В третьей поликлинике – за преемственность поколений

4871
Дата – 15 августа 2017 года, ставшая днем встречи ветеранов войны и труда с сегодняшними школьниками – запомнится надолго. И людям, не жалевшим здоровья и жизней для общего дела победы над врагом, и подросткам, которым только предстоит сделать свой человеческий и профессиональный выбор, исполнить гражданский долг, и сотрудникам Владивостокской поликлиники №3, сумевшим обспечить связь времен и поколений. Ветераны делились воспоминаниями о своей боевой и рабочей юности, перенесенных тяготах и свершениях, а дети с огромным удовольствием продемонстрировали танцевальные номера и прочитали патриотические стихи.

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
Агитбригада, будь готова!
 
По уже сложившейся традиции, этим летом несколько школьников провели каникулы с пользой – работали в КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №3». Но не только обретением профессиональных навыков и знаний запомнится им минувший август. Под руководством председателя молодежного комитета, врача–эпидемиолога Алексея Третьякова и врача-терапевта Натальи Рассохиной из учащихся была организована агитбригада, которая пригласила ветеранов Ленинского района на торжественный вечер. Школьники от души поздравили ветеранов с прошедшим Днем Победы и наступающей датой окончания Второй мировой войны, которая отмечается 2 сентября.
 
Юноши и девушки с чувством станцевали специально выученный к этому дню вальс, а также прочитали стихи на военную и патриотическую тематику. В свою очередь, ветераны поделились историями из своего героического прошлого, надолго завладев вниманием аудитории.

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
Сын полка, ветеран ВОВ Семён Плетус даже пригласил одну из девушек на медленный танец, а потом обратился к молодежи с напутственной речью, чтобы они любили свою Родину, были настоящими патриотами, не бегали от службы в армии и исполняли свой воинский и гражданский долг с честью и достоинством. Затем Семён Иванович отблагодарил юных участников мероприятия и коллектив ЛПУ мастерски спетыми частушками под аккомпанемент доброй русской балалайки.
 
После теплого и праздничного концерта для участников ВОВ и ветеранов сотрудники «третьей» поликлиники накрыли сладкий стол, вручили цветы и устроили душевное чаепитие, вышедшее далеко за рамки формального и официального общения. 

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
Конечно, участия в прямых военных действиях и боях Семён Плетус не принимал. Когда началась война, ему было всего 9 лет. Тогда мальчик служил как сын полка юнгой в одной из воинских частей, дислоцирующихся во Владивостоке. А так как город на тот момент имел статус боевого порта, Семён Иванович по праву получил удостоверение участника Великой Отечественной войны.
 
- В первые годы войны погиб мой первый брат, а вскоре сложил свою голову и второй, - поделился Семён Иванович. – Я десятилетним мальчишкой убежал из дома, чтобы попасть на фронт.  Я рвался драться с немецкими захватчиками, но как несовершеннолетний был оставлен в расположении части. Когда война закончилась, мне ещё не было и 16 лет. В это время я ходил в гражданскую школу, куда нас с пацанами водил старшина роты. Меня направили в Благовещенское военное училище, а потом я служил и работал в ТОФ. После много кем был — первым помощником капитана, инструктором по партийной и идеологической работе, секретарём парткома, начальником отдела кадров завода «Металлист», заместителем генерального директора управления торгового флота. Работал и одновременно учился, поэтому имею четыре знака о высшем образовании. Я с гордостью ношу медали за победу над Японией, и Германией, к 20-летию и 25-летию Победы, орден «Отечественная война второй степени».
 
О патриотизме, любви, дружбе и браке
 
А еще 10 августа Семён Иванович отпраздновал свой 85-летний юбилей. Администрация «третьей» поликлиники в этот день пригласила ветерана, чтобы искренне и от души поздравить его с этой замечательной датой и выразить свою благодарность и признательность.

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
- Мы очень рады сегодня вас видеть, примите наши сердечные поздравления, - обратилась к участнику ВОВ и.о. заведующей КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №3» Анаида Бердзенова. –Желаем вам здоровья на долгие-долгие годы, чтобы мы с вами еще не раз встречались здесь, в нашей поликлинике, вместе отмечали праздники и сердечно поздравляли вас. А ваше 100-летие обязательно отметим в этих стенах!
 
Семён Иванович поддержал идею о частых встречах в будущем и выразил готовность и желание прочитать серию лекцию на различные темы. Учитывая заслуги, звания, регалии и широчайший кругозор этого удивительного человека, можно не сомневаться, что они будут непременно познавательными, откроют немало новых тем и неизвестных страниц истории для коллектива ЛПУ.
 
- В частности, я готов порассуждать на тему российско-японских отношений в разрезе принадлежности Курильских островов, противостояния с США и возможности Третьей мировой войны, - озвучил свои пожелания ветеран. – И еще одна тема будет особенно интересна для женщин, она о любви, дружбе, браке и нравственном воспитании молодежи. Очень надеюсь, что наша дружба от таких встреч станет еще крепче.
 
Дары моря для бойцов Красной Армии
 
У каждого из ветеранов – своя судьба, свой жизненный путь, но их всех объединяет одна общая национальная беда, постигшая великий народ великой страны 76 лет назад. 

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
Мария Дикова родилась в далеком 1928 году в Саратовской области. Родители приехали в Тернейский район Приморья по вербовке в 1936-м, войну она встретила 14-ти летним подростком. Работала наравне с взрослыми на рыбокомбинате в п. Светлая. Они ковали и приближали победу, как могли, от зари и почти до самой ночи заготавливая для фронта морской улов, в основном, сельдь и сушеных крабов.
 
- Тогда еще не было ни малых рыболовецких судов, ни плавбаз, дары моря вылавливали традиционным «дедовским» способом – сетями, на обычных лодках, - улыбается Мария Ивановна. – Селедки было настоящее изобилие, мы сидели на берегу, рыбаки ее привозили, высыпали в ящик и давали бирку – для учета. Затем ее кидали в огромные чаны, вкопанные прямо в землю, присыпали солью и оставляли на трое суток. Прямо на месте делали бочки, и в них аккуратно и плотными рядами укладывали рыбу. Закрывали под прессом крышку, в которой было отверстие, и мы, ученики, через воронку заливали туда тузлук.  На бочку ставили штамп, и все, продукт готов к отправке бойцам Красной Армии.
 
Крабов привозили огромных, сейчас таких уже не попадается. Бросали их в бак с кипящей водой, пять минут варили, немного охлаждали, и женщины специальными ножами-секачами разделывали членистоногих. Затем крабовое мясо отправляли в сушильный цех, где его в жарочных шкафах доводили до состояния мелкой сухой крупы. Ее запаковывали в мешки и также отправляли на фронт. Продуктовая помощь шла бесчисленными вагонами, мы работали, не покладая рук. Старшая сестра Александра Ивановна трудилась бухгалтером, а я вместе со всеми участвовала в обработке рыбы и крабов. Мы знали, что каждая бочка, каждый мешок является пусть маленьким, но нужным вкладом в общее дело победы. А в том, что мы одолеем врага, и прогоним его с родной земли, никто не сомневался.
 
На рыбокомбинате Мария Дикова проработала не только всю войну – всю жизнь. Лишь в 1945-м она была официально зачислена учеником своей сестры в бухгалтерию. Выше семи классов «прыгнуть» в то время и в тех краях было невозможно, на дворе - трудные послевоенные годы, карточная система. Несмотря на отсутствие специального образования, она смогла добиться высоких постов на родном предприятии, в 23 года стала бухгалтером, потом 13 лет занимала должность заведующей детским садом. И 13 путевок в жизнь для сотен маленьких приморцев.
 
- Жизнь у меня удалась, мне не на что жаловаться, - убеждена Мария Ивановна. –Я победитель соцсоревнования, имеется и министерская награда. У меня в трудовой книжке – 42 благодарственные записи, и всюду мне оказывали искренние почет и уважение. Вышла замуж за любимого человека, вырастили троих замечательных детей. И мы до сих пор вспоминаем земляков¸ ушедших на фронт и не вернувшихся с той страшной войны. Два Николая – Зимин и Тарасов. Каждый год 9 мая накрываем на стол и говорим огромное человеческое и гражданское спасибо за их солдатский подвиг.
 
Под блокадным Ленинградом
 
Когда в страну пришла война, Антуанетте Костиной двумя неделями ранее исполнилось 14 лет. Уроженка г. Макарьева Костромской области, она, как и многие ее сверстники, не могла поверить в эту невозможную весть. По всему городу – выпускные школьные балы, нарядные девушки с цветами, музыка, танцы, веселье, смех…

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
- Когда немного пришли в себя, все стали искать возможность хоть как-то помочь фронту, - вспоминает Антуанетта Семеновна. – Я пошла в ремесленное училище, выучилась на токаря, во время учебы выполняли различные колхозные и военные заказы. Когда исполнилось 16, нас отправили под Ленинград, шел ноябрь 1943 года. Вокруг смерть и разруха, вместо домов – одни остовы, голые «ребра», вместо деревьев – срезанные снарядами пни. Нас определили на ТЭЦ, снабжавшую блокадный город электричеством. Жили в солдатских палатках, чтобы не замерзнуть, топили «буржуйки». Потом отремонтировали общежития – женское и мужское. На станции разгребали мусор и завалы пленные эстонцы, но потом стали происходить несчастные случаи, и их куда-то увезли. Сначала мы с утра до вечера расчищали помещения ТЭЦ, но меньше, чем через год я уже стала трудиться по токарной специальности, подготовили к пуску одну турбину. Позже перевели в инструментальный цех.
 
Радио не выключали ни днем, ни ночью, с замиранием сердца следили за фронтовыми сводками. И как-то сквозь сон слышим любимый голос диктора Левитана, объявившего о безоговорочной капитуляции Германии. Мы все вскочили со своих деревянных нар и во весь голос вопили: «Война закончилась!». Побежали к мальчишкам, а они спят. Мы кричали, стучали к ним в окна. Стали обниматься, плакали, смеялись. Словами эти чувства описать невозможно, такое никогда не забудется. Все небо было в трассерах от пуль, которые выпускали люди, услышав эту долгожданную новость. Утром, конечно, никто не работал, да и какая работа в такой великий день?
 
Когда закончилась война, родители девушки уже развелись, отец уехал на Камчатку и позвал дочь жить к себе. Продовольственное снабжение тогда там было лучше, чем в центральных районах страны. 
 
- На Камчатке работала телефонисткой, вышла замуж, через какое-то время жизнь занесла нас в сибирский город Шахтинск, - рассказывает Антуанетта Семеновна. – Мы поднимали город практически с нуля, восстанавливали шахты. Потом завербовалась в Приморье, была и разнорабочей, и штукатуром, и маляром. Вызвала сюда маму и родную сестру, потом выучилась на бухгалтера, и до пенсии сводила дебет с кредитом. Сын живет под Киевом, ему уже скоро будет 70, по профессии  программист, сейчас на пенсии, но до сих пор работает, преподает английский язык. Дочке 62 года, окончила технологический институт, тоже на пенсии. Есть внучка, она у меня педагог, горячо любимая правнучка… Я в этой жизни все успела, всех выучила, поставила на ноги, вывела в люди. 
 
Все для фронта, все для Победы!
 
Ветеран и инвалид ВОВ Екатерина Шумаева к началу войны работала в одном из колхозов Алтайского края. Сегодня это трудно представить, но тогда в коллективных хозяйствах трудились не за зарплату, а за «палочки-трудодни», которые могли быть овеществлены в виде продовольственных и хозяйственных товаров только при условии более-менее приемлемого урожая. При этом уехать в город практически не представлялось возможным, так как ко всему прочему крестьянам не полагалось иметь паспортов.

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
- Нет урожая – соответственно, никто ничего и не получит, - констатирует Екатерина Андреевна. – Мы по-настоящему голодали, ходили в школу обносках и распухшие от постоянного недоедания. Я даже «шестилетку» не окончила – в последний класс идти в школу было просто не в чем. Жили трудно и тяжело, я и в полях, и на скотном дворе, и на молотилке зерна работала. Пасла овец и отчаянно дралась с волками. Из молока делали брынзу и отправляли на фронт. Животные, наевшись травы, ложились отдыхать в высокую полынь, а серые разбойники молниеносно хватали жертву и тащили прочь. А мы с напарником-пастухом из Калмыкии с палками бежим отбивать. Один раз накормила удойных овец и проспала, когда их порвали волки.  Мой отец был бригадиром, и ему присудили, чтобы он возместил стоимость 26  овец. Очень переживал, что меня посадят в тюрьму, но, слава богу, обошлось. 
 
Война закончилась, и было уже не до учебы – восстанавливали разрушенные хозяйства, выхаживали скотину, кормить было нечем. Да и как пойдешь учиться в город, если, не то что паспорта, справки не давали?
 
Екатерине Шумаевой удалось окончить 8-месячные курсы счетоводов, а семья жила недалеко от Семипалатинского полигона. Никаких радиоактивных сводок и сообщений об испытаниях ядерного оружия в то время, конечно, не передавали. Жители вывешивали сушить белье, и через несколько часов оно становилось коричневым, у людей появлялись непонятные хвори, общее недомогание.
 
- О радиации тогда ничего не знали и не понимали, что это такое, - вздыхает ветеран войны. – Сейчас нам за те испытания платят 600 рублей надбавки к пенсии. Но разве вернешь за эти деньги утраченное здоровье? Спасибо, что в родной «третьей» поликлинике не забывают. А в Приморском крае я оказалась так – сестра завербовалась в Хабаровск, потом переехала во Владивосток и начала потихоньку вытаскивать нас, своих родных. В колхозе стало совсем худо, у меня на руках трое детей, вернулся со службы старший сын, а мы ничего не получали. Дочка к этому времени окончила «десятилетку», потом младший сынишка, сестра посылала вызов за вызовом. Так мы на Дальний Восток, к счастью, и перебрались. Собрали всей семьей понемногу денег, купили домик на ул. Иртышской. Муж пас коров, я устроилась поваром в детский сад. Потом заведующая перешла в другое дошкольное учреждение, от завода «Изумруд», и забрала меня к себе. А у меня уже возраст пенсионный подошел, поставили воспитательницей в первую группу. Но я не могу с детьми строго обращаться, избаловала их, поэтому сама отказалась от этой должности, и ушла из детсада. Взяли в банно-прачечный комбинат, где отработала три года, после чего ушла на заслуженный отдых. 

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
Ветераны войны и труда – люди особого сорта, воспитанные в лучших традициях уважения к Родине и ближним. Несмотря на все ужасы самой кровавой войны в истории человечества и перенесенные тяготы, они сохранили в себе добро и уважение к окружающим. К ним по полному праву можно отнести знаменитые строчки из баллады Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей».
 
При этом у них широкая душа и по-настоящему большое и отзывчивое сердце. И каждый, рассказывая о себе, своем полном трудностей жизненном пути, просил обязательно упомянуть о врачах Владивостокской поликлиники №3, которые, в свою очередь, всегда помнят о тех, кто заплатил очень высокую цену за счастье будущих поколений. Как не забывают об этом сегодня и еще совсем юные ребята, ради которых их прадеды и сражались на полях Великой Отечественной войны
 
Со слов главного врача КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №3» Вадима Олейника и курирующей социальное направление в медучреждении Вероники Ильиной, в ЛПУ всегда чтут ветеранов, оказывая им не только поликлиническую помощь в максимально возможном объеме, но и принимая человеческое участие в их судьбе. 

Вадим Олейник, Вероника Ильина, Владивостокская поликлиника №3
 
 


  Рейтинг: 5, Голосов: 26



Поделиться
4871
Личный кабинет