На переднем крае приморской рентгенологии
5706
Рентгенологическая служба – важнейшее звено в работе любого крупного стационара, от его слаженной, точной, быстрой и профессиональной работы зависит правильная постановка диагноза, и, следовательно, успех дальнейшего оперативного вмешательства и лечения пациента. Особенно если речь идет о травмоцентре первого уровня – КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2». Насколько рентген-отделение ЛПУ соответствует современным лечебно-диагностическим стандартам, какое используется оборудование, чем живет коллектив и о своем пути в эту непростую специальность в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала его заведующая Светлана Вельяотс.
Отделение – полная чаша
- Светлана Николаевна, какое оборудование представлено в вашем отделении, и насколько оно доступно для жителей края?
- На сегодняшний день у нас представлен весь спектр современного оборудования, который требуется для проведения качественной лучевой диагностики на высоком уровне. Начиная от классических рентгенодиагностических цифровых аппаратов с функцией рентгеноскопии, которые позволяют наблюдать работу внутренних органов в режиме online, и, заканчивая ангиографами нового поколения, отслеживающими деятельность сосудов всего организма, включаю аорту и сосуды нижних конечностей. Также в парке оборудования – компьютерный и магнитно-резонансный томографы. Диагностика на КТ и МРТ проводится для пациентов стационара бесплатно в рамках программы госгарантий в первую очередь по дорожно-транспортным травмам. Конечно, вся имеющаяся техническая база – заслуга руководства «тысячекоечной» больницы в лице главного врача Вячеслава Глушко, и в немалой степени – администрации Приморского края. Что-то закупается за счет собственных средств ЛПУ, что-то – на деньги краевого бюджета. Так, насколько я знаю, уже проведен аукцион и по линии департамента здравоохранения мы в скором времени получим новую рентгеновскую установку на два рабочих места для детского инфекционного отделения.
- Кто поступает к вам на диагностику?
- Т.к. мы являемся травматологическим центром первого уровня, то с помощью этого оборудования «смотрим» пациентов с различными сложными переломами, скелетными и нейротравмами, серьезными повреждениями брюшной полости, грудной клетки. Это все тяжелые больные, лежащие в реанимации. В кабинете ангиографии доктор Владимир Мазалов проводит по полису ОМС так называемую селективную ангиографию пациентам отделения сосудистой хирургии и отделения урологии с различными заболеваниями почек. Но, конечно, мы, рентгенологи, обслуживаем все отделения больницы.
- Насколько компетентны ваши специалисты, и есть ли такие виды рентген-диагностики, которые можно получить только здесь?
- Наши рентген-лаборанты и доктора в совершенстве владеют практически всеми существующими методиками классической рентгенодиагностики. Это и сложные укладки на кости основания черепа, также в помощь травматологам-ортопедам проводим рентгенографию надколенника по Маршану в прямой, боковой и аксиальной проекциях, во Владивостоке такого больше нигде не делают, этим занимаемся только мы. Также мы применяем передовой метод диагностики на КТ - перфузию головного мозга. Это сложное исследование с использованием контрастных средств проводится пациентам с различными заболеваниями и повреждениями головного мозга, часто для планирования операций, к примеру, при опухолях. В городе кроме нас этим никто не занимается - даже нейрохирурги медицинского центра ДВФУ направляют своих пациентов к нам.
- Нагрузка на оборудование серьезная?
- Более чем – к примеру, в приемном отделении работает рентгеновский аппарат, который не выключается круглые сутки. Я провожу ежедневный мониторинг и анализ ситуации, и на майские праздники за сутки было сделано 196 снимков. Это рабочая лошадка больницы, настоящий трудяга, нагрузка на него просто колоссальная. Когда установленный в нашем отделении аппарат делает 70 снимков, это уже превышает норму, и к концу рабочего дня он устает, начинает перегреваться. Т.к. у нас высокая оперативная активность в травматологических и нейрохирургических отделениях, большая нагрузка ложится на передвижную рентгенохирургическую установку типа С-дуга, это две-три операции в день. Допустим, когда травматолог занимается переломом крупных костей, наш лаборант при помощи данной установки обеспечивает полноценную визуализацию каждого этапа операции. Все манипуляции отражаются в режиме реального времени на экране. Как правило, такие оперативные вмешательства длятся два-три часа, а если речь идет о сложных операциях на позвоночнике, то и семь-восемь часов, поэтому аппараты работают буквально на пределе своих возможностей.
Вопрос жизни и смерти
- С оборудованием ясно, представьте, пожалуйста, коллектив отделения.
- У нас работают шесть классических врачей рентгенологов, один врач-ангиохирург, занимающийся эндоваскулярной диагностикой, 13 рентген-лаборантов, из них восемь работают в круглосуточном режиме в дежурной службе, а пять полностью «закрывают» наше отделение и берут нагрузку в операционных. Плюс пять санитарок – наших «фей чистоты и порядка». Как я уже упоминала, каждый врач владеет всеми методами диагностики – классической рентгенографией, компьютерной томографией, МРТ. Все доктора и лаборанты имеют высшую квалификационную категорию, мы стараемся, чтобы наши сотрудники не стояли на месте, постоянно совершенствовали свое мастерство на всевозможных конференциях и мастер-классах.
- Дефицит кадров испытываете?
- По штатному расписанию у нас есть вакантные ставки лаборантов, но мы справляемся имеющимся коллективом. Работы, конечно, много, но, наверно, мы привыкли трудиться в таком интенсивном режиме, никогда не смотрим на часы и не считаем оставшиеся до окончания смены минуты. «Тысячекоечная» - больница скорой помощи, травмоцентр первого уровня, поэтому, сколько есть на сегодня дел – столько и будем делать, сколько поступит пациентов – столько и будет сделано исследований, часто задерживаемся на несколько часов. Приходят реаниматологи, говорят: надо сейчас. Сейчас так сейчас, оставляем плановых больных и бежим на «передовую», здесь вопрос жизни и смерти. При этом удивительно, но практически нет кадровой текучки. Коллектив у нас стабильный, устоявшийся, слаженный и дружный, я стараюсь никого не отпускать. Понятно, что у каждого свой характер, свои проблемы и сложности, но мы прекрасно уживаемся вместе, легко находим друг с другом общий язык, крупных конфликтов просто не бывает.
- Рентген-отделение прочно встало на «рельсы» информатизации?
- Да, у нас есть внутрибольничная и внутриотделенческая сеть, вся информация по диагностическим процедурам аккумулируется на сервере ЛПУ в единой базе. Практически отработана электронная система историй болезней. Так, сразу после проведения рентген-исследования, нейрохирурги и травматологи могут ознакомиться с его результатами у себя в кабинете на своем компьютере. И если у клинического доктора возникли вопросы, он просто связывается с нами, мы открываем снимок у себя и даем пояснения по данному конкретному случаю. Также и врачи-рентгенологи на своем рабочем месте посредством программы «ДОКА+» могут быстро отслеживать назначения других специалистов, оперативно проводя пациенту необходимое обследование, и не тратя время на перемещение по больнице бумажного носителя и его чтение.
Два счастливых случая
- Светлана Николаевна, а как вы сами пришли в рентгенологию?
- Я считаю, что в профессиональной судьбе мне повезло два раза. В первый раз, когда окончила интернатуру по педиатрии, и мне предложили стать врачом-рентгенологом. Это были лихие 90-е годы, с работой было плохо, и я с молодой горячностью согласилась. И, начав заниматься этой увлекательнейшей специальностью, отчетливо поняла, что это то, что мне нужно в жизни, что эта работа мне действительно по душе. Я семь лет проработала в детской больнице №2, когда в 2003 году мне выпал второй счастливый случай. Внештатный специалист горздрава по рентгенологии Галина Джерина и заведующая этим отделением в то время Светлана Попова пригласили меня в «тысячекоечную» больницу. Тогда здесь устанавливали первый компьютерный томограф, и, вообще, свой самый главный опыт в рентгенологии я получила в этом медучреждении.
- Какие были первые впечатления и ощущения?
- Если честно, на первых порах было тяжело и страшно. Помню, как чуть не молилась – не дай бог, пропустить какую-то патологию, а она была самой разной. Если до этого я занималась только детьми, теперь в зоне профессионального внимания оказались и взрослые, и пожилые пациенты. Но уже через год-другой стала уважать себя как профессионала. У меня начали открываться глаза на все тонкости нюансы этой непростой специальности, я получила бесценный практический опыт. «Тысячекоечная» больница – это суровая школа жизни, здесь нужно быть по-настоящему универсальным специалистом, т.к. мы имеем дело со всей существующей патологией, которая стекается сюда из всего Приморского края.
- Вы руководите отделением, а продолжаете оставаться практикующим врачом-рентгенологом? Как себя чувствуете в роли заведующей?
- Конечно, я стараюсь работать наравне с остальными врачами, не бросаю практику, но решение административных вопросов неизбежно отнимает много времени. Но я нисколько не жалею, что стала заведующий, для меня на этой должности открылись новые горизонты. Я научилась работать с людьми на совершенно другом уровне – и с сотрудниками, и пациентами, несу за них личную ответственность, все вопросы лечебного, организационного и технического плана так или иначе замыкаются на меня. Приобрела опыт общения с вышестоящим руководством, представителями департамента здравоохранения, администрации города и края, журналистами.
- В конце прошлого года было создано приморское отделение Российского общества рентгенологов, насколько успешной можно назвать его работу?
- Мы активно и успешно обмениваемся информацией по проводимым профильным конференциям, форумам, симпозиумам, семинарам, съездам, мастер-классам. Очевидно, что все члены общества не могут поехать на всероссийскую или международную конференцию, но тот специалист, который принимает в ней участие, обязательно делится привезенными интересными материалами на наших ежемесячных заседаниях. Взаимодействуем в рамках общества с коллегами, если требуется помощь и консультация в сложных случаях. Для нас такое взаимодействие является действительно важным и актуальным, нам нужно постоянно расти, совершенствоваться, двигаться вперед.