Тайфун для «скорой» не помеха
Тайфун «Лайонрок», бушевавший в Приморье в конце августа, принёс краю немало бед. Особенно пострадали северные и восточные районы – Красноармейский, Дальнегорский, Дальнереченский, а также Ольгинский, Чугуевский, Кавалеровский, Лазовский. Разрушения, вызванные паводком, заставили администрацию края ввести режим ЧС и мобилизовать все имеющиеся резервы. Необходимо было не только восстановить повреждённую инфраструктуру, но и наладить медицинское обеспечение населения, провести противоэпидемиологические мероприятия. Для защиты здоровья граждан напряжённо работали сотрудники скорой помощи и центральных городских и районных больниц, тесно взаимодействуя с силами МЧС и медицины катастроф. Благодаря действиям людей в белых халатах все пострадавшие получали своевременную помощь.
Об особенностях работы скорой помощи в режиме ЧС корр. VladMedicina.ru рассказал главный внештатный специалист по СМП Приморского края, главный врач станции скорой медицинской помощи г. Уссурийска Александр Федейкин.
Работа без выходных
В Приморском крае скорую медицинскую помощь населению оказывают 29 организаций. В их числе – шесть станций СМП в крупных городах региона (Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Партизанск и Артём) и 23 отделения при центральных городских и районных больницах. По нормативу, одна бригада разворачивается на 10 000 населения, поэтому отделения в крае небольшие: от одной бригады, как в Ольгинском районе, до четырёх-пяти, как в Лесозаводске и Арсеньеве. Становится понятно, что и в обычное-то время работать нелегко, учитывая плотность населения, отдалённость некоторых сёл и отнюдь не всегда благополучную ситуацию с дорогами. Поэтому часть функций скорой помощи на себя берут ФАПы. В период действия в Приморье режима ЧС как СМП, так и сотрудники фельдшерско-акушерских пунктов действовали во взаимодействии с Центром медицины катастроф и МЧС, и сейчас, уже подводя итоги, можно сказать: несмотря на тяжёлые условия, медики справились на отлично.
- Режим чрезвычайной ситуации был введён в крае 31 августа, - рассказывает Александр Николаевич. - Необходимо было знать, какие населённые пункты недоступны для скорой помощи, справляются ли бригады, хватает ли медикаментов, и прочие проблемы, касающиеся экстренной медицинской помощи. Был организован мониторинг по вопросам СМП, и два раза в сутки, в 8.00 и 20.00, информация передавалась в Центр медицины катастроф, который в свою очередь отправлял донесения в Москву – ситуация имела федеральное значение. После этого уже решалось, как распределить силы и куда направить помощь в первую очередь. Нужна была полная картина, вплоть до того, кто, с чем обращается в «скорую», каким образом организована медицинская эвакуация в отрезанных стихией сёлах.
Поначалу из-за последствий тайфуна во многих районах была нарушена связь. Получить информацию было довольно сложно, поэтому вся администрация Уссурийской СМП буквально «висела на телефоне», работая без выходных. Я хочу отметить своих специалистов, потому что это тоже была нелёгкая работа, а также поблагодарить главных врачей центральных городских и районных больниц, которые находились на своём посту фактически круглосуточно и могли дать необходимую информацию в любое время.
К ЧС – во всеоружии
Уссурийский городской округ тоже попал под удар стихии, в первые дни несколько сёл оказались отрезанными от внешнего мира. Но ситуация держалась под контролем, и в короткие сроки сообщение было восстановлено. В прошлом году сотрудникам скорой помощи Уссурийска уже приходилось работать в режиме ЧС из-за тайфуна «Гони», поэтому на этот раз служба встретила очередной тайфун во всеоружии. Медики работали параллельно с управлением ГО ЧС, согласовывая каждый выезд в сёла.
- В прошлом году было гораздо тяжелее, - признаётся главврач. - Теоретически мы знали, как нужно действовать, но поначалу возникали кое-какие нюансы, которые отрабатывались уже на практике. В этом году работали спокойней, быстро и слаженно. Взаимодействие с другими службами уже было установлено. Для доставки бригады выделялась высокопроходимая техника или плавсредства – если по суше к населённому пункту было не добраться.
Например, возле села Кроуновка вода размыла переправу. Оттуда поступило несколько вызовов на «скорую», и каждый раз нам оперативно приходили на помощь сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям – доставляли пациентов на «большую землю» или же бригаду СМП до пациентов при помощи плавающего транспортного средства МЧС.
Своевременно, всем и в полном объёме
- Вообще, за всё время ЧС не было такой ситуации, чтобы кто-то не получил медицинскую помощь, - отметил Александр Федейкин. - Всем она была оказана своевременно - либо силами СМП, либо персоналом фельдшерско-акушерских пунктов, либо санавиацией. Активно работали сотрудники медицины катастроф, санавиации, перевозившей людей, гуманитарную помощь и медикаменты.
Скорая помощь – экстренная служба, поэтому в принципе её сотрудники всегда готовы к каким-то непредвиденным ситуациям. Часто бригада отправляется на вызов, ещё толком не зная, что именно там ждёт. Медики сами должны сориентироваться, как дальше действовать. Поэтому разбушевавшаяся стихия не обескуражила «скорую». Основная сложность возникала с доездами в труднодоступные районы. Но здесь подключались силы МЧС, они всегда оказывали содействие, выделяя необходимый транспорт, будь то лодки или высокопроходимые машины.
Количество людей, нуждающихся в медицинской помощи, во время ЧС увеличилось, поэтому в несколько раз возросла потребность в некоторых медикаментах. Во время ежедневного мониторинга ситуации в пострадавших районах, в том числе выяснялось, как обстоят дела с медикаментами. Если возникали какие-то проблемы, помощь немедленно высылалась. Кроме этого, проводилась работа по вакцинопрофилактике населения. Вообще, сейчас уже в прошлом те времена, когда лекарств не хватало – все лечебные учреждения имеют необходимый запас препаратов.
Ситуация – чрезвычайная, диагнозы - обыденные
Несмотря на разгул стихии, жалобы, с которыми обращались люди в скорую помощь, в основном не были связаны с наводнением. А в первые дни после введения режима ЧС количество вызовов даже сократилось.
- В обычное время одна из основных проблем «скорой» - шквал непрофильных вызовов, - утверждает Александр Николаевич. - Мы стали очень доступны, почти у каждого человека есть сотовый, и нам звонят по малейшему поводу – болит голова, поднялось давление, порезал палец. И мы не отказываем никому, потому что диспетчер по приему вызовов скорой медицинской помощи по телефону порой не может выяснить всех подробностей ситуации. Когда был введён режим ЧС, количество таких вызовов уменьшилось. Видимо, люди, столкнувшиеся с реальной угрозой – наводнением – стали меньше звонить по пустякам. Повлиял, вероятно, ещё и тот факт, что многие сёла элементарно остались без связи. Пока её не восстановили, функции скорой помощи взяли на себя сотрудники ФАПов. И я бы хотел особо их отметить, потому что в первые дни, пока отсутствовали коммуникации в некоторых селах, только они занимались медицинским обеспечением местного населения, работая круглосуточно, буквально на износ.
Также хочется отметить работников врачебно-сестринских бригад, направляемых из центральных районных больниц для дежурства в пунктах временного размещения. Такие пункты были развёрнуты во многих сёлах, и люди пребывали там довольно долго, получая при этом медицинскую помощь и питание. Главные врачи ЦГБ и ЦРБ нашли резервы, выделили сотрудников для медицинского обеспечения. И это при том, что в больницах ощущается острая нехватка кадров – до 50%!
Люди обращались в скорую помощь с такими же проблемами, как и в обычное время. Это гипертонические кризы, пневмонии, простудные заболевания, были и хирургические патологии. С кишечными инфекциями пациентов было немного – вовремя проведённые противоэпидемиологические мероприятия воспрепятствовали вспышке инфекционных заболеваний. Каких-то определённых диагнозов, характерных для наводнений, не наблюдалось.
Мониторинг ситуации был прекращён 29 сентября, к этому времени была полностью восстановлена связь с пострадавшими сёлами, отремонтированы дороги. Благодаря слаженным действиям скорой помощи, сотрудников МЧС, работников центральных районных и городских больниц и медицины катастроф, население пострадавших районов было полностью обеспечено медицинской помощью. Сейчас «скорая» работает в штатном режиме, продолжая выполнять свои непосредственные задачи.