Время дробить камни
Стационар детской хирургии краевого центра специализированных видов медпомощи (ККЦ СВМП) разделен на три части: здесь представлены нейрохирургические, ортопедические, хирургические и урологические койки. Последних – больше всего:15 из имеющихся 60. И говорит это не столько о важности данного раздела медицины для человека, сколько о распространенности болезней этого профиля среди современных детей. Число патологий развития мочеполовой системы действительно растет с каждым годом, признает врач детский уролог-андролог высшей категории Ольга Белякова.
Пороки не переступить
– Очень много стало пороков развития половых органов. И в первую очередь речь идет о гипоспадии, – отмечает врач. – Я работаю в Центре почти 14 лет. Так вот за последние два года операций по сложным формам гипоспадии было проведено на порядок больше, чем за все предыдущие годы. В мире вообще пошла тенденция к увеличению числа пороков половых органов. И связано это с увеличением гормональной терапии при лечении бесплодия и проведении ЭКО. Ученые также связывают печальную статистику с ухудшением экологии.
При этом, по словам Ольги Олеговны, порок развития половых органов у плода часто начинает зарождаться в первые 7-8 недель беременности, когда женщина не всегда знает, что она ждет ребенка.
– Сейчас благодаря тому, что ввели обязательный внутриутробный скрининг и скрининг новорожденных, все эти пороки, к счастью, выявляются на ранних стадиях. И в зависимости от показаний проводится консервативное или оперативное лечение, – уточняет врач. – Но более взрослые дети – у них к аномалиям часто присоединяются воспаления, которые протекают долго и скрытно. Не зря ведь говорят, что почка гибнет молча. Особых жалоб ребенок не предъявляет. А когда начинают оформлять ребенка куда-то на учебу, сдают анализ мочи, и проблема обнаруживается. А если речь идет о маленьких детях, которые еще не могут выразить свою жалобу – это еще сложнее. Ведь не всегда можно четко сказать, отчего ребенок капризничает. Может, он просто хочет кушать, а может, погода такая. Именно поэтому выявить заболевание только по жалобам ребенка очень сложно. К тому же многие симптомы родители списывают на последствия прорезывания зубов.
Врачи настаивают, что для сохранения здоровья ребенок должен находиться под присмотром педиатра и проходить все необходимые медосмотры, не нужно пренебрегать и диспансеризацией.
– Сейчас, конечно, родители стали более сознательными, – рассказывает Ольга Белякова. - Все пользуются интернетом. Проблемы чаще всего бывают у детей из районов – там интернета зачастую нет, отсутствует также доступ к квалифицированной медицинской помощи.
Квот стало больше
Все операции в детском отделении ККЦ СВМП проводятся бесплатно. Причем, родителям не нужно бегать по кабинетам и собирать документы.
– Ребенок ложится к нам, мы проводим минимальное обследование, необходимое для квоты. Я тут же делаю выписку и отправляю в департамент здравоохранения. В течение нескольких дней мы оформляем документы на квоту, и ребенок оперируется, не выходя из стационара, – отмечает Ольга Олеговна.
По ее словам, общее число квот по детскому урологическому профилю в Приморье увеличилось по сравнению с прошлым годом на 16%. И в этом году они пришли на несколько месяцев раньше, чем в прошлом.
– По квотам ОМС сейчас оперируются гипоспадии – это порок развития полового члена, когда наружное отверстие мочеиспускательного канала открывается не там, где нужно: не на вершине головки, а по ходу уретры. В тяжелых случаях мальчик может выглядеть, как девочка – с гипертрофированным клитором, когда мошонка расщеплена как половые губы. Ребенок писает сидя, – поясняет Ольга Олеговна. – Оперируются такие дети в несколько этапов, здесь, в нашем отделении. Хотя раньше с этой патологией мы отправляли детей в центральные районы России.
Также в квоты ОМС вошла патология мочеточника – уретрогидронефроз. Заболевание характеризуется нарушением на уровне соединения мочеточника с мочевым пузырем. Операция малотравматичная и бескровная. Практически отсутствует период восстановления, ребенок начинает бегать практически сразу после того, как очнется от наркоза.
Почки без камней
По федеральным квотам в отделении детской хирургии ККЦ СВМП проводят литотрипсию – дробление камней в почках. Кстати, это единственное место в Приморье, где делают такую операцию. Самому маленькому пациенту, которому проводили эту манипуляцию, был 1 год и 8 месяцев:
– К сожалению, и у маленьких детей бывают камни. Я этих детей готовлю к операции и потом отслеживаю восстановительное лечение. А саму операцию на литотрипторе проводит врач-уролог высшей категории Сергей Смольников. Дети хорошо переносят эту процедуру, и результаты хорошие. Наша стойка для литотрипсии оборудована УЗИ-аппаратом и рентген-контролем. Также у нас в отделении есть эндоскопическая стойка для проведения лапароскопии.
Столь раннее появление камней в почках у детей чаще всего объясняется врожденными обменными нарушениями или наследственностью. Другой причиной косвенно могут стать перенесенные инфекции: после этого в почке образуется слизь, и на ней начинает оседать соль из мочи, эта соль в итоге кристаллизуется в камень. Кстати, в основном у детей обнаруживаются оксалатные камни.
Швы исчезают
В более быстром восстановлении после операции врачам помогают современные материалы для ликвидации швов и перевязок.
– У нас есть специальный шовный материал – это очень тонкие рассасывающиеся нитки, благодаря которым можно снизить риск образования свищей. Когда ребенку зашили рану и не надо снимать швы – это ведь прекрасно. Современные технологии это позволяют. Также мы используем специальные повязки. Детям с патологиями уретры после операции предстоят очень болезненные перевязки. Для ребенка вообще каждая перевязка считается стрессом, – акцентирует Ольга Белякова. – Но современные материалы позволяют снизить их число.
Во-первых, мы часто не трогаем рану, она лучше заживает, во-вторых, снижается риск инфицирования и, в-третьих, меньше стресса у ребенка. С такими пороками чаще всего оперируются дети до 3 лет – а это возраст, когда дети боятся всего. Только увидят белый халат в дверном проеме палаты, сразу же начинают кричать, независимо от того, кто туда заходит: санитарка или врач. Хотя больше всего дети боятся медсестер. Я ведь только назначаю процедуры, а уколы ставит медсестра.
«Страшилки» о наркозе и полено
Несмотря на то что, как уже было отмечено, родители становятся более продвинутыми и всесторонне развитыми (опять же благодаря засилью цифровых технологий), они не перестают удивлять врачей, порой обращаясь к самым нетрадиционным методам лечения:
– У меня наблюдался девятилетний ребенок с водянкой яичка. Так родители лечили его сидением на осиновом полене. Год на нем сидели. Говорили, что вечером ребенок посидит, утром у него все проходит. И это логично, ведь у него была сообщающаяся водянка – за то время, что ребенок лежал ночью, жидкость из яичка перетекала из мошонки в брюшную полость. Но к вечеру эта жидкость под воздействием силы тяжести возвращалась обратно. И мама с папой недоумевали: «Может, мы мало сидели?».
Родители ребенка, которому предстоит урологическая операция, по-разному реагируют на это известие, но большинство из них задают много уточняющих вопросов даже не столько о самой процедуре, сколько о наркозе.
– Все родители почему-то боятся наркоза. Наверное, начитались страшилок в интернете. Некоторые спрашивают, можно ли оперировать под местным наркозом. Но мы объясняем, что это невозможно, – настаивает врач. – Как минимум, потому, что ребенку будет страшно, как максимум – он может дернуться во время операции, и тогда могут возникнуть осложнения. По законодательству нам проводить операции под местным наркозом детям до 14 лет запрещено. Бояться наркоза не нужно – мы используем современные препараты, врачи-анестезиологи у нас хорошие, и переносится наркоз детьми хорошо.
Ранее по теме:
05.04.2016 г. 10 лет во благо сердца
02.04.2016 г. Заготовить, очистить и озонировать
31.03.2016 г. Квот по урологии в Приморье стало больше
30.03.2016 г. Приморье «прирастает» опухолями костей
08.03.2016 г. Здоровья, любви и душевного комфорта!
22.01.2016 г. Счастье из пробирки и надежда в клетке