Российские медвузы: в фокусе – повышение качества образования
5544
Дискуссия об уровне профподготовки выпускников в разрезе того, как сделать систему образования будущих медиков более совершенной, имеет место быть всегда. На VIII международной конференции «РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине», участниками которой в том числе выступили эксперты из Приморского края, эта тема также активно обсуждалась. О том, как видится эта насущная проблема экспертам отрасли, корр. портала Vladmedicina.ru рассказал проректор по дополнительному образованию и аккредитации ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Сергей Лебедев, лично принявший участие в мероприятии.
Качество превыше всего
- Как показала прошедшая конференция, один из наиболее обсуждаемых сегодня вопросов, касающихся и медицинского образования, и практического здравоохранения, – это проблема повышения качества оказания медицинской помощи, - отмечает Сергей Васильевич. – Это многогранная задача, которая зависит от целого ряда факторов: от того, какие медикаменты используют в лечебных учреждениях, какие технологии применяются в лечении и диагностике тех или иных заболеваний, в каких условиях оказывается медпомощь, и насколько в принципе она доступна для пациентов! И, конечно, не снижая значимости всех перечисленных задач, важнейшую роль в части улучшения качества медицинской помощи играет уровень образования врачей. В частности, на «РОСМЕДОБР-2017» активно обсуждались вопросы подготовки как практикующих медицинских работников, так и выпускников, которые только-только делают первые шаги в профессии.
К сожалению, сегодня (и данная конференция не стала исключением) порой приходится слышать точку зрения некоторых экспертов, ставящих под сомнение качество подготовки студентов-медиков и указывающих на снижение интереса практикующих специалистов к получению новых знаний и профессиональных навыков. В противовес им, многие ведущие специалисты выражают свое несогласие с этой позицией и подчеркивают, что молодые врачи и опытные профессионалы идут в ногу со временем, успешно совершенствуя и подтверждая свои знания и умения, в то время как российская система медицинского образования предоставляет широкие возможности для совершенствования в профессии.
- Секция, на которой разгорелась данная дискуссия, называлась «Выпускник медицинского вуза. Ожидания работодателя», - говорит проректор ТГМУ. - Никто не сомневается в том, что дипломированный специалист должен быть полностью готов к реальной работе в практическом здравоохранении, к врачебной работе. Готовы ли наши выпускники к этому? Безусловно! И об этом ярко свидетельствуют результаты первичной аккредитации будущих медиков, прошедшей в 2017 году под строгим контролем независимых профессиональных ассоциаций и объединений. Есть ли то, что стоит корректировать и дополнять в системе подготовки медицинских кадров и непрерывного обучения врачей? Конечно! Медицина - это стремительно развивающаяся отрасль, где фактически каждый день происходят какие-либо значимые перемены, и, поверьте, медицинское сообщество все эти вещи отслеживает.
Результаты первичной аккредитации – достойное доказательство
Дискуссия об уровне профподготовки выпускников в разрезе того, как сделать систему образования будущих медиков более совершенной, разворачивается в обществе и выплескивается в СМИ в форме нелицеприятных, а порой даже оскорбительных высказываний о российских врачах. Но далеко не всегда они имеют под собой основание.
- Стоит понимать, что сама по себе система подготовки студентов и дополнительного образования врачей сегодня строго регламентирована, мы опираемся на федеральные государственные образовательные стандарты, и все чаще на профессиональные стандарты по специальностям – нормативные документы, носящие силу закона, - подчеркивает наш собеседник. - В частности, в 2017 году впервые состоялась первичная аккредитация на соответствие выпускников медвузов по шести профессиональным стандартам. Например, на соответствие профстандарту «врач-терапевт участковый» проходили аккредитацию выпускники лечебных факультетов по всей России. И так для каждой специальности. Пройдя успешно (!) сложный многоэтапный экзамен, выпускники получили право сразу идти работать в поликлиники – в первичное звено. И многие уже успешно трудоустроились. Оперируя реальными цифрами первичной аккредитации, проведенной независимыми аккредитационными комиссиями, зная эту статистику, особенно досадно слышать негативные мнения о профессиональной несостоятельности выпускников медвузов.
Как пояснил Сергей Лебедев, главная цель системы медицинского образования – подготовка специалистов для практического здравоохранения, врачей с высоким уровнем профессиональной компетентности.
- Мы работаем не ради образовательных программ как таковых, мы готовим высококвалифицированные кадры, - подчеркивает Сергей Васильевич. - Качество медицинского образования – это вечная тема. Проблемы были, есть и будут. Достичь идеала, скорее всего, невозможно. На конференции «Росмедобр-2017» в шутку ходило мнение, что вчерашний студент должен быть похож на высокотехнологичный электронный манекен - он должен быть хорошо программируем, обязан знать ответы на все вопросы, все уметь, совмещать в себе все таланты врачевания известных светил медицины по всем направлениям, не имея при этом права на ошибку. Согласитесь, было бы неплохо. Но так не бывает. Врач – не робот, это живой человек. Он развивается, растет и в жизни, и в профессии. И в корне неверно ставить перед молодым специалистом задачи, неподъемные даже для опытных профессионалов своего дела. Нельзя так подходить к этому вопросу. И объективно нет оснований говорить о том, что наши выпускники плохо подготовлены, когда они, повторюсь, успешно работают в действующих медицинских организациях. Здесь сама жизнь расставляет все по своим местам. Однако можно ли сделать качество подготовки еще более лучшим? Несомненно, да! И мы над этим работаем, и работаем ежедневно.
Do you speak English?
- Следующий момент – обязан или нет, врач знать английский язык? Актуальная сегодня тема. Само по себе владение иностранным языком - вещь достаточно хорошая. Медицинская наука развивается как в России, так и за рубежом. Английский язык официально считается международным. Великолепно, когда врач имеет возможность в оригинале читать зарубежные тексты о современных экспериментальных методиках, о новом оборудовании, о юридических аспектах медицинской деятельности. Но есть один важный нюанс, о котором многие в порыве горячих споров о состоятельности наших медиков просто забывают. Имеет ли право наш врач по российским законам применять эту методику? Есть ли разрешение на ее использование на территории РФ? А меж тем ответ очень простой и понятный.
В нашей стране очень строго регламентировано как нужно лечить большинство заболеваний, - поясняет проректор Тихоокеанского государственного медицинского университета. - Отступать от российских порядков и стандартов, установленных Министерством здравоохранения РФ, мы не имеем права. Но что важно, создатели и разработчики этих норм лечения - это врачи и научные сотрудники с огромным опытом работы, и они, безусловно, учитывают все передовые российские и зарубежные нововведения в области медицины. Знать о современном уровне развития мировой медицины необходимо всем представителям нашей профессии, с этим никто не станет спорить. Но требования к безупречному знанию языка должны относиться в первую очередь к системе образования и медицинской науке. И в этом плане у нас, в университете, есть отдельные программы подготовки специалистов по изучению иностранных языков, прежде всего, медицинской специфики. Поэтому, давайте, не будем подменять понятия.
Разве знание/незнание английского языка может явиться камнем преткновением для начала трудовой деятельности? Разве, принимая на работу сотрудника, в прошлом для меня как для главного врача лечебного учреждения на первом месте стояли его способности к изучению языков? Конечно, нет! Медицинские организации – это не научно-исследовательские центры, мы лечим граждан нашей страны по российским протоколам, порядкам и стандартам. И, принимая на работу вчерашнего выпускника, работодатель обращает внимание, прежде всего, на качество его профессиональной подготовки.
Информатизация как составляющая образовательных технологий
По словам Сергея Лебедева, большинство участников конференции отметили, что выпускники сегодня приходят вполне подготовленными для того, чтобы начать свою работу в профессии. Да, они обладают только начальными врачебными компетенциями, но в объеме, позволяющим им качественно оказывать помощь населению. Система обучения медиков связана с понятием «непрерывное медицинское образования». Это подразумевает то, что врач должен учиться всю свою профессиональную жизнь. И сегодня весь мир пытается «нащупать» те технологии, которые помогут сделать прорыв в сфере медобразования.
- Мы вплотную подошли к пониманию одной из очевидных проблем, - считает Сергей Васильевич, - снижение мотивации студентов, да и врачей к обучению, особенно с годами. И это одна из причин ухода кадров из профессии. Если на первом курсе студент с восхищением говорит о медицинской стезе, то к шестому - мы нередко сталкивается с его погасшим интересом в силу целого ряда субъективных и объективных причин. В определенном плане здесь снова вопросы к нам – преподавателям. Сделали ли мы все, чтобы обучение было интересным, современным? Что не хватает в обучении? Какие изменения в системе образования нам нужны? Если раньше шла речь о том, что студенту нужно было лично присутствовать на лекциях и семинарах, то сейчас мы частично уже идем по пути дистанционно-электронных образовательных платформ, что актуально и для высшего, и для постдипломного образования. То есть часть занятий классического типа, которые студентами (особенно на последнем курсе) воспринимаютсякак рутинные вещи,мы постепенно уводим в зону самостоятельного изучения с системой контроля активности слушателя и проверки его знаний в электронной среде.
Как подчеркивает эксперт - это мировая тенденция, позволяющая сохранить интерес студента и вывести качество образования на новый уровень. Таким образом, у преподавателя высвобождается время на изучение новых образовательных методик, и при личной встрече он уже обучает студента не базису (который тот изучает посредством новых технологий), а умению критически мыслить и справляться со сложными и неординарными задачами в рамках предстоящей врачебной работы.
- Конечно, не все дисциплины подходят к такому дистанционному формату, но большинство из них великолепно интегрируются в электронную форму, - дополняет Сергей Васильевич. - В идеале такая система обучения должна начинаться с самого первого курса, и мы планомерно двигаемся в этом направлении.
Сила – в единстве
Как отмечает проректор ТГМУ, особое внимание в сфере обучения выпускников-медиков необходимо уделять также умениям и правилам общения врача с пациентом. По его мнению, пробел в этой области имеется и его нужно восполнять.
- Наших врачей порой справедливо критикуют за неумение общаться с пациентами, - с сожалением говорит Сергей Лебедев. – Ведь, обратите внимание, большая часть жалоб сводиться к тому, что «если бы со мной вежливо поговорили, правильно бы все объяснили, у меня не было бы и половины претензий». Выстраивание взаимоотношений с пациентом – это целая наука со своими знаниями и навыками, и, увы, в этом плане мы серьезно отстаем от наших зарубежных коллег. Тем не менее мы много работаем и над этим вопросом.
Многое из вышеописанного включено в новую концепцию развития Тихоокеанского государственного медицинского университета, утвержденную ректором ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Валентином Шуматовым и активно воплощаемую сотрудниками вуза.
- Красной нитью через эту концепцию проходит мысль, сформулированная Валентином Борисовичем в ходе работы над стратегическим документом, - сила российского здравоохранения - в единстве, - констатирует Сергей Васильевич. - Нам – системе медицинского образования и практическому здравоохранению, без сомнения, есть куда прогрессировать, есть над чем работать, и что улучшать. Но мы должны делать это в содружестве, быть открыты друг к другу, использовать сильные стороны и избегать неэффективных подходов, чтобы иметь возможность обсуждать и договариваться, решать насущные вопросы и совместно определять приоритетный вектор развития на повышение качества медицинской помощи, в том числе и через систему медицинского образования.