Надежда и будущее приморской эндоскопии
9175
Целеустремленный и талантливый, молодой и перспективный, врач эндоскопического отделения НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Владивосток ОАО «РЖД» Константин Халин является ярким примером преемственности поколений и представителем новой формации докторов. Он не лишен здоровых профессиональных амбиций, при этом в шкале ценностей специалиста на первом месте стоит не материальное вознаграждение, а моральное удовлетворение от достойно выполненной работы и возможность постоянного совершенствования в ювелирном эндоскопическом мастерстве, обучения передовым методикам оперативных лапароскопических вмешательств.
Выбор в пользу эндоскопии
Константин целенаправленно и сознательно готовил себя в хирурги с 8 класса – школьный УПК проходил в медицинском колледже в качестве «младшей медсестры». Окончил школу с серебряной медалью, поступил в ТГМУ, откуда вышел дипломированным специалистом в 2013 году. В 2014 году окончил интернатуру по общей хирургии, в 2016-м – ординатуру по эндоскопии в железнодорожной больнице Владивостока, где и остался работать. И главному врачу Петру Нидзельскому, и заведующему отделением эндоскопии Евгению Рыжкову пришелся по душе молодой специалист, который с искренним удовольствием и похвальным рвением осваивал новые хирургические техники, став полноправным и активным «игроком» в высокопрофессиональной команде врачей-эндоскопистов.
- Я изначально тяготел к хирургии, хотел быть этаким бравым хирургом, рыцарем скальпеля без страха и упрека, - смеется Константин Халин. – Но быстро понял все плюсы и преимущества малоинвазивных вмешательств перед открытыми полостными операциями. Они менее травматичны, более эффективны, намного лучше переносятся пациентом, который быстрее восстанавливается и встает на ноги. И у меня были отличные учителя, настоящие мастера. На 4 курсе проходил цикл факультетской хирургии в отделении эндоскопии ДВОМЦ ФМБА России, и от его заведующего, Олега Перервы, собственно и «заразился» эндоскопией. Там я впервые познакомился с современным эндоскопическим оборудованием и технологиями.
Также своим учителем в профессии с гордостью и благодарностью могу назвать заведующего центром хирургии медцентра ДВФУ Кирилла Стегния, под руководством которого в настоящее время пишу кандидатскую диссертацию. Ну а самый яркий пример наставничества – врач-эндоскопист нашего отделения Михаил Агапов, у которого я учился, учусь, и, надеюсь, еще долго буду учиться, до его высочайшего уровня мне расти и расти. Этот человек – неиссякаемый источник знаний, он всегда находится на передовой линии эндоскопической хирургии.
Сам Михаил Юрьевич, отзываясь о молодом специалисте, подчеркивает, что именно такие как он – надежда и будущее приморской эндоскопии:
- Константин Дмитриевич – большой молодец, он один из немногих неравнодушных людей, которым от медицины что-то надо. Он всей душой стремится к знаниям, а не к деньгам, что сегодня большая редкость. Конечно, и материальное вознаграждение должно быть достойным, но оно у моего молодого коллеги не стоит на первом месте, не является определяющим. Самое главное – стать и быть профессионалом в своем деле, и у него есть все шансы вырасти в крупного специалиста, отличного врача. Важно, что он не только хочет делать руками, но и думать головой, ставя во главу угла интересы пациента, а не показную демонстрацию собственных возможностей. При этом и наукой увлеченно занимается, и эндоскопическую практику активно нарабатывает. Что могу сказать – растет достойная смена, за которую мне не стыдно.
На пути к кандидатской
Кандидатская диссертация, над которой работает Константин Халин, посвящена визуальной предоперационной оценке эпителиальных образований толстой кишки.
- На основании визуальных характеристик и признаков можно прогнозировать морфологическое строение толстой кишки и, соответственно, определить, с какой опухолью имеем дело – злокачественной или доброкачественной, - поясняет будущий кандидат наук. – Также эти визуальные признаки позволяют подобрать оптимальный вид вмешательства – хирургический или эндоскопический. Еще один аспект работы – сравнение биоптата образования с полностью удаленным образованием. Т.е. сначала брали несколько биоптатов – небольших, в пределах 2-3 мм – фрагментов опухоли и потом сравнивали их характеристики с данными уже удаленной опухоли. И убедились, что в достаточно большом проценте случаев есть расхождения – к примеру, в биоптате низкая степень дисплазии, и это еще доброкачественное образование, а после удаления мы находили в нем злокачественные клетки.
Если говорить о практической пользе исследования, то, вероятнее всего, нам удастся доказать, что определить, злокачественная опухоль или доброкачественная, можно на основании визуальных признаков. Это, во-первых, позволит снизить уровень осложнений, т.к. взятие биопсии грозит развитием фиброза в подслизистом слое и является фактором риска осложнений. А во-вторых, сэкономит время и деньги пациентов. Тем более в мировых публикациях есть только разрозненные сообщения по этому вопросу, а систематического и крупного комплексного исследования пока нет. Причем для выполнения данной научной работы мы инициировали мультицентровое исследование, в котором, кроме нас, принимают участие медцентр ДВФУ и ряд крупных московских клиник.
По словам Константина Халина, лучшими эндоскопистами-практиками по праву считаются японские специалисты. И самые интересные и познавательные научно-практические конференции проходят там, куда приглашают профессоров из Страны восходящего солнца. Кстати, оборудование в отделении эндоскопии НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Владивосток ОАО «РЖД» - тоже японское, фирмы «Фуджинон».
- Это вполне приличные эндоскопические стойки – конечно, есть и лучше, но предела совершенству нет, - отмечает специалист. – Мне уже смело доверяют сложные операции – диссекции в подслизистом слое желудка и толстой кишки, по количеству и качеству которых наша больница прочно удерживает первое место в регионе. Это очень актуальные и востребованные операции по удалению раковых и предраковых образований. При эндоскопической диссекции применяется специальный эндоскопический нож, который позволяет более прицельно и точно иссекать образование в пределах здоровых тканей единым блоком вне зависимости от размеров опухоли, чего иногда бывает невозможно сделать с помощью петли при резекции. В зависимости от места поражения и размера опухоли операция может занять до нескольких часов, также может потребоваться применение нескольких ножей. У нас в отделении есть правило – если ты выявил такого пациента, то сам его и лечишь, ведешь.
Молодым везде дорога
А старшие и более опытные наставники всегда рядом – на сложном этапе подскажут, помогут советом, подправят что-то на аппарате, при этом никаких ограничений и преград для молодых эндоскопистов они не создают, предоставляя полную свободу действий в рамках всех необходимых требований к тому или иному оперативному вмешательству. Это принципиальный вопрос доверия. И про главного врача НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Владивосток ОАО «РЖД» Петра Нидзельского молодой специалист говорит с глубоким и искренним пиететом:
- У нас сложились отличные взаимоотношения, на все мои просьбы я всегда вижу положительную и адекватную реакцию руководства. В частности, больница оплатила мне проживание в гостинице, когда я поехал на очень значимый для меня первый Всемирный конгресс по гастроинтестинальной эндоскопии, проходивший в Индии, в г. Хайдарабад, с 16 по 19 марта. Нужно было представить тезисы на основании научной работы и отправить их в комиссию, и лучшие авторы выигрывали conference travelgrants на поездку в Индию. Мы с Михаилом Агаповым написали два тезиса на две разные темы. Я описывал эндоскопические диссекции на толстой кишке, где был представлен опыт первых ста операций, а Михаил Юрьевич – перфорации толстой кишки.
Нам обоим прислали приглашения выступить со стендовыми докладами. Они просто вывешиваются в составе общей экспозиции, и в определенный день нужно находиться рядом и отвечать на вопросы участников конгресса. А через неделю мне пришло еще одно приглашение – выступить с персональным докладом. Я подготовил полноценное выступление и вылетел в Хайдарабад. Всего было отобрано 35 тезисов для устных докладов, а travelgrants получили только 20 участников. Я просил Михаила Юрьевича полететь вместе со мной, т.к. большинство описанных в докладе операций проводил он, но мой наставник был категоричен: «молодым везде у нас дорога, отправишься один».
Будущие перспективы
Молодого доктора из России в Индии приняли тепло и радушно, но исключительно с профессиональным вниманием и интересом.
- Не были сказано ни одного слова о политике и про политику, - делится впечатлениями от поездки Константин Дмитриевич. – Встретили очень приветливо, общались на равных, но только в рамках профессиональных компетенций. Это здоровый и правильный подход – врачи и медицина должны быть без границ, это замечательный постулат, которому и я стараюсь следовать. Саму презентацию оценили высоко, признали ее несомненную практическую пользу. Со стороны зарубежных коллег много вопросов было по поводу организации обучения врачей, медицинской помощи и лечебного процесса у нас, в России, как налажено наставничество. Надеюсь, смог удовлетворить их любопытство.
И в плане обогащения профессионального опыта командировка оказалась очень полезной. Все четыре дня посещал научные секции и мастер-классы, слушал доклады ученых с мировым именем, со многими познакомился лично, с некоторыми до сих пор веду переписку по электронной почте. Там были прямые включения из операционных, где я почерпнул немало интересных нюансов и деталей, которые обязательно буду использовать в своей работе.
К примеру, в Приморье пока не распространена пероральная эндоскопическая миотомия при ахалазии кардии. Хотя на базе нашей больницы по этой методике проводились мастер-классы, где нас обучал специально приглашенный эксперт и даже давал выполнять этапы операции под своим контролем. Кроме того, я осваивал эту операцию в Санкт- Петербурге, и в Индии ее демонстрировали, и мы, вероятно, первые в Приморье будем делать такие операции. На конгрессе также продемонстрировали антирефлюксную мукозэктомию – совершенно новое направление в эндоскопии, придуманное японцами, оно еще находится на этапе клинических испытаний. В России это тоже пока экспериментальные единичные случаи. Предварительные результаты очень положительные и обнадеживающие, мы ждем отдаленных, чтобы начать внедрять данный метод в железнодорожной больнице.
На личном счету у Константина Халина – уже порядка 500 эндоскопических операций, пять-шесть в неделю.
- Всегда остаются в памяти первые операции, тогда я еще проходил ординатуру и дежурил в других больницах, - вспоминает врач-эндоскопист. – Всю ночь не спал, пришел с дежурства, с довольно тяжелой смены, и стоило немалых усилий сосредоточиться и сконцентрироваться. Мне предстояло сделать диссекцию в подслизистом слое толстой кишки, я смог собраться и все сделал правильно. Операция прошла успешно, без осложнений, пациент благополучно выздоровел. Операции бывают разные по сложности и длительности – бывает, за один раз удаляешь до 10-ти образований, и такое вмешательство может проводиться много часов. Иногда приходится оперировать в четыре руки, по-другому не выполнишь.
Константин Халин далеко в будущее не заглядывает и справедливо полагает, что зигзаги судьбы предугадать невозможно. Но свои ближайшие профессиональные перспективы неизменно связывает с железнодорожной больницей, давшей молодому специалисту в лице опытных и мудрых наставников мощный уверенный старт на выбранной стезе и широкие возможности для роста и самореализации.