Курс на вертикализацию онкологической службы

3770
С 14 по 16 июня 2017 года в Уфе прошел IХ Съезд онкологов России, участие в котором приняли более 1500 специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа мероприятия включала комплекс научных и организационных секций, в рамках которых специалисты смогли обсудить вопросы организации и финансирования онкологической помощи населению, образовательные программы в онкологии, вопросы лекарственного обеспечения, маршрутизацию онкологических больных, а также поделиться передовым опытом и результатами научных исследований. Особое внимание было обращено к проекту Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями. В ее рамках обсуждались вопросы ранней диагностики, повышения эффективности лечения, качества жизни и снижения показателей смертности. Кроме этого, Национальная стратегия закладывает новые целевые показатели, которые будут оценивать в едином комплексе эффективность диагностики и лечения.
 
Основным докладчиком на профильной комиссии съезда выступил главный внештатный онколог Минздрава РФ, академик РАН, директор Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина Михаил Давыдов. Главный врач ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Михаил Волков поделился с корр. портала VladMedicina.ru и читателями издания основными проблемами, с которыми сталкивается онкологическая служба сегодня, а также с тезисами и положениями проекта Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями:
 
Не в пользу России
 
Михаил Волков, Приморский краевой онкологический диспансер- В первую очередь на съезде были озвучены проблемы, стоящие сегодня перед российским здравоохранением в сфере оказания онкологической помощи населению. Приводились следующие цифры: 75% жителей России гордятся своей страной, и лишь 2% - ее системой здравоохранения. В общем списке проблемы здравоохранения стоят на третьем месте после низкой заработной платы и последствий экономического кризиса. Прежде всего недовольство людей вызывают доступность и качество оказываемой медицинской помощи. В последние годы Россия сделала значительный рывок в плане внедрения современных технологий, при этом материально-техническая база большинства медицинских учреждений страны отстает от тех запросов и вызовов, которые в настоящее время стоят перед системой здравоохранения.
 
За период с 2000-го года заболеваемость раком выросла на 40%, при этом по-прежнему констатируется недостаточная выявляемость онкопатологий. Ели в США она составляет 340 случаев на 100 тысяч населения, то в России эта цифра равна 240. Таким образом, основные показатели здравоохранения, свидетельствующие об уровне оказания медицинской помощи, оцениваются как низкие. И если приводятся высокие цифры заболеваемости в Америке и Европе, то они означают высокую выявляемость онкозаболеваний. На съезде, в частности, обсуждались причины такой негативной ситуации в российском здравоохранении и возможные пути выхода из нее.
 
Также за последние 17 лет фактически не удалось улучшить показатели смертности от онкологических заболеваний. Для сравнения: в прошлом году смертность в России составила 201 на 100 тысяч населения, в США – 169, у них выявляемость – 85%, у нас – 55%. Высокая смертность – прямое следствие низкой выявляемости. Отсюда и показатели одногодичной летальности: в России – 24%, в Америке – 17%. Соответственно, не в нашу пользу пятилетняя выживаемость – 53% в РФ против 64% в США. 
 
В настоящее время в стране реализуется федеральная программа развития здравоохранения, в которой есть отдельный блок мероприятий, связанный с оказанием онкологической помощи. Они направлены на повышение кадрового потенциала, настороженности врачей первичного звена, развитие материально-технической базы, внедрение современных методов диагностики и лечения, и т.д. Однако индикаторные показатели, характеризующие эффективность программы в целом, к сожалению, по большей части достигнуты не были. Так, всего на 30% от плана в 2016 году выполнен основной показатель – число сохраненных жизней. Помимо этого, не выполнены такие важные показатели, как смертность людей трудоспособного возраста, раннее активное выявление онкологических заболеваний, продолжительность жизни. 
 
О программы к стратегии
 
На съезде рассматривался вопрос о завершении данной программы в 2020 году и принятии Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2030 года. Уже сейчас руководство Минздрава РФ и ведущие российские специалисты в области онкологии начали обсуждать концепцию данной стратегии, направленной на улучшение и достижение основных показателей.Она должна обеспечить последовательное развитие онкологической службы в период после завершения государственной программы «Развитие здравоохранения до 2020 года».
 
При этом в новой стратегии будут пересмотрены основные цели и задачи предыдущей программы, их планируют откорректировать таким образом, чтобы достичь показателей экономически развитых стран. В первую очередь это касается показателей мужской смертности. Так, разрыв между средней продолжительностью жизни у российских мужчин и мужчин даже стран бывшего соцлагеря, в частности, Прибалтики и Восточной Европы, увеличивается. Если еще в 1991 году он составлял два года, то сегодня достигает восьми лет.
 
Если рассматривать структуру заболеваемости, то в прошлом году на первое место вышли болезни легких, далее идут патологии толстого кишечника, на третьем месте заболевания молочной железы, на четвертом – желудка, на пятом – поджелудочной железы. И причиной основной смертности от онкологических заболеваний также является рак легких. Здесь необходима государственная политика, направленная на профилактику и пропаганду здорового образа жизни. В структуре онкологической заболеваемости доля курения занимает 35%. Исключив данный негативный фактор и не прибегая к большим финансовым вливаниям, мы сможем добиться резкого снижения смертности.
 
Преимущества вертикали управления
 
Онкологическая служба России будет опираться на опыт экономически развитых стран, где  работают национальные противораковые программы, руководство которыми возлагается на министерства здравоохранения. Они выстраивают вертикальную структуру онкологической службы, которая позволяет комплексно рассматривать вопросы профилактики и раннего выявления и осуществлять централизованный контроль над эффективностью проводимых диагностических и лечебных мероприятий.  Соответственно, результаты оцениваются по индикаторным показателям, которые увязаны в этой цепочке. Сюда же входит внедрение современных технологий, которые позволят выровнять систему оказания онкологической помощи в каждом субъекте РФ, чтобы в регионах не было разрывов и неравенства в ее качестве и доступности. В онкологии существуют определенные клинические протоколы и стандарты, унифицирующие  профильную помощь, которая должна оказываться в соответствии с едиными клиническими рекомендациями. Также одинаковой по уровню должна быть материально-техническая база.
 
Национальная онкостратегия-2030 направлена, прежде всего, на снижение смертности среди трудоспособного населения и закладывает основы законодательного урегулирования оказания онкологической службы. В каждом регионе есть профильный диспансер, всего их в России 100, но только в 90 осуществляется комплексная радиационно-лучевая терапия. Лишь в половине таких учреждений работают собственные гистологическая и цитологическая лаборатории. Налицо недостаток коечного фонда.Начиная с 90-х годов, онкологическая заболеваемость выросла на 60%, а ресурсы профильной службы изменились мало, в частности, количество врачей-онкологов увеличилось всего на 4%. Существующим числом коек и специалистов доступность и качество лечения по современным требованиям обеспечить не представляется возможным.
 
Отсюда следует, что неравномерность распределения материально-технической базы и кадрового потенциала создают диспропорцию в оказании помощи в разных субъектах страны. Законодательное урегулирование позволит добиться вертикальной системы управления всей онкологической службой, включая департаменты здравоохранения, региональные минздравы, головные онкологические институты и онокодиспансеры краев и областей. 
 
Новые целевые показатели
 
Как отметил Михаил Давыдов, «одной из самых больших трудностей в организации онкологической службы является региональное управление. На данный момент мы имеем дело с тем, что любое давление федерального центра с попыткой изменить ситуацию в регионе вызывает некоторое сопротивление или несогласие, что в целом понижает эффективность работы федеральных центров. Сегодня мы можем только доносить стандарты и клинические рекомендации, но их исполнение остается на совести региональных специалистов. Именно поэтому программа Национальной стратегии призвана положить основу для формирования законодательного регулирования системы вертикального управления онкологической службой в РФ».
 
Мы должны двигаться к тому, чтобы результаты и показатели работы в разных регионах стремились к одному высокому уровню, к общему достойному знаменателю. 
 
При этом будут продолжены все мероприятия, направленные на раннюю диагностику онкологических заболеваний и повышение онконастороженности врачей первичного звена. Это обучающие программы, сокращение сроков маршрутизации пациентов, в т.ч. на разных этапах и уровнях лечения, обеспечение мультидисциплинарного подхода. 
 
Планируется внесение изменений в порядки оказания медицинской помощи, т.к. когда дело доходит до маршрутизации  пациентов при подозрении или выявлении рака, то они не стыкуются с порядками оказания онкологической помощи. Раковые заболевания поражают все органы и системы организма, поэтому касаются абсолютно всех медицинских профилей. Поэтому в целях эффективной диагностики и лечения приходится налаживать взаимодействие врачей различных специальностей.
 
Также на съезде обсуждались новые целевые показатели, которые не просто приближены к расплывчатым общим значениям, а привязаны к основным локализациям, которые влияют на картину смертности и являются ее зеркальным отражением. Это выявление на ранних стадиях заболеваний легких, толстого кишечника, молочной железы, желудка, и т.д. Соответственно, во главу угла мы должны поставить качественную раннюю диагностику, гистологическую верификацию диагноза, эффективное лечение по протоколам, дальнейшую реабилитацию пациентов. Тогда и число сохраненных жизней, и продолжительность жизни при условии правильного соблюдения всех этих этапов будут увеличены.
 
Опираясь на опыт прошлого
 
Напомню, с 2013 года в России проводится дополнительная диспансеризация взрослого населения основных возрастных групп, в соответствии с которой граждане должны проходить определенные виды обследований. Они как раз позволяют выявлять на ранних стадиях онкологические заболевания, коварство которых проявляется в том, что большую часть времени протекают бессимптомно. Они могут скрываться под маской любого заболевания, а появление характерных симптомов свидетельствует уже о поздней, запущенной стадии рака. Поэтому мы и говорим о ключевом значении скрининговых программ для здорового населения, позволяющих вовремя обнаружить опасность. Жителей необходимо мотивировать на прохождение этих программ, привить им культуру регулярных профилактических обследований. В свою очередь, специалисты первичного звена не должны относиться к диспансеризации формально, обязаны подходить к здоровым жителям с онконастороженностью.
 
Давно известная аксиома: намного дешевле проводить профилактику заболеваний, чем потом бороться с их последствиями. Недаром мы возвращаемся к опыту советской системы,и все чаще звучит призыв онкологам «идти в народ». Первый нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко прекрасно сознавал трудности мотивации людей к здоровому образу жизни и активно организовывал на предприятиях здравпункты, цеховые терапевтические службы. Сегодня мы пытаемся возродить систему сельского здравоохранения, ведомственных медицинских структур, санаторно-курортного лечения, решить вопросы профилактики в самом широком смысле. 
 
Подводя итог всему вышесказанному, Михаил Давыдов акцентировал, что в России необходимо менять структуру онкослужбы, вносить изменения в законодательство РФ, ликвидировать диспропорцию в оказании онкологической помощи в субъектах страны. Главная цель – достичь показателей экономически развитых стран, а Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями, состоящая в совокупности из региональных программ, будет представлена Минздраву России уже осенью 2017 года.


 



  Рейтинг: 4.56, Голосов: 27



Поделиться
3770
Личный кабинет