Круглый стол: как защитить общественное здоровье

9401
Врачи Владивостока уверены, что одними запретами и пропагандой невозможно привить здоровый образ жизни населению. Как помочь жителям столицы Приморья  победить вредные привычки, медики решили обсудить вместе с другими представителями общественности на круглом столе «Партнерство бизнеса, власти и институтов здравоохранения для продвижения принципов ЗОЖ и защиты общественного здоровья».
 
Если бы не официальный документ

Если ранее здоровый образ жизни являлся не обязательной частью нашей жизни и больше входил в разряд хобби, то сегодня следование его принципам становится чем-то неизбежным для всех. Министерство здравоохранение РФ разработало для этого еще почти два года назад соответствующий документ - проект межведомственной стратегии формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. 7 августа 2017 г. был утвержден и паспорт реализации аналогичного приоритетного проекта. Значит, документу, требующему насаждения принципов здорового образа жизни, дан официальный ход.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

Профессиональное врачебное сообщество, как и чиновники, с удовольствием приняли эту инициативу к действию. Ведение ЗОЖ поможет решить глобальную задачу национального масштаба – сохранение здоровья нации. Согласно стратегии, к 2025 году в стране 60% населения станут истинными приверженцами здорового образа жизни. На сегодня уже 36% россиян ведут ЗОЖ и активно занимаются спортом.

Паспорт проекта четко прописывает меры, которые необходимо для этого предпринять. Некоторые из них: активная пропаганда ЗОЖ, мотивирование на ведение такого образа жизни, контроль состояния здоровья через профилактические медосмотры, запрет на рекламу фаст-фуда, колбасных изделий, чипсов и других вредных продуктов питания, открытие сети столовых здоровой и диетической пищи. Всего на реализацию мер данного проекта стратегии предполагается потратить более 3,5 млрд рублей.

В целом сама стратегия, как и паспорт реализации приоритетного проекта по формированию ЗОЖ, логична и продумана, но достижение целевых показателей при выбранных мерах реализации совершенно не соотносится с владивостокской действительностью. Речь идет не столько о том, что сомнительно сделать 60% населения приверженцами здорового образа жизни, сколько о том, что 36% едва достижимы для дальневосточного пациента.

Особенности приморской ментальности

В краевом центре Приморья постоянно проходят различные спортивные мероприятия за ЗОЖ. Владивостокский клинико-диагностический центр ведет активную пропаганду здорового образа жизни и проводит много различных оздоровительных акций: «10 000 шагов», «Улица здоровья», «Здоровое Приморье», «Здоровый город» и другие.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

- Мы стараемся мотивировать людей, - отмечает заведующая кабинетом межведомственных и внешних связей Приморским краевым центром медицинской профилактики КГБУЗ «ВКДЦ» Татьяна Минеева. - Организуем различные акции, лекции, флешмобы, а также Владивостокский клинико-диагностический центр каждую субботу проводит «Прогулку с врачом». Но при этом специалисты ВКДЦ признают, что в основном на эти встречи приходят люди более зрелого и пенсионного возраста, молодые бывают намного реже.

Самые главные опасения у медицинского сообщества вызывает отсутствие мотивации у пациентов вести здоровый образ жизни, желания сохранять здоровье. Сами пациенты крайне неохотно внимают рекомендациям врача, они не считают себя заинтересованными в этом процессе. Получается так, что привитие основ ЗОЖ нужно сегодня только медикам. О чём говорит и официальный документ – проект стратегии, которая, по сути, должна быть межведомственной.

Д.м.н., практикующий врач-кардиолог МЦ «Мечников» Валерий Сейидов, наблюдает около 2 000 человек в год, среди которых достаточно людей среднего возраста и пациентов более старшего поколения.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

- В основном их можно распределить на три категории, - рассказывает Валерий Гамитович. - Первая группа составляет треть от общего числа - настоящие фаталисты. Как только они слышат рекомендации по ведению здорового образа жизни, на их лице возникают ухмылка и изжога, потому что им это не надо. Вторая группа, еще одна треть, отличается тем, что, наоборот, достаточно активно проявляет себя. Они быстро включаются в любой проект по улучшению здоровья, внешнего вида, самочувствия. Эта категория постоянно худеет, толстеет, принимает добавки, витамины, перепробовала все диеты, виды массажей и всегда не постоянна в своем порыве. Поэтому и эффект от их усилий временный и недолгосрочный. Только 20% пациентов поддаются влиянию, слушают и внимают рекомендациям врачей. Как изменить это соотношение, специалисты пока не знают.

Можно ли повлиять?

Относительно мер воздействия врачебное сообщество практически единодушно. Если уговоры и пропаганда не помогают, то только репрессии помогут решить эту проблему. Однако эти санкционные меры в первую очередь может ввести только работодатель. Ведь большую часть времени человек проводит на работе. Именно такие люди полностью выпали из-под влияния пропаганды. К врачам  не ходят, и общественникам их не зацепить.

- Работодатели как заинтересованные в здоровье сотрудников лица, смогут помочь оказать воздействие на пассивность и отсутствие мотивации у работающего населения, - продолжает Валерий Сейидов. - Сотрудники, имеющие успехи в спорте, по итогам года могут поощряться финансово.

Конечно, необязательно такие меры должны касаться зарплаты. Это может быть и социальный пакет, на который претендует сегодня каждый сотрудник. Например, давать отпуск не в июле, а в январе за нездоровый образ жизни, отказывать в выдаче полиса ДМС, тогда как у других «правильных» работников он есть, или в других корпоративных бонусах.

С другой стороны, на противников ЗОЖ можно воздействовать и финансово, уверены эксперты круглого стола.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

- Людей за вредные привычки не нужно ничего лишать, они просто за свое удовольствие должны платить, - считает врач-онколог Приморского центра амбулаторной хирургии и онкологии Андрей Гончаров. – В связи с этим повышение акцизов я считаю правильным.
Как показывает мировой опыт, в отношении табачной и алкогольной продукции, повышение акцизов работает. Но, по мнению самих производителей, эта мера не всегда является эффективной.

- Как показала практика европейских стран, у данного способа регулирования есть предел, связанный с покупательской способностью населения, - уточняет управляющий по научно-исследовательским вопросам ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Улупов. - Дело в том, что цены за пачку сигарет, превышающие финансовые возможности потребителя, всегда влекут за собой стремительное развитие рынка нелегальной продукции. Торговать контрабандными табачными изделиями для криминальных группировок в некоторых странах сегодня так же выгодно, как и наркотиками. Значит, повышение акцизов и цен не поможет искоренить вредные привычки полностью.

Все-таки здоровый образ жизни следует начинать с личного примера, личного выбора менее вредных и более здоровых альтернатив своим вкусовым привычкам.

- Я тоже страдаю избыточным весом, хочу пойти в спортзал и нахожу много отговорок для самого себя: дети, работа и т.д., – делится врач онколог-маммолог Краевого клинического центра специализированных видов помощи Андрей Свиньин. - Пока мы не начнем с себя, никаких движений не будет.

Когда мы говорим о формировании здоровых привычек детей, это правило работает на все 100%. Для молодого поколения важно показать ваш потребительский выбор.

Как изменить этот мир

Все же поведенческая составляющая - самая важная в истории про ЗОЖ. Главное, чтобы этот выбор был. Вести здоровый образ жизни проще и двигаться на пути к нему легче, когда вам позволяют сделать этот выбор, и предлагается менее вредная альтернатива с похожими потребительскими качествами.

С этой точки зрения, посыл стратегии - открыть сети столовых здорового и диетического питания - очень важен. Это первый шаг на пути к правильному питанию каждого человека. Поэтому также важно, чтобы в процесс формирования ЗОЖ включился и бизнес, в частности, производители товаров народного потребления и производители тех самых вредных продуктов.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

Много вопросов с этой точки зрения вызывает именно табачная продукция. Непонятно, что делать курильщикам со стажем, которые не могут или не собираются расставаться с этой привычкой. Оказывается, бизнес уже приготовил инновационную альтернативу и для них.

- Всем известно, что никотин вызывает зависимость, но большинство заболеваний, связанных с курением, вызывается вредными веществами в табачном дыме, которые образуются при горении табака, - поясняет Дмитрий Улупов. - Получается, если курильщику предложить замену, в которой тоже будет никотин, но без продуктов горения, это будет гораздо менее вредно. Наша компания разработала такой продукт, который обладает насыщенным вкусом и дает привычный для курильщиков никотин и аромат, но при этом не вырабатывает дым. Это электрическая система нагревания табака. Она разработана нами для тех совершеннолетних курильщиков, кто сегодня по каким-либо причинам не бросает курить.

По словам Дмитрия Юрьевича, в Японии, где этот продукт вошел в обиход почти три года назад, около 15% курильщиков смогли полностью отказаться от обычных сигарет, перейдя на это устройство.

- Проведенные нами клинические исследования демонстрируют сниженное воздействие вредных веществ на курильщиков, переключившихся на электрическую систему нагревания табака, а также нормализацию их биологических и функциональных показателей, схожую с изменениями, обычно наблюдаемыми при отказе от курения, - подчеркивает эксперт.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

Производители сладких газированных напитков сегодня также находятся под пристальным вниманием общественности. Отношение последней к этим жидкостям практически такое же, как к фаст-фуду, производителям чипсов. Сахар сегодня называют едва ли не главным фактором риска развития большинства хронических и смертельных заболеваний. Поэтому производители данных напитков делают акцент на том, чтобы снизить его содержание в напитках, и используют для этого сахарозаменители, отмечает представитель Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Юлия Каскова.

Но самое главное, считают представители бизнеса, потребителя надо учить заботиться о своем здоровье, доносить до него, что у него есть выбор, что он сам ответственен за своё здоровье и никто, кроме него, не сможет защитить его от развития различных заболеваний. Конечно, людей надо информировать об этом.

Александра Мухотина, Андрей Гончаров, Андрей Свиньин, Валерий Сейидов, Татьяна Минеева

 - Здоровье - это самое ценное, это наша общая цель, и как можно перекладывать на кого-то охрану своего здоровья, - акцентирует президент НП «Союз медицинских организаций и врачей Приморского края», к. м. н., гинеколог-эндокринолог, главный врач Центра эндокринного здоровья и репродукции «Примавера» Александра Мухотина. - Предлагаю объединить усилия в пропаганде здорового образа жизни в любом возрасте, путем объединения ресурса медицинской общественности, молодежных и общественных организаций, СМИ, представителей бизнеса, которые заинтересованы в активном профессиональном долголетии своих сотрудников. Главное – не надо отказываться от обмена информацией между ведомствами. Тем более что даже официальный документ Минздрава РФ отсылает к этому межведомственному сотрудничеству всех сторон общественности. Только объединение усилий на пути к общей цели - сохранению и охране здоровья нации – дает нужные результаты!




  Рейтинг: 4.89, Голосов: 9



Поделиться
9401
Личный кабинет