Прямой путь к выздоровлению
Понятие ортопедии с греческого можно перевести как «обучение прямому» (ортос – прямой, правильный, педия – обучение). Не случайно эмблемой этого раздела медицины выбрали кривое деревце, привязанное веревками к палке – проверенный способ выпрямления растений. А поскольку все мы родом из детства, проблемы с костно-мышечной системой у большинства начинаются как раз в начале жизни. Хирурги-ортопеды чаще всего сталкиваются именно с врожденными заболеваниями конечностей и позвоночника. И главное в этой ситуации – действовать быстро и решительно, не откладывая обследование у врача и, если это необходимо, оперативное вмешательство.
Бесплатно для всех
Уже почти 20 лет в краевом клиническом центре специализированных видов медицинской помощи работает детское хирургическое отделение. У его истоков стояли врачи Антоненко Ф.Ф., Ченцова Л.Н. ,Чибиряк Н.В., Бондаревская Н.М., Перлова Т.И., Якименко В.А., Пак О.И., Цупик И.С., Белякова О.О. За эти годы помощь получили тысячи пациентов разного возраста – новорожденные, дети, подростки. Сегодня здесь работают лучшие травматологи-ортопеды, использующие не только оперативное, но и консервативное лечение.
Все дети лечатся бесплатно – это принципиальная позиция руководства Центра, объясняет врач-ортопед Сергей Бусаров. Для этого здесь активно реализуются федеральные квоты и программы фонда ОМС.
Список лечебных мероприятий, которые проводят врачи детского хирургического отделения, длинный: от наложения гипсовых повязок при переломах или других травмах конечностей до удаления фрагмента кости при опухоли. Несмотря на то что число больных детей и подростков не снижается, а по некоторым костно-мышечным патологиям даже увеличивается, врачи отмечают положительную тенденцию: диагностика таких заболеваний улучшается, благодаря пациентам удается пройти своевременное лечение.
– В России сейчас принят норматив скринингового исследования всех новорожденных. Все дети до месяца должны пройти консультацию ортопеда и УЗИ тазобедренных суставов. За счет этих двух обследований и широкого охвата населения ранняя диагностика широко распространена. Поэтому, например, за последний год мы вообще не делаем операций по лечению врожденного вывиха бедра. И это, безусловно, положительный момент, – подчеркивает Сергей Викторович.
Опухоли растут
– Мы проводим ортопедическое лечение при косолапости, искривлении или нарушениях роста конечностей, при вывихах тазобедренных суставов, рубцовых контрактурах суставов, ложных суставах, при деформации костей после тяжелых травм или вследствие хронического остеомиелита, при сколиозах, воронкообразных и килевидных деформациях грудной клетки, – перечисляет врач-ортопед. – Но могу сказать, что, к сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с доброкачественными и злокачественными опухолями опорно-двигательного аппарата.
Это опухоли костей, сухожилий, суставных оболочек. Пациентов с такими патологиями мы отправляем на оперативное лечение. Хирург убирает пораженный фрагмент кости – соответственно, на том месте появляется пустота. Наши специалисты накладывают пластину, чтобы кость не потеряла своей прочности. А сформированный дефект заполняют специальными остеозамещающими материалами. Таким образом, мы на пустом месте фактически получаем новую кость.
По словам Сергея Бусарова, число больных детей с опухолями костей год от года увеличивается.
– Из 200 лечебных мероприятий, которые мы проводим за год, - около 60 приходятся на удаление новообразований, – уточняет врач. – К счастью, число злокачественных опухолей небольшое – всего 2-3 случая в год. Наверное, причины те же, что и в целом у других новообразований. Экология плохая, генофонд страдает. Кроме того, стоит отметить, что у детей своя форма онкологии, которая абсолютно не перекликается с взрослой. Но она так же опасна и так же злокачественна. Ее еще труднее диагностировать, поэтому и лечение сложнее.
По кривой дорожке
С искривлением позвоночника, если верить неофициальной статистике, сегодня сталкивается каждый второй старшеклассник. Это невинное, на первый взгляд, заболевание за 1-1,5 года может привести к тяжелой деформации позвоночника, утверждает Сергей Бусаров.
– Дело в том, что сколиоз бывает двух видов: прогрессирующий и непрогрессирующий, – поясняет ортопед. – Последний не так опасен, а вот сколиоз первого типа быстро набирает обороты, деформация позвоночника растет. Сам по себе сколиоз не вызывает никаких болей, работа внутренних органов не нарушается. Но доказано, что сколиоз с углом искривления больше 35 градусов прогрессирует всю жизнь ребенка – по одному градусу в год. Если такого ребенка не прооперировать в детстве, горб у него будет расти. К тому же дети значительно лучше переносят такие операции, так что есть смысл не затягивать и прооперировать до 16 лет.
Операции на базе хирургического отделения ККЦ СВМП проводит главный внештатный ортопед Приморского края Константин Зинченко. Показаниями к операции являются прогрессирующий сколиоз и сколиоз четвертой степени, у которого угол деформации составляет больше 40 градусов.
– Количество сколиозов в нашем крае с каждым годом растет. Этому способствует пассивный образ жизни детей и подростков. Много времени они проводят за компьютером, физическая активность падает, а статические нагрузки большие – ребенку приходится много стоять или сидеть. Хотя это и не является прямой причиной сколиоза, – признает Сергей Викторович. – А причины остаются загадкой, ведь природа сколиоза – идиопатическая, что в переводе с греческого означает «неустановленная причина».
Без шрамов и последствий
Активно врачи отделения используют и такое относительно молодое направление в хирургии как артроскопию. Подобные операции проводятся на суставах через маленький разрез с помощью оптики и специальных инструментов. Артроскопия считается малоинвазивной хирургической манипуляцией, позволяющей избежать косметических дефектов и ускорить восстановление. Длится она в среднем 40 минут. Однако сама артроскопическая операция для хирурга не так проста, здесь требуется поистине ювелирное владение предметом.
– Показанием для таких операций у детей чаще всего становится повреждение мениска. В условиях стационара мы выполняем резекцию мениска – то есть удаляем поврежденный участок. Операции проводятся практически без очереди, в этом плане налажен поток пациентов, – отмечает Сергей Бусаров. – Получить травму мениска может любой ребенок на уроке физкультуры: прыгнул через козла, неправильно приземлился – в результате мениск порвался.
По словам врача, артроскопия проводится также пациентам с болезнью Кинбека. Это достаточно редкое заболевание, характеризующееся остеонекрозом мыщелков бедренной кости.
– При этом заболевании фрагмент хряща вместе с костью, лишаясь своего питания, в виде свободного тела выпадает в сустав, вызывая блокировку. В год к нам в отделение, как правило, поступает 1-2 человека, не больше. Атроскопическая операция позволяет избежать осложнений, и на третий день после операции пациент начинает ходить. Три недели он не занимается спортом, после чего постепенно возвращается к привычному для него уровню физической активности.
Помимо прочего, добавляет Сергей Викторович, в отделении проводится лечение детей с ДЦП. Врачи Центра поддерживают связь с детскими домами, с социально-реабилитационным центром «Парус надежды», таким образом, формируются списки детей, нуждающихся в ортопедической помощи.
– Дети с диагнозом ДЦП могут получить у нас оперативное лечение по показаниям. Например, мы проводим операции по удлинению мышц с целью улучшить походку ребенка, сделать его более мобильным и устранить устойчивые деформации суставов. Мы лечим даже детей, которые не ходят, чтобы облегчить уход родителей за ними. Например, когда у ребенка сведены бедра, он не может самостоятельно сидеть. Мы проводим несколько небольших операций, и ребенку становится намного легче.
Массаж в придачу
Восстановление после лечебных ортопедических манипуляций происходит по-разному. Если ребенок получил небольшую травму, но при этом его быстро прооперировали, соответственно, гибкость и сила мышц не были утрачены – в таком случае специальная программа для восстановления не нужна. Однако в ситуациях, когда дети не один месяц носят гипс и не разрабатывают конечность – мышечная сила теряется, и объем движений уменьшается.
– Преимущество нашего отделения состоит в том, что здесь, на несколько этажей выше, есть отделение восстановительного лечения. Туда мы смело направляем нуждающихся в реабилитации пациентов. С ними работают массажист, физиотерапевт, специалист по лечебной физкультуре. Таким образом, ребенок получает и оперативное лечение, и восстановительное. После чего свою реабилитацию он может продолжить дома, – заключает Сергей Бусаров.
Ранее по теме:
22.04.2016 г. Гены в помощь
14.04.2016 г. Время дробить камни
05.04.2016 г. 10 лет во благо сердца
02.04.2016 г. Заготовить, очистить и озонировать
31.03.2016 г. Квот по урологии в Приморье стало больше30.03.2016 г. Приморье «прирастает» опухолями костей
08.03.2016 г. Здоровья, любви и душевного комфорта!
22.01.2016 г. Счастье из пробирки и надежда в клетке