадок медорганизаций, оснащенных высокоскоростными каналами связи – 69%, доля фельдшерско-акушерских пунктов, где обеспечен широкополосный Интернет – 19%; оборудованием теле-ЭКГ оснащены все бригады скорой помощи; доля ФАПов ЦРБ, оснащенных теле-ЭКГ, составила 90%; доля регистратур МО с возможностью записи на прием к врачу с использованием единого регионального сервиса посредством инфоматов составила 66%; доля МО амбулаторно-поликлинического звена в которых обеспечена возможность записи к врачу с использованием единого регионального сервиса – 100%.