Передовой рубеж ПККБ №1
5707
Приемно-диагностическое отделение больницы - место, где начинается борьба за здоровье пациента - является одним из ключевых подразделений учреждения. Ведь именно от качества организации медпомощи на этапе первого обращения в ЛПУ зависит не только успех последующего лечения и выздоровления, но и зачастую жизнь пациента. Как строится работа важнейшего звена ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больница №1», рассказала корр. портала VladMedicina.ru врач-терапевт высшей категории, заведующая приемным отделением Марина Супрон.
Уделить время всем
Всего в ГБУЗ «ПККБ №1» 726 стационарных коек. Из них 305 – хирургического профиля, 275 – терапевтической направленности, 140 коек выделено для помощи больным по профилю «акушерство и гинекология», 6 - для оказания помощи новорожденным на втором этапе выхаживания. Ежегодно в стационаре проходят лечение около 20 тысяч пациентов, и выполняется более шести тысяч оперативных вмешательств.
В сутки через приемное отделение Приморской краевой клинической больницы №1, расположенное на первом этаже хирургического корпуса, проходят в среднем до 140 человек. Оно функционирует как централизованное и обеспечивает госпитализацию во все имеющиеся отделения ЛПУ. Пациенты с подозрением на инфекционное заболевание изолируются в бокс и осматриваются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами.
- Профильный или непрофильный больной – мы никому и никогда не откажем в помощи, - поясняет заведующая отделением. – Необходимо уделить время каждому пациенту, и это все без учета бесперебойно поступающих телефонных звонков и заполнения медицинской документации. Вот смотрите, на часах – еще нет и 12, а к нам уже обратилось около 80 человек. Поэтому работаем оперативно, четко, слаженно. Прерваться хотя бы на секундочку и приостановить работу просто не имеем права. Не та специфика. Экстренных пациентов мы принимает круглосуточно. Госпитализация больных в плановом порядке осуществляется с понедельника по пятницу с 8 до 16 часов.
В структуру отделения входят: регистратура, диагностическая палата, хирургический кабинет, диагностический кабинет для приема больных с острым нарушением мозгового кровообращения, бокс, комнаты для персонала. В непосредственной близости от приемного отделения размещены кабинеты служб, не входящих в структуру приемного отделения, но существенно помогающих его работе: рентгенохирургический кабинет, клиническая лаборатория, кабинеты ультразвуковой диагностики, компьютерной и ядерно-магнитной резонансной томографии. Как отмечает Марина Супрон, такое удобное «соседство» позволяет пациентам в самые короткие сроки «из одних рук» получать все обязательные исследования и анализы, необходимые для определения дальнейшей тактики ведения больного.
Врачом приемного отделения производится распределение больных как по тяжести состояния, так и по нозологии, назначаются необходимые обследования (анализы крови, мочи, ЭКГ, УЗИ, ФГДС, рентген и др.), оказывается экстренная помощь. Все это осуществляется в диагностической палате, которая рассчитана на прием одновременно до четырех человек и оснащена набором для интубации, кардиомонитором, дефибриллятором, ЭКГ и УЗИ-аппаратами.
Режим работы медперсонала строится по скользящему графику с учетом пиковых нагрузок на отделение. В дни максимальной загруженности дежурная смена усиливается дополнительным медперсоналом. А с целью ускорения оказания медицинской помощи населению и ввиду павильонного типа больницы, разбросанности корпусов и большой протяженности территории, доставка «носилочных» пациентов в отделения осуществляется транспортом учреждения. В связи с этим за приемным покоем закреплена дежурная машина.
На счету каждое мгновение
Первоочередная задача приемного отделения – оптимально разграничить потоки экстренных и плановых больных. Однако эта функция - далеко не основная для сотрудников передового рубежа больницы.
- Нужно понимать, что мы занимаемся не только перераспределением пациентов по характеру, тяжести и профилю заболевания, - отмечает доктор. – Потоки нескончаемых больных - плановых и тех, кому нужна срочная медпомощь, не должны пересекаться, это факт. Но помимо этого мы еще и обследуем неотложных пациентов, ставим предварительный диагноз. Многие удивляются, когда узнают что за окошком приемного окна сидят не просто приветливые регистраторы, а медсестры - специалисты с базовым медицинским образованием и многолетним опытом работы, способные оказать квалифицированную помощь. Так вот именно у нас по показаниям начинается интенсивная адекватная терапия, которая затем продолжается в специализированном отделении, куда пациент госпитализируется.
- Многие экстренные больные поступают в тяжелейшем состоянии, некоторые из них находятся без сознания. И практически все до единого пациенты проходят через нас. Поэтому здесь, как на поле боя – каждое мгновение на счету, - констатирует Марина Супрон. - Мы работаем слаженной бригадой, а если требуется, например, в диагностически сложных случаях, проводим консультацию совместно с заведующими отделениями больницы.
Помимо выполнения основных задач, врачи приемного отделения дополнительно оказывают консультативную (экстренную и плановую) помощь отделениям хирургического корпуса. Плановые консультации проводит высококвалифицированный врач-терапевт.
Помимо всего прочего, ПККБ №1 оказывает каждую среду месяца экстренную хирургическую помощь жителям столицы Приморского края при острой абдоминальной патологии – такой, как острый аппендицит, панкреатит, холецистит, желудочно-кишечных кровотечениях и др. заболеваниях. Это время, когда на плечи хирургов ложится колоссальная нагрузка и ответственность, ведь в дежурные по городу дни больница принимает порядка 45 пациентов! При этом большая часть из них – это больные с тяжелой патологией, требующей серьезных оперативных вмешательств и полной мобилизации сил операционной бригады. Но специалисты «первой» уверены: любое дежурство – это возможность не просто помочь, но и зачастую спасти человеку жизнь. А значит, невзирая на усталость и высокую загруженность, помощь должна оказываться на самом высшем уровне. Скоординированное взаимодействие с приемным отделением в эти, равно как и в другие дни, безусловно, способствует слаженной работе коллектива больницы.
Внедрение новых технологий
За последние годы в учреждение поставлено немало нового оборудования, внедрены современные технологии, произведен капитальный и косметический ремонт многих отделений.
- На глазах укрепляется материально-техническая база, улучшается качество предоставляемых медицинских услуг, и это не может не вдохновлять, - отмечает Марина Супрон. - Например, открытие в феврале 2016 года на базе Приморской краевой клинической больницы №1 неврологического отделения для оказания помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ОНМК), стало для нас всех знаковым событием.
Как подчеркивает врач, благодаря открытию нового структурного подразделения больницы, где применяют тромболитическую терапию, тромбоэктомию, а также нехирургические и хирургические методы лечения патологии мозгового кровообращения, пациентам с такими заболеваниями стало возможным оказывать специализированную медицинскую помощь в течение нескольких часов с момента начала заболевания. Как результат - снижение числа выходов на инвалидность и смертности пациентов.
- Как только мы получаем информацию о поступлении больного с ОНМК или когда человек с данной патологией обращается к нам самостоятельно, сразу же приводятся в готовность все экстренные службы, включая отделение реанимации и интенсивной терапии, - рассказывает Марина Александровна. - Пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения доставляются в смотровой кабинет, где обследуются неврологом, терапевтом, здесь же производится забор крови, снимается ЭКГ. Затем больной направляется в кабинет лучевой диагностики (КТ или МРТ) для уточнения диагноза.
В случае геморрагического инсульта его осматривает нейрохирург для решения вопроса о возможности оперативного лечения. При ишемическом и других видах инсульта проводится дальнейшее обследование пациента: УЗИ брахиоцефальных артерий, ЭхоКГ, УЗИ органов брюшной полости, брюшного отдела аорты, органов забрюшинного пространства, рентгенография органов грудной полости и пр. При необходимости пациент осматривается сосудистым хирургом, кардиологом, эндокринологом, другими специалистами. Время обследования больного в приемном отделении, как правило, составляет не более 40 минут. В крайне тяжелом состоянии пациенты доставляются в отделение реанимации и интенсивной терапии, минуя приемно-диагностическое отделение.
В случае геморрагического инсульта его осматривает нейрохирург для решения вопроса о возможности оперативного лечения. При ишемическом и других видах инсульта проводится дальнейшее обследование пациента: УЗИ брахиоцефальных артерий, ЭхоКГ, УЗИ органов брюшной полости, брюшного отдела аорты, органов забрюшинного пространства, рентгенография органов грудной полости и пр. При необходимости пациент осматривается сосудистым хирургом, кардиологом, эндокринологом, другими специалистами. Время обследования больного в приемном отделении, как правило, составляет не более 40 минут. В крайне тяжелом состоянии пациенты доставляются в отделение реанимации и интенсивной терапии, минуя приемно-диагностическое отделение.
Как объясняет врач, в приемном отделении Приморской краевой клинической больницы №1 имеется все самое необходимое для установки и уточнения диагноза и оказания первой помощи пациенту. Диагностический потенциал передового рубежа ЛПУ – это исключительно современное качественное оборудование.
- Благодаря пониманию руководства нашего лечебного учреждения, технический парк больницы регулярно обновляется, - поясняет заведующая. - Укомплектованность отделения аппаратурой для сердечно-легочной реанимации, мониторинга, интенсивной терапии, позволяет оказывать неотложную помощь быстро и эффективно. В связи с тем,что у нас высокая обращаемость пациентов с острыми состояниями, большая нагрузка ложится и на рентгенологическое и ультразвуковое оборудование, качество которых нас еще не подводило.
Актуально для медперсонала приемного отделения и активное использование информационных технологий. Удобная компьютерная программа «ДОКА+» позволяет автоматически заполнять программным способом истории болезни, медзаключения, некоторые журналы учета и формы обязательной медицинской отчетности.
- Когда истории болезни хранятся не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, это позволяет врачу при повторном поступлении больного ознакомиться с анамнезом заболевания, получаемом ранее лечении, с результатами обследования. В определенной мере это разгружает специалистов и позволяет больше времени уделять пациентам, - отмечает Марина Супрон.
Работа на одном дыхании
Говоря о своих подопечных - работниках приемно-дигностического отделения, заведующая не устает восхищаться не только их профессиональными, но и человеческими качествами.
- Мы как единый механизм понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда, - замечает врач. - Предельная внимательность, собранность, умение быстро схватывать суть проблемы и принимать правильные решения – главные черты наших сотрудников. Это великие труженики, готовые в любое время дня и ночи прийти на помощь пациенту.
- Больница, это не просто место, куда ежедневно мы приходим нести вахту милосердия, это наш второй дом, - не отрываясь от работы, делится своими мыслями одна из почетных сотрудниц учреждения Валентина Гордиенко. - Я тружусь здесь без малого 40 лет, а как годы пролетели, даже и не заметила. Правильно говорит Марина Александровна, - мы как одна семья. И горести, и радости – все переживаем вместе. Очень радует, когда к нам приходит молодежь, пусть и не в таком количестве, как хотелось бы, но тем не менее есть, кому передать свой бесценный опыт.
- Я работаю в отделении чуть больше 15 лет и прекрасно помню, как впервые переступила порог этого учреждения, - дополняет Лидия Гапоненко. – Никогда не забуду, как старшие товарищи обучали меня всем премудростям медицинского ремесла. И эти искренность и доброта меня просто покорили. Поэтому даже мысли уйти в другое учреждение за столько лет ни разу не возникало. Я, правда, очень люблю свою работу – люблю наше учреждение, коллектив, пациентов. Кстати, многие больные по окончанию лечения приходят, чтобы сказать простое человеческое «спасибо», и для нас это особенно ценно. Мы стараемся услышать каждого обратившегося, понять его боль, и квалифицированно оказать медицинскую помощь. Несмотря на то, что время взаимодействия с больными у нас ограничено, к каждому стараемся найти свой подход и помочь всем, что в наших силах.
Коллектив приемного отделения насчитывает 27 человек: семь терапевтов, девять медицинских сестер, 11 санитарок. Все сотрудники в обязательном порядке проходят установленные законодательством сертификационные циклы обучения раз в пять лет. В дополнение к этому на базе учреждения регулярно проводятся учебно-тренировочные мероприятия.
К СВЕДЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ
Документы, необходимые для госпитализации:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении);
- страховой медицинский полис, выданный медицинской страховой компанией;
- СНИЛС (пенсионное удостоверение);
- направление на плановую госпитализацию, выданное лечебным учреждением по месту жительства или Краевой консультативной поликлиникой;
- необходимые обследования, назначенные лечащим врачом, направляющим на госпитализацию;
- при экстренной госпитализации - сопроводительный лист скорой медицинской помощи (в дни дежурства по г. Владивостоку). В случаях, угрожающих жизни, пациента госпитализируют без документов.