Комплексный подход в лечении ДЦП
8591
Летний период - горячая пора в Центре восстановительной медицины (ЦВМ) и реабилитации ГАУЗ «ККЦ СВМП» (г. Владивосток) c народным названием «Альтус». В настоящее время здесь одновременно проходят трёхнедельный курс реабилитационного лечения более 100 ребятишек с ограниченными возможностями со всего Приморского края. Врач невролог-нейрофизиолог, заведующий ЦВМ Дмитрий Осмоловский вернулся из рабочей командировки в Харбин, где китайские коллеги поделились опытом работы с больными детским церебральным параличом в клинических больницах традиционной народной медицины №1 и №2 при Харбинском медицинском университете. О наработках специалистов из Поднебесной и о собственном опыте врач рассказал корреспонденту портала VladMedicina.ru.
- Как китайские, так и российские врачи едины во мнении о необходимости использования комплексного подхода в работе с таким серьезным заболеванием, как ДЦП, - отметил Дмитрий Сергеевич. - Лечение инвалидов в клиниках Харбина на 70% датируется государством и на 30% - за счет средств самих пациентов, что обеспечивает достаточно высокий уровень заработной платы китайских медиков. Как таковых детских и взрослых отделений реабилитации нет, и те и другие получают лечение в одних и тех же кабинетах и залах. Отмечается очень хорошая оснащенность клиник диагностическим и физиотерапевтическим оборудованием. Возле каждой кровати имеется миостимулятор, правда, одноканальный, способный воздействовать лишь на одну мышцу.
Широко используется парафинотерапия. Больше всего поражает обеспеченность клиник кадрами. Этому способствует специфика образования в Харбинском медицинском университете: пять лет непосредственной учебы, затем три года интернатуры (у них аспирантура - прим. ред.) и еще три года работы в должности помощника врача. Силами этих людей, среди которых основная масса – мужчины, и обеспечивается индивидуальный подход к каждому пациенту.
Широко используется парафинотерапия. Больше всего поражает обеспеченность клиник кадрами. Этому способствует специфика образования в Харбинском медицинском университете: пять лет непосредственной учебы, затем три года интернатуры (у них аспирантура - прим. ред.) и еще три года работы в должности помощника врача. Силами этих людей, среди которых основная масса – мужчины, и обеспечивается индивидуальный подход к каждому пациенту.
Мы также поделились с китайскими коллегами собственным опытом, накопившимся за 26 лет работы приморского центра. Безусловно, уникальные методы китайских врачей, основанные как на традиционной восточной медицине, так и на новейших технологических научных достижениях, не могут оставить равнодушным. Не секрет, что среди наших соотечественников медицинский туризм как в Китай, так и в другие азиатские страны набирает популярность. Среди пациентов Харбинских клиник немало представителей Киргизии и Узбекистана. Встречались и россияне - в основном из Москвы и Читы.
Надо отдать должное высокому профессионализму наших зарубежных коллег. Однако следует также понимать, что в реабилитационной работе особенно важна последовательность и непрерывность занятий с ребенком. Наш центр - единственное на территории Дальневосточного федерального округа государственное специализированное учреждение, предназначенное для лечения детей и подростков-инвалидов неврологического и ортопедического профилей. По полису ОМС ребенок-инвалид из Приморского края имеет право пройти в течение года до трех специализированных курсов реабилитации, каждый из которых продолжительностью три недели. В течение многих лет к нам на лечение приезжают пациенты с Сахалина и Камчатки, Хабаровского края и Амурской области. Бывали и москвичи.
Огромный плюс нашего учреждения в том, что специалистами центра постоянно наблюдаются дети практически от рождения и до 18-летнего возраста. Я не считаю правильным объединение в стенах взрослых пациентов с детьми, особенно малышами. А вот, что касается использования в работе студентов старших курсов медицинского института, врачей-интернов - эта тема очень интересная. Коллектив ЦВМ небольшой, но состоит из высококлассных специалистов с высшим медицинским или педагогическим образованием. Задача - сделать центр одной из базовых площадок Тихоокеанского медицинского института. Будем работать и в этом направлении.
Вынужден признать, что существующей информированности населения даже в пределах Приморского края о самом существовании и возможностях ЦВМ недостаточно.
- Малыши поступают с диагнозом ДЦП?
- Не только. Мы работаем со всеми формами детского церебрального паралича; аномалиями развития головного и спинного мозга; с перинатальной патологией новорожденных, угрожающей развитием ДЦП; невротическими состояниями; нервно-мышечными заболеваниями; ортопедическими инвалидизирующими болезнями (врожденная косолапость, врожденный вывих бедер, болезнь Пертеса, сколиоз и др. болезни позвоночника, пороки и аномалии развития конечностей, деформации грудной клетки, системные заболевания скелета с деформациями и нарушениями функции опорно-двигательного аппарата). В отделении социальной реабилитации успешно освоена система помощи детям с нарушениями поведения и проблемами общения (болезнь Дауна, гиперактивность, конфликтность, дефицит внимания, агрессивность).
- Что включает в себя диагностический прием?
- У нас есть аппараты для электроэнцефалографии, электромиографии, нейросонографии, транскраниальной допплерографии, УЗИ, стабилографии. И, конечно же, мы проводим психодиагностику высших психических функций (речь, память, внимание и т.д.). Изучением психических функций и их взаимосвязей с конкретными участками мозга, воздействием на эти участки различными методами с целью восстановления утраченных или повышения уровня имеющихся функций совместно занимаются психолог, психиатр, невролог. Дети наблюдаются у нас годами, мы к ним привыкаем, они - к нам. Приезжают как домой, даже скучают по очередному курсу.
- Что вы имеете в виду, говоря о комплексном лечении?
Комплексный подход и комплексная методика восстановления, которую мы в центре создавали на протяжении многих лет, предполагает и диагностику, и восстановительное лечение, и социально-педагогическую реабилитацию, и работу с родителями. По сути, это максимальное использование всего ресурса и всех возможностей учреждения для достижения наиболее эффективного результата. В ЦВМ два зала по лечебной и адаптивной физкультуре, бассейн с хамамом, отделение массажа и физиотерапевтическое отделение, узкие специалисты различных профилей. Коллектив медучреждения работает как единый механизм, труд всех сотрудников взаимосвязан и взаимозависим. При этом соблюдается индивидуальный подход к лечению детей, т.к. разные формы ДЦП, тем более в разных возрастных диапазонах, требуют порой использования противоположных методик.
- Побеседовала с мамами, они в восторге от «Локомата» и лечебных костюмов «Адели» и «Гравитон». Что это за аппараты?
- С «Адели» и «Гравитон» отдельная история. Они – не что иное, как прототип костюмов для восстановления космонавтов после работы на орбитальном комплексе. Помогают снять гипертонус одних мышц и бороться с атрофией других. Костюмы разрабатывались в научно-исследовательском институте космических технологий. Там же создан и многоканальный (8 каналов) компьютерный миостимулятор «Акорд». Приятно наблюдать, когда ребенок, лежа на кушетке, увлеченно смотрит мультфильм, в то время как аппарат трудится над восстановлением нормальных двигательных функций тела.
Надо сказать, что наибольший эффект реабилитационных мероприятий достигается когда они проводятся детям в игровой форме с обязательным исключением болевых ощущений. Она прослеживается практически во всех кабинетах центра - и в сенсорной комнате, и в музыкальном зале, и в помещениях песочной терапии, и в занятиях флористикой, и при проведении Монтессори-терапии, когда дети, играя, обретают новые знания и умения. Даже в процессе обучения ходьбе на огромном роботе «Локомат» для самого ребенка все выглядит как игра – он идет по беговой дорожке, смотря на монитор и выполняя задания, как в игровой приставке. При этом аппаратом ноги фиксируются в правильном положении, и идет быстрая выработка новых двигательных навыков.
Практически все специалисты Центра восстановительной медицины вооружены современными техническими средствами. Широко используются логопедические компьютерные программы. Хорошо зарекомендовал себя «Фотосоникс-100» - аппарат светозвуковой стимуляции, активизирующий зрительные, слуховые, речевые центры головного мозга. Как показала практика, он весьма эффективен в работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, хронической усталостью и задержками речевого развития.
В учреждении имеется широкий спектр физиотерапевтического оборудования, но надо честно сказать, что многие аппараты к настоящему времени технически и морально устарели и требуют замены. В отличие от наших китайских коллег мы в очень ограниченном количестве применяем парафинотерапию, и это притом, что ее эффективность в использовании линейки методов физического воздействия трудно переоценить. Здесь есть проблемы, обусловленные как недостатком рабочих площадей, так и кадрового обеспечения. Но этот вопрос требует обязательного положительного решения, и мы будем им заниматься.
- В России и Приморском крае, согласно статистике, 26% случаев детской инвалидности приходится на болезни нервной системы, в основном ДЦП. Лишь часть детей-инвалидов имеют возможность посещать учреждения, в которых в полном объеме им оказывается комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь. Можно ли как-то помочь таким пациентам на дому?
- В стране действительно не так много аналогичных нашему центру специализированных детских учреждений, так что приморцам в этом плане повезло. За годы работы ЦВМ мы создали комплексную программу медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей–инвалидов и по возможности стараемся ее совершенствовать. Но надо понимать, что главный реабилитолог для каждого ребенка – его мама. К сожалению, из-за текущих экологических и социально-экономических проблем картина, характеризующая здоровье детей, складывается не радужная. Официальная статистика говорит о том, что из 10 новорожденных только трое могут быть названы здоровыми, семеро нуждаются во врачебной помощи. Такова ситуация не только в РФ.
Детская инвалидность растет во всем мире, и ее уровень в России даже ниже, чем во многих экономически развитых странах. Научно-технический прогресс позволяет, а законодательство обязывает выхаживать новорожденных с массой тела 500 и более грамм, но недоразвитие органов и систем во чреве матери восполнить непросто. Огромное значение в восстановительном лечении ребенка имеет как можно раннее его начало. Именно поэтому на курсовое лечение в нашем центре принимаются дети с шестимесячного возраста, тогда как большинство медицинских учреждений подобного типа начинают работать с пациентами, уже достигшими трех лет, т.е. с детьми-инвалидами, практически не занимаясь самым важным и самым трудоемким процессом – профилактикой инвалидности.
Детская инвалидность растет во всем мире, и ее уровень в России даже ниже, чем во многих экономически развитых странах. Научно-технический прогресс позволяет, а законодательство обязывает выхаживать новорожденных с массой тела 500 и более грамм, но недоразвитие органов и систем во чреве матери восполнить непросто. Огромное значение в восстановительном лечении ребенка имеет как можно раннее его начало. Именно поэтому на курсовое лечение в нашем центре принимаются дети с шестимесячного возраста, тогда как большинство медицинских учреждений подобного типа начинают работать с пациентами, уже достигшими трех лет, т.е. с детьми-инвалидами, практически не занимаясь самым важным и самым трудоемким процессом – профилактикой инвалидности.
С целью обеспечения непрерывности лечебного процесса мы обучаем мам и ближайших родственников детей-инвалидов элементарным приемам проведения реабилитационных процедур в домашних условиях. Семьи с такими детьми нуждаются и в постоянной психологической поддержке. Нередка ситуация – первая, без осложнений протекающая беременность, нормальные срочные роды в здоровой социально обеспеченной семье, а ребенок рождается с выраженной задержкой развития, угрозой ДЦП или другого инвалидизирующего заболевания. Рождение проблемного малыша всегда неожиданно и трагично.
Мы учим родителей принимать и ребенка, и ситуацию такими, какие они есть. Без завышенных ожиданий, но и без истерик. Кстати сказать, и в США, и во многих европейских странах этой социальной составляющей реабилитационного процесса уделяется гораздо больше внимания, чем дорогостоящему восстановительному лечению. Скажу откровенно и без всякого преувеличения, мамы наших маленьких пациентов достойны уважения и преклонения за их выдержку и работоспособность, за веру в своего ребенка и нас – докторов и педагогов.
Мы учим родителей принимать и ребенка, и ситуацию такими, какие они есть. Без завышенных ожиданий, но и без истерик. Кстати сказать, и в США, и во многих европейских странах этой социальной составляющей реабилитационного процесса уделяется гораздо больше внимания, чем дорогостоящему восстановительному лечению. Скажу откровенно и без всякого преувеличения, мамы наших маленьких пациентов достойны уважения и преклонения за их выдержку и работоспособность, за веру в своего ребенка и нас – докторов и педагогов.
- Дмитрий Сергеевич, что вы можете посоветовать родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями?
1. Не теряйте драгоценного времени, чем раньше ваш ребенок начнет получать лечение, тем больше у него шансов стать полноценным членом общества.
2. Не увлекайтесь длительным лечением ребенка у отдельно взятого массажиста или мануального терапевта, убеждающих вас в том, что все будет хорошо. Не будет! Лечение должно быть комплексным.
3. Не ищите «панацеи» за любые деньги, имея на руках ребенка с ДЦП. Ее нет! Необходимо настроиться на длительный, но неизбежно положительный процесс лечения ребенка обязательно со своим личным в нем участием.
4. Не посягая на ваше право и возможности выбора медицинского учреждения и страны, настоятельно рекомендую лечить детей в России, и не только потому, что наши специалисты и технические возможности не хуже импортных, но и потому, что речь тесно связана с двигательными возможностями, и ребенок в процессе лечения должен слышать свой родной русский язык.
В заключение хочу от всей души поблагодарить организаторов поездки по обмену опытом в г. Харбин. Лишних знаний не бывает, зато более очевидными становятся пробелы в работе нашего учреждения. Со слов многих родителей наших пациентов, качество лечения в ЦВМ ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» не уступает таковому в столичных клиниках, но есть к чему стремиться. И это здорово.