Даря возможность слышать и говорить
4262
Центр реабилитации слуха и речи Приморья, входящий в состав Краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи (ККЦ СВМП) – в своём роде уникальное учреждение для Дальнего Востока. На протяжении 25 лет здесь помогают обрести слух – одно из важнейших чувств, помогающих воспринимать окружающий мир и самого себя. Изначально центр был ориентирован на детей, но потом здесь стали принимать и взрослых пациентов. Основное направление деятельности – сенсоневральная тугоухость, связанная с повреждением улитки или слухового нерва. О создании учреждения, о том, как можно выявить тугоухость ещё в грудном возрасте, и почему глухотой всё чаще страдает молодёжь, рассказал заведующий центром Владимир Шуваев.
От мала до велика
- Центр создавался буквально на пустом месте - не было ни врачей, ни помещения, - вспоминает Владимир Владимирович. - Причиной создания послужила давно назревшая проблема тугоухих и глухих людей, которые в Приморье не могли получить квалифицированную помощь. Для того чтобы получить слуховой аппарат, нужно было отстаивать огромную очередь или ехать в Москву.
По словам Владимира Шуваева, когда ему предложили создать центр, он был обычным врачом, оперирующим хирургом-оториноларингологом. Работал в Краевой детской клинической больнице №1. Создавать медицинское учреждение с нуля – дело непростое, пришлось долго биться за здание, набирать кадры. Центр реабилитации слуха был открыт в 1992 году, изначально задумывалось, что помощь будет оказываться, прежде всего, детям. Но в 1996 году стали принимать и взрослых – это стало возможно благодаря материально-технической базе центра, а также профессионализму сотрудников, которые проходили различные обучающие курсы, в том числе и за рубежом.
- Многие думают, что тугоухость – не такая уж и распространённая проблема, - рассказывает заведующий. - Вроде как глухих не так часто можно встретить. Однако я уже 25 лет руковожу центром, за период работы видел всякое. Могу сказать, что слух – весьма хрупкая вещь. Взрослый, внешне здоровый, цветущий человек может переболеть гриппом и после этого проснуться полностью глухим. Тяжёлые формы гриппа могут давать осложнения, причём на оба уха, и слух можно потерять в один момент и безвозвратно. Другой вариант – когда человек попадает в автомобильную катастрофу, и происходит перелом височной кости и контузия улитки. От тугоухости никто не застрахован, и это страшно.
Кроме того, по статистике на 1 000 нормальных родов приходится один-два ребёнка, родившихся полностью глухими. В год в крае рождаются в среднем 24-25 тысяч детей, поэтому около 30 малышей становятся нашими пациентами.
С 2012 года в России стали выхаживать новорожденных с экстремально низкой массой тела (от 500 грамм). По всей стране начали открываться перинатальные центры, и в целом уменьшились показатели детской и материнской смертности. Однако не все понимают, что такое решение несёт за собой массу других проблем. Раньше такие дети умирали. Сейчас маму кладут на сохранение, она лежит в перинатальном центре, и ребёнок рождается не через 9 месяцев, как положено, а через 6-7. Внутриутробная первичная закладка органа слуха происходит на второй неделе, после образования плода, а формирование органа слуха идёт на седьмом месяце. И когда ребёнок рождается незрелый – он входит в группу риска и может оказаться полностью глухим, соответственно, будет нуждаться в слухопротезировании и реабилитации. Получается двоякая ситуация: да, с одной стороны, детская смертность уменьшилась, что не может не радовать, но с другой стороны – появляется очень много детей с различными врождёнными патологиями, в том числе – с синдромом тугоухости.
Ранняя диагностика – это возможно
Однако сейчас помощь тугоухим детям может быть оказана буквально с первого месяца жизни. Это стало возможно благодаря аудиологическому скринингу – системе раннего обследования всех новорожденных.
- Департаментом здравоохранения Приморья закуплены специальные звукореактотестеры, которые позволяют ещё в роддомах проверять слух, - объясняет Владимир Владимирович. - Сейчас этими аппаратами обеспечены все роддома края и многие поликлиники. Специального образования для проведения исследования не нужно, небольшие курсы проходят медсёстры или неонатологи. Слух проверяется у каждого новорожденного на 2-3 день жизни. Производится регистрация реакции улитки на звук, который подаётся в ушко ребёнку. Это первичный этап исследования, на котором можно выделить группу риска.
Если реакция улитки не получена, то информация заносится в родильную карту. В течение месяца родители обязаны прийти в поликлинику, где тест будет проведён повторно. Если и в этот раз результат отрицательный, тогда уже ребёнок отправляется к нам в центр, где происходит второй этап исследований.
В центре слуха мы выявляем прежде всего степень тугоухости – неполная, полная, либо на одно ухо или на оба. Это влияет на то, как дальше будет малыш развиваться. Наша цель – оказать помощь ребёнку как можно быстрее, в кратчайшие сроки. Ведь как было раньше: родители смотрят, что ребёнок не разговаривает, и не обращают должного внимания – мало ли что, к трём годам разговорится. И действительно много было просто педагогически запущенных детей, которые слышали нормально, но при этом не говорили. Сейчас мы можем дифференцировать эти случаи и выяснить, какие дети действительно не слышат.
Главное – оказать помощь на раннем этапе, первом-втором месяце жизни. Даже если ребёнок полностью глухой, мы можем дать два слуховых аппарата, и тогда малыш, находясь в нормальной речевой среде, вместе с говорящими детьми, сможет освоить речь. Таким образом, происходит профилактика инвалидизации.
Имеющий уши, да услышит
- Порой встречаются случаи, когда слухопротезирование не помогает, - отмечает заведующий центром. - Тогда дети направляются на кохлеарную имплантацию. Мы полностью обследуем пациента, подготавливаем и направляем в Хабаровск, Москву или Санкт-Петербург. Там находятся основные федеральные центры, где осуществляется подобная помощь. Кохлеарный имплантат – специальный медицинский прибор, который вживляется в улитку. Также в систему кохлеарной имплантации входит речевой процессор – своеобразная нашлёпка на ухо, которая меняется раз в пять лет. Внутренняя часть даётся на 70 лет, то есть можно сказать пожизненно.
Но здесь существуют определённые показания. Ребёнок обязательно должен находиться в речевой среде. После операции маленьким пациентам необходимо ходить в сады и школы для обычных, нормально слышащих детей. Через два месяца после операции ребёнку присоединяют речевой процессор, настраивают его, и эти дети возвращаются в наш центр. Здесь с ними работают наши специалисты, врачи и педагоги, оказывая реабилитационную помощь.
Перечень направлений, которыми занимается наш центр, достаточно широк. Мы занимаемся слухопротезированием, выдаём как платные, так и льготные аппараты. Здесь же производится сервис, гарантийное обслуживание слуховых устройств, их ремонт. Изготавливаем специальные вкладыши для аппаратов – под ухо конкретного пациента, так как у каждого человека индивидуальное строение слухового прохода. потому что слуховой аппарат соединяется с ухом специальным вкладышем.
Проводим диагностику слуха, причём можем поставить диагноз практически с рождения (одна из уникальных возможностей Владивостокского центра слуха – например, Хабаровск этим похвастаться не может). К нам обращаются люди любого возраста – самому маленькому пациенту было две недели от роду, самому пожилому – за сто лет.
Доступно для всех
Несмотря на то, что услуги центра не включены в систему ФОМС (то есть полис здесь не действует), многие пациенты могут получить помощь на бюджетной основе. Перечень категорий достаточно обширный – прежде всего, это инвалиды разных групп и дети-инвалиды. Кроме этого, в регистратуре есть талоны на бесплатное обслуживание, но их количество ограничено. Тем не менее, малоимущие граждане могут обследоваться, не заплатив ни копейки.
- Цена платного исследования составляет всего 1650 рублей, - подчёркивает Владимир Владимирович. - При этом она остаётся неизменной вне зависимости от того, сколько методик мы применили. Мы можем использовать 7-10 видов инструментальных техник, но не берём плату за каждую в отдельности. Главное для нас – установить диагноз.
При этом сам процесс исследований может быть достаточно трудоёмким и длительным. У маленьких детей он может составить 2-3 недели, потому что необходимо обследовать ребёнка в состоянии сна, желательно физиологического, а не медикаментозного. Один из методов, который при этом применяется – метод вызванных потенциалов мозгового ствола, который позволяет определить уровень поражения слуха.
Конечно, в таком деле не обойтись без первоклассного оборудования, которое представлено в основном германскими и датскими аппаратами. Техника в центре позволяет проводить тональную и речевую аудиометрию, импедансометрию, акустическую рефлексометрию. Оборудование постоянно проверяется и калибруется, чтобы избежать неверных показаний.
Наилучшая мотивация – здоровье маленького пациента
В настоящий момент в Центре реабилитации слуха трудится небольшой коллектив из трёх десятков человек. Сюда входят врачи - сурдологи и слухопротезисты, лаборанты, сурдопедагоги (или дефектологи), а также психолог. Отдельно стоит сказать о работниках регистратуры – у центра особая специфика, и каждого пациента здесь встречают и буквально за руку отводят к нужному специалисту. Особенно если он пришёл в первый раз.
- Конечно, в основном мы работаем с инвалидами, поэтому и отношение особое, - делится Владимир Шуваев. - Стараемся никого не оставить без внимания. Помимо этого, приходят пожилые люди – существует ведь ещё тугоухость возрастная. К сожалению, сейчас она стремительно молодеет. Люди перестали соблюдать слуховую гигиену, привыкли слушать музыку в наушниках на полной громкости. А ведь это ведёт к печальным последствиям – слух садится, причём безвозвратно. Современное поколение само себя глушит.
В определённом понимании, на наших глазах постоянно происходят трагедии. Ведь мы проводим диагностику, и выносим окончательный вердикт. Родители приносят ребёночка и не знают, насколько у того высока степень тугоухости. И когда определяется неутешительный диагноз, перенести это достаточно тяжело, многие не могут сдержать слёз. Конечно, мы стараемся всех успокоить, сразу же говорим, какие прогнозы, какую помощь можно оказать ребёнку.
А какими счастливыми становятся дети после того, как им установят слуховой аппарат! Представьте – ребёнок никогда ничего не слышал, и тут впервые окунулся в мир звуков. Он сразу же меняется в лице, улыбается, глаза просто сияют. И это нас здорово мотивирует. Ради того, чтобы дарить людям возможность слышать, мы готовы работать не покладая рук.