Родоначальник гражданского здравоохранения
3767
Краевая консультативная поликлиника государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Приморская краевая клиническая больница №1» по праву считается родоначальником гражданской медицины региона. Основанное в 1953 году лечебное учреждение первичного звена собрало под свое крыло практически всех уникальных специалистов, работающих в регионе, в том числе 11 главных внештатных специалистов департамента здравоохранения Приморья. Почему ЛПУ по праву считается локомотивом и лидером в оказании медпомощи жителям края, и в чем состоят основные принципы ее доступности, корр. портала VladMedicina.ru рассказала заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе ГБУЗ «ПККБ№1» Ольга Топчий, врач высшей категории, отличник здравоохранения.
Все специалисты – в одном месте
- Ольга Сергеевна, насколько краевые жители могут быть уверены в качестве и доступности оказываемой в ЛПУ медицинской помощи?
- У нас работают большинство внештатных специалистов департамента здравоохранения Приморского края, которые оказывают консультативный прием и в поликлинике, являясь заведующими профильных отделений. К примеру, зав. отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции регионального сосудистого центра Виктор Брицын, зав. пульмонологическим центром Михаил Киняйкин, зав. кардиохирургическим отделением регионально-сосудистого центра Александр Хелимский. Колопроктолог, нейрохирург, эндокринолог, ревматолог, сердечно-сосудистый хирург, специалист по проверке электрокардиостимуляторов, кардиолог для пациентов с легочной артериальной гипертензией, травматолог-ортопед…Таких консультирующих профессионалов больше нет нигде. Если у пациента есть проблема, она будет обязательно решена. У нас трудятся в основном врачи высшей квалификации, кандидаты медицинских наук, заслуженные работники отрасли, отличники здравоохранения.
- Получается, есть прямая связь со стационаром?
- Безусловно. Ведь наша поликлиника является структурным подразделением Приморской краевой клинической больницы №1, поэтому все современные технологии, применяемые в стационаре, автоматически задействованы на амбулаторном этапе. И для диагностики, и для лечения, включая дорогостоящие исследования – КТ, МРТ, вплоть до коронароангиографии. И все это в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2017 год, по полису ОМС. Причем на догоспитальном этапе, еще до того, как больному назначат при необходимости и по показаниям стационарное лечение.
- Люди не привыкли доверять бюджетным медучреждениям, иногда справедливо считающими их работу по «потоковому принципу», и многие предпочитают обращаться в частные клиники. Это миф или реальность?
- Конечно, жители края привыкли думать, что в госорганизациях здравоохранения нивелируется человеческий фактор, и многим действительно проще обратиться в коммерческий медцентр, минуя все порядки и правила. Но я как человек, работающий в системе с 1984 года, специалист со стажем (а в следующем году исполнится 20 лет, как руковожу данным подразделением), этого не приемлю. Пациент не должен оставаться наедине со своей проблемой, ему обязан помочь грамотный и опытный врач. А таковые в своем большинстве все-таки представляют бюджетную медицину, они выращены и воспитаны в ней.
- В последнее время стало модным ставить себе диагноз по интернету. Насколько оправдано подобное отношение к своему здоровью?
- Никогда рядовой человек не сможет понять, что с ним не так без обращения к специалисту. Каждому свое. Врач должен уметь лечить, журналист – писать, и т.д. Это прописные истины. И у нас работают высококвалифицированные специалисты, которые определяют сообразно полученному клиническому мышлению объем необходимых исследований и оптимальные схемы лечения для каждого конкретного человека. Определяют все сложные экспертные случаи – когда, куда и к кому направить. Поэтому только команда и коллектив единомышленников способны наиболее эффективно оказать нужную медицинскую помощь.
- Условия ее оказания изменились именно в рамках госгарантий?
- Да, это произошло в текущем году, и все правила и порядки приняты, прошли согласительные комиссии департамента здравоохранения Приморского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Иногда данные порядки становятся препоной для оказания помощи жителям Владивостока: нет возможности самообращения в ККП. Но система работает, и достаточно четко. Сегодня нам необходимо собрать много сведений о пациенте – его паспортные данные, СНИЛС, полис ОМС, место прикрепления к ЛПУ, наличие пациента в базе ЕИР (единого информационного регистра). Но главное, все это есть в компьютерной базе данных, а с 2013 года функционирует программа «Электронная регистратура». В 30-ти медицинских учреждениях края электронная запись к требуемому консультанту ККП позволяет пациенту самостоятельно выбрать любой удобный для него день.
Работа до последнего пациента
- Насколько все-таки доступно попасть к вашим специалистам?
- Судите сами – доктора районных поликлиник заходят в наше расписание и назначают дату и время приема. Мы не выходим из пределов ожидания, прописанных в законе, – это максимум 14 дней. Люди должны понимать, что данная запись – плановая и предварительная. Она может быть очной, или осуществляться посредством телефонного звонка, или по интернету. В срочных и экстренных случаях всегда есть талоны в день обращения. Вы приехали сегодня, и вы житель Приморского края? Без консультации и помощи не окажетесь. Если есть сложности с записью в районе, у нас существует право зарегистрировать и принять этого приехавшего жителя. Начало работы врачей специалистов ровно в 8.00, а окончание - когда будет полностью завершен прием. Врач работает столько, сколько нужно для больного.
- Но все же направление от терапевта районной поликлиники обязательно?
- Оно необходимо, и это говорит о том, что на первом уровне оказания медико-санитарной помощи пациента осмотрели, обследовали согласно существующим стандартам. Показанием для консультации является наличие проблемы пациента, которую не может решить лечащий врач в силу отсутствия необходимого оборудования и материального обеспечения, безусловной необходимости специализированной либо высокоспециализированной медицинской помощи, неясности и сложности текущего лечебно-диагностического процесса, иных сложившихся в конкретной ситуации условий. Лечащий врач обязан обеспечить своевременность консультации пациента для осуществления ранней диагностики заболеваний, коррекции лечения, определения дальнейшей тактики ведения.
В условиях краевой консультативной поликлиники пациенту предоставляются диагностические исследования, лечебные процедуры, манипуляции толькопо назначениям врачей – консультантов ККП. И уже здесь наши специалисты примут решение – есть показания для госпитализации его в отделения нашего стационара или отправить в центральные клиники страны по линии высокотехнологичной медицинской помощи. Соответственно, именно врач второго уровня владеет полной информацией о тактике дальнейшего ведения пациента. Наше медицинское заключение – руководство к действию для лечащего доктора. И мой телефон всегда доступен 8 (423)240-05-81, есть во всех справочниках. Подчеркну, что человек должен думать о себе не в тот момент, когда он заболел, а заблаговременно заботиться о своем здоровье. Приведу пример – вы же для автомобиля техосмотр раз в год делаете, резину меняете с зимней на летнюю, так почему сами не обследуетесь?
- Как сформировать подобное отношение к своему здоровью?
- К сожалению, здесь универсальных практических советов я дать не могу. Люди думают: вы врачи, вы и лечите. Нет, каждый должен делать все от него зависящее. Меняйте образ жизни, привычки, круг общения, систему питания, физическую активность. И следуйте рекомендациям врачей, к которым вы обращаетесь. Главное не бояться идти к врачу и не опаздывать. Настоящий специалист всегда подскажет, что необходимо сделать. Впрочем, других не держим. Люди бросают курить, когда им ампутируют ноги, или злоупотреблять спиртным, когда случилось два инфаркта. Это недопустимо. А нам приходится лечить последствия.
- Ольга Сергеевна, а call-центр в вашей поликлинике есть?
- Обязательно, он работает уже год, телефоны 8(423) 240-06-24, 240-28-37 с 8 утра до 19 часов, с понедельника по пятницу, кроме субботы и воскресенья. Это сторонняя компания, которая записывает пациентов на прием к специалистам. Повторюсь, у нас есть все формы записи – и очно, и по телефону call-центра. Требуется только ваше желание, а дальше ответственность берем мы. Не забывайте – вы сами пишете сценарий собственной жизни и составляете карту своего здоровья. На поезд по имени «жизнь» дважды билет не купишь.