Культ здоровья должен развиваться
8727
На площадке одного из структурных подразделений КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр», в центре психотерапии, состоялся круглый стол на тему «Депрессия как интердисциплинарная проблема» для врачей-психотерапевтов и клинических психологов. В мероприятии приняли участие директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, профессор, д.м.н. Николай Незнанов, главный врач ВКДЦ Анжела Кабиева, заведующая центром психотерапии Лариса Дробот, руководитель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, доцент научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» Санкт-Петербургского государственного университета, к.м.н. Владимир Слабинский и корреспондент портала VladMedicina.ru.
Вопросы, которые обсуждались на этой встрече, перекликались с темой, поднятой на конференции VII Яцковских чтений, проходившей в рамках XIII Тихоокеанского медицинского конгресса осенью 2016 года. А формат мероприятия позволял обсудить практические вопросы диагностики и лечения, а также организации оказания психотерапевтической, психологической, медико-социальной помощи людям.
Ясный взгляд на мир
Профессор Николай Незнанов в своем выступлении сделал акцент на том, что проблема депрессии очень актуальна как в нашей стране, так и в мире в целом. Особая актуальность вызвана политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе. Меняется сам социум, его внутреннее наполнение, структурные связи, ритм жизни вносит коррективы в восприятие внешнего и внутреннего мира человека. В этих глобальных процессах задействованы все стороны взаимодействия с каждого представителя социума как с обществом, так и с самим собой.
Заведующая центром психотерапии КГБУЗ «ВКДЦ» Лариса Дробот подробно разъяснила, как сотрудники медучреждения оказывают психотерапевтическую, психологическую, медико-социальную помощь жителям города Владивостока и Приморского края с самыми разными состояниями.
- Для этого организованы кабинеты в ряде детских поликлиник и женских консультациях Приморья, - отметила Лариса Александровна. - В самом центре, располагающемся по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 22, прием ведут врачи-психотерапевты и клинические психологи. Помощь здесь оказывается и взрослым и детям. Проводится как индивидуальная, так и групповая работа. Порой требуется несколько месяцев, чтобы человек обрел уверенность в своих силах и прояснил взгляд на мир. Дело в том, что специфика этой патологии такова, что на тщательную проработку состояния и выхода из него требуется длительный период. Специалисты ВКДЦ не только помогают пациентам, уже попавшим в трудные обстоятельства, но и проводят разного рода мероприятия, направленные на психовоспитание, стремясь сформировать у людей адекватный взгляд на жизненные ситуации, свои мысли и поступки.
Главный врач Владивостокского клинико-диагностического центра Анжела Кабиева сообщила об истории создания и развития центра психотерапии во Владивостоке, о первых руководителях службы, преимуществах и трудностях работы центра, а также о мерах по улучшению взаимодействия с другими лечебными учреждениями, взрослыми и детскими поликлиниками города Владивостока. Кроме того, глава ЛПУ поделилась планами развития центра психотерапии в контексте новых возможностей взаимодействия с коллегами из С-Петербурга по вопросам улучшения качества оказания психотерапевтической помощи. И, пользуясь случаем, высказала благодарность В.Ю. Слабинскому за профессиональную поддержку приморских специалистов, которые проходят у него обучение, и предложила продумать проект долгосрочного сотрудничества.
Владимир Юрьевич поддержал идею долгосрочного сотрудничества по линии Санкт-Петербург-Владивосток и рассказал о преимуществах такой формы работы как психотерапевтическая бригада, а также об особенностях психотерапии в эпоху доказательной медицины.
В современном мире уже недостаточно быть просто специалистом, требуется постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с базами данных, онаучивать полученные результаты. Для внедрения новых психодиагностических и психотерапевтических методик очень важным является создание в ВКДЦ инновационной среды – атмосферы научного творчества и критичного отношения к полученным результатам. Кроме того, необходимы не только образовательные семинары по новым методикам, но и супервизионная поддержка, и тренинги, направленные на улучшение взаимодействия как внутри психолого-психотерапевтического сообщества, так и с другими отделениями Владивостокского клинико-диагностического центра.
В ходе встречи на профессора Незнанова обрушился шквал вопросов от специалистов центра психотерапии. Николай Григорьевич щедро делился с молодыми коллегами знаниями, опытом и с удовольствием ответил на вопросы нашего корреспондента.
У депрессии возраста нет
- Люди какого возраста чаще всего подвержены такому расстройству как депрессия?
- Нет, определенного пика у нее нет, что подтверждают достаточно серьезные и корректно проведенные исследования. Люди более зрелого возраста осознают проблему и обращаются за помощью, а у молодежи нет жизненного опыта, ей сложно сопоставить какие-то факты, касающиеся качества жизни. В подтверждение своих слов могу привести в пример скрининговые исследования, использующие определенные психодиагностические методы, которые «просеивают» какие-либо определенные формы патологий. Согласно данным, которые приводила в своем выступлении заведующая кафедрой клинической психологии ТГМУ, доцент, д.псх.н., Наталья Кравцова, показатель психосоматического здоровья у студентов говорит о том, что примерно у 40% наблюдаются депрессивные симптомы. Речь не идет о тяжелой степени расстройства, а об определенном образе реагирования на окружающую действительность.
Сейчас стало популярным понятие «качество жизни». Так вот, пока человек не побывает в других городах или странах, не увидит, кто где и как живет и не получит такой опыт, он продолжит пребывать в некоем стереотипе собственной повседневности. У него нет представления о том, что где-то можно жить по-другому, лучше или хуже – другой вопрос, равно как и нет мыслей о сопоставлении этого качества жизни.
Относительно депрессии, я полагаю то же самое. Значительная часть жителей нашей страны привыкают к такому состоянию так же как к повседневной одежде. Она знакомая, достаточно комфортная, и на ее дефекты можно закрыть глаза и со временем перестать их замечать.
Как критически оценить свое состояние, чтобы распознать симптомы? Например, когда человек, говорит о том, что не может заснуть, сосредоточиться, неспособен выполнять как физическую, так и умственную работу по непонятным причинам или вовсе беспричинно.
Проблема еще и в том, что касается она не только населения в целом, но и врачей. Я иногда читаю лекции для врачей, специализация которых не имеет отношения к психиатрии. Бывает, после встречи подходят и задаются вопросом, уж не депрессия ли у них, с учетом всего услышанного. А почему нет?!
Здоровье по-культурному
- В своем выступлении на Яцковских чтениях вы касались темы культуры здоровья. Думается, для нашей аудитории будет полезно остановиться на этом вопросе более подробно.
- Говоря о культуре здоровья, я имел в виду то, что мы с вами не воспитаны таким образом, чтобы заниматься своим здоровьем. В этом нет вины системы здравоохранения, это именно вопрос нашего с вами воспитания. Все мы, и я в том числе, человек с медицинским образованием, идем к доктору, лишь когда возникает острая необходимость, критическая ситуация. До того – домашние средства, народная медицина, советы знакомых, то есть самолечение.
В итоге мы приходим к тому, что наша медицина, по сути, носит неотложный характер. К стоматологу мы идем тогда, когда нужны экстренные меры, а визит к психиатру приравнивается к приговору, будто мы ставим крест на себе. Если и обращаемся, то, как правило, инкогнито, предварительно перепробовав решить проблему, прибегнув к услугам всяческих ворожей, гадалок или тому подобных целителей. И это сигнализирует о том, насколько не востребована служба психического здоровья.
- Есть ли разница между тем, что происходит в сфере психиатрии на Западе и отечественной наукой?
- Однозначно сказать нельзя. В самом деле, проблема стигматизации психического здоровья и психиатрии существует повсеместно. И если говорить о подготовке специалистов, то Россия, пожалуй, находится в гораздо лучших условиях, нежели Европа, где почти в каждой индустриально развитой стране, будь то Германия, Скандинавия или Франция, вопрос стоит очень остро. Студенты не хотят идти в психиатрию, которая, во-первых, рассматривается как консервативная дисциплина, где якобы нет никаких прорывов, а во-вторых, психически больные – наиболее сложная категория пациентов, и нужно иметь большое желание, внутреннюю мотивацию заниматься этими проблемами.
У нас, если брать, к примеру, Москву или Санкт-Петербург, проблема подготовки кадров не настолько остра. Например, в этом году в институте Бехтерева вообще нет бюджетных мест, но, несмотря на это, заявления подали порядка 40 человек, около трети из которых – неврологи, остальные – психиатры и терапевты-наркологи, что свидетельствует о стабильном интересе к специальности.
- Есть такая расхожая шутка, касающаяся Соединенных Штатов: когда ты становишься преуспевающим человеком, в твоем окружении, помимо телохранителя, должны быть еще два человека, адвокат и психоаналитик. У нас тоже есть люди, достигшие определенного материального состояния, которые следят за своим психическим здоровьем так же, как и за финансами или физической формой, по сути, делая вложения «в себя».
Кстати, я бы все же не полагал, что эти два момента находятся в прямой зависимости. Помнится, мне однажды задавали такой вопрос: «Выходит, для поддержания психического здоровья необходима финансовая свобода?» Это лишь отчасти верно, вторая часть правды в том, что даже люди, у которых, возможно, не так много средств, обращаются за рекомендациями именно с профилактическими целями, и побуждает их к такому шагу воспитание.
- Как вы считаете, а что конкретного могут сделать представители медицинского сообщества, чтобы способствовать повышению культуры, приверженности к ответственному отношению к своему здоровью и правильным поведенческим реакциям?
- Могу ответить фразой, которая мне очень нравится: «Воспитание – это не только убеждение, это во многом принуждение». Прививать необходимые качества нужно с раннего возраста, поэтому я ввел бы в школах уроки здоровья, назовем так условно, чтобы дети могли впитывать то полезное, что останется потом с ними на всю жизнь и принесет достаточно пользы. Тогда и конкуренция здоровых привычек против других увлечений, насаждаемых масс-медиа, возникнет.
Культ здоровья должен развиваться. К вопросу о других странах – если вы приедете в Скандинавию, то многому удивитесь, в том числе и отношению к собственному образу жизни, физическому и психическому состоянию. Там царит простота, минимализм, в чем-то граничащий с аскетизмом. И при этом по уровню благосостояния Норвегия, к примеру, одна из самых развитых по данному показателю стран.
Каждое утро многие жители ездят на работу на велосипедах, повсеместно распространена скандинавская ходьба, ставшая в последние годы очень популярной и в России. Помню, однажды, в Стокгольме, меня поразил один случай. Я увидел, как через озеро, на берегу которого находится университет, плывут люди на байдарках. Я подумал, что это спортсмены тренируются, но оказалось – врачи добирались на работу! И дело тут не в пробках, которые тоже, без сомнения, есть, но люди сами, по своей воле, выбирают иной вид транспорта, заботясь о своем здоровье.
На личном примере
- В России сейчас тоже набирает обороты популяризация занятий физкультурой и вообще здорового образа жизни. Одно из приоритетных направлений деятельности подразделений ВКДЦ – просветительское. Сотрудники не только доносят необходимую информацию, но сами подают пример в продвижении ЗОЖ. Например, популяризация скандинавской ходьбы, о которой шла речь. Сейчас уже редко кто удивится, увидев на улице бодро шагающего человека с характерными палочками. А несколько лет назад врачи Владивостокского клинико-диагностического центра стали пионерами скандинавской ходьбы в Приморском крае.
- Вы правы, в нашей стране очень большое значение имеет практика «на личном примере». Расскажи, покажи – и за тобой пойдут. Конечно, не сразу, постепенно, но – пойдут. Главное – не давать себе обещаний «начать новую жизнь с понедельника». Нужно просто слезть с дивана и сделать первый шаг. Да, собраться и заставить себя это сделать очень сложно, потому что диван привычный и на нем удобно. Но (и здесь те, кто посещает бассейн или спортзал не дадут соврать), если делаешь что-то регулярно, то вскоре втягиваешься и начинаешь получать от этого удовольствие. И вот тогда человек ставит себе цель, которая его мотивирует, и идет к ней, поступательно, шаг за шагом. И ему уже не до депрессивных состояний.
Кстати, владивостокский проект «Прогулка с врачом» меня приятно удивил. Во-первых, не часто встретишь докторов, которые умеют и хотят встречаться с людьми в обстановке, отличной от привычной (а это, как правило, кабинет, белый халат…). Во-вторых, врачи, ведущие или стремящиеся вести здоровый образ жизни, - тоже явление не тотально распространенное. Я оцениваю этот проект как нечто новаторское, интересное и полезное. И от души желаю коллегам успехов!
- Николай Григорьевич, Вы во Владивостоке первый раз?
- Да, прежде мне не доводилось бывать здесь. И у меня остались самые приятные впечатления от встречи с очень гостеприимными, открытыми, добрыми людьми. Я увидел высокий профессионализм специалистов, с которыми встречался в рамках конференции. Неподдельный интерес к докладам у врачей, которые присутствовали в зале. Меня поразила красота Владивостока, его непохожесть на другие города. Буду рад сюда вернуться в будущем и открыть для себя новые грани столицы Приморья.