Крепостная повинность или навязанное благо?
Минздрав планирует сделать работу в государственных медучреждениях обязательной для всех молодых врачей - с соответствующим заявлением выступила в понедельник, 18 января, глава ведомства Вероника Скворцова. По ее словам, новоиспеченных специалистов необходимо обязать отработать в государственных ЛПУ после окончания профильных вузов. И только потом отправлять их в свободное плавание и на вольные хлеба. Вопрос о сроке пока прорабатывается — как заявила министр, запрет на работу в коммерческом здравоохранении в любом случае не должен превышать пяти лет.
Регионы просят «кадрового огня»
-Мы подготовили проект нормативного акта, который позволит молодым врачам уходить в коммерческое здравоохранение лишь после того, как они отработают на государство определенный срок, - подчеркнула министр. - В настоящее время в заинтересованных структурах идет обсуждение временного ограничения. Но это не должно быть более пяти лет.
Основной причиной разработки такого документа ведомство называет дефицит кадров в отрасли. Впрочем, ранее Минздрав заявлял, что «дефицит врачей носит не общий, а избирательный характер и сочетается с профицитом врачей других специальностей и дисбалансом врачей-специалистов на разных уровнях оказания медицинской помощи в амбулаторном и стационарном звене». В то же время, по мнению экспертов ведомства, впервые за последние годы кадровый дисбаланс начал выправляться - увеличивается количество средних медицинских работников, работающих в сельской местности (в 2013 году численность специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием увеличилось более чем на 11тысяч человек, или на 0,9%).
И все же проблема нехватки молодых специалистов в регионах стоит очень остро.
- В первую очередь с дефицитом кадров сталкиваются регионы — в местных поликлиниках может не хватать 30–60% от необходимого числа врачей, - акцентирует глава ГБУ НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов. - К сожалению, в медицинской отрасли зарплаты в частном и государственном секторах могут различаться в несколько раз, неудивительно, что желающих работать за 25–30 тысяч рублей в регионах не так много.
На проходившем 17 декабря прошлого года во Владивостоке координационном совете медиков были озвучены сведения по Приморскому краю: дефицит врачей и медсестер составляет в регионе от 40 до 60%. Тогда директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна Семенова заострила внимание на реальном, а не придуманном дефиците медицинских кадров и необходимости возрождения целевой подготовки будущих врачей и медсестер.
- Мы неоднократно получаем предложения от регионов, чтобы вернуться к системе государственного распределения, - озвучила тенденцию чиновник министерства. - К сожалению, это невозможно в рамках действующей Конституции, которая декларирует право граждан страны на получение высшего образования, свободное передвижение по всем территориям и опять же, свободный труд. Действующие правовые акты не позволяют в жестком режиме вернуть систему, которая была успешно опробована в Советском Союзе десятилетия назад. Но я хочу заострить ваше внимание, что целевая подготовка, если отдать ее в правильные управленческие руки, есть оптимальный вариант подготовки будущих медиков. А кадровый голод в здравоохранении страны – проблема не вымышленная, а реальная.
В рамках здравого смысла
Главврачи государственных медицинских учреждений Приморья «новую старую» идею Министерства здравоохранения РФ восприняли на ура.
- Законодательное предложение Минздрава поддерживаю полностью, - отмечает главный врач Медицинского центра ДВФУ Олег Пак. - Это действительно один из хороших вариантов решения кадрового дефицита. В случае если студент учился на бюджетной основе за счет государства, он должен поработать на государство минимум пять-шесть лет. Это будет полезно и самому специалисту в плане освоения новых навыков и получения необходимого опыта, так как в большинстве случаев частные медицинские центры стараются не брать «сложных» пациентов. Не выгодно…
Руководитель Владивостокского клинико-диагностического центра Анжела Кабиева полностью согласна с тем, чтобы молодой специалист отработал вложенные в него государством деньги на обучение.
- Система целевого обучения работала в нашей стране десятки лет и доказала свою эффективность. Здесь не надо изобретать велосипед, и придумывать что-то новое. Тем более, прежде чем выдвинуть такое предложение, эксперты Минздрава должны были тщательно проанализировать ситуацию в регионах и просчитать все возможные последствия.
Как отмечает главный врач Владивостокской поликлиники №1 Ольга Перова, накладываемое государством вето на работу в коммерческих клиниках пойдет только на пользу молодым специалистам.
- В любом случае выпускники медицинских вузов должны адаптироваться в профессии, проявить себя, понять, что им ближе, - убеждена Ольга Яковлевна. – Им необходимо приобрести не только клиническийстаж, но и много узнать о деонтологии и этике в медицине, которые всегда обладали огромным значением и играли ключевую роль в личностном становлении настоящего врача. Государственные ЛПУ для начинающего доктора – это отличная школа, позволяющая получить бесценный практический опыт. Тем более в частных клиниках нет такого контроля над молодыми кадрами, как в государственных. У нас они учатся дисциплине и ответственности. Кстати, в своей поликлинике я просто не допускаю к оказанию платных услуг специалистов, имеющих стаж менее трех лет.
Справедливости ради добавим, что не все представители медицинского сообщества высказываются столь однозначно.
По мнению главного редактора портала VladMedicina.ru Кирилла Мосолова, обсуждаемый сегодня 5-летний запрет на работу в частных клиниках, с одной стороны, противоречит Конституции и здравому смыслу, с другой – лишь законодательно закрепляет сложившуюся практику.
- Формально данная инициатива Минздрава противоречит основному закону нашей страны – Конституции РФ, - указывает Кирилл Владимирович. – Все-таки мы живем в демократическом государстве, и право граждан на свободу в выборе места работы четко задекларировано. Однако с позиций объективной реальности формула, предложенная Вероникой Скворцовой, и так реализуется в большинстве случаев. Я считаю, что руководителю частной клиники, малоинтересны выпускники медицинских вузов, без опыта практической работы. Еще один важный аспект – в той модели частного здравоохранения, которая сформировалась к настоящему времени, в первую очередь, оценивается так называемый личностный бренд специалиста. Иными словами, это репутация доктора, степень доверия к нему в профессиональной и пациентской среде. А такие вещи нарабатываются годами.
Каким бы вундеркиндом не был выпускник медицинского вуза, до наступления 30-летнего возраста говорить о нем как о состоявшемся высококвалифицированном враче преждевременно. И для медицинского бизнеса он не представляет особой ценности. В этом ключе решение Минздрава не выходит за рамки здравого смысла и вполне вписывается в существующую общественную модель, придавая ей законный «фундамент» и легитимный юридический статус. По сути, глава Минздрава лишь констатирует факт.
Без права на выбор
Руководитель Центра медицинского права Алексей Панов при оценке нового законодательного проекта Минздрава также обращает внимание на Конституцию РФ, а точнее, на ст. 37, которая гласит, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а принудительный труд запрещен».
- Нехватка врачей в первичном звене заставляет государство всеми возможными способами направить туда выпускников медицинских вузов, в первую очередь, за счет целевого набора, но этой меры явно недостаточно, - полагает Алексей Валентинович. – Поэтому все чаще звучат призывы к необходимости отработки выпускниками определенного срока в государственных лечебных учреждениях. Данная правовая норма вступает в явное противоречие с Конституцией России. Другое дело, что в рамках своих полномочий ведомство может провести нормативный акт, согласно которому специалист, прежде чем уйти в «свободное плавание», должен будет отработать в бюджетном здравоохранении. В принципе, эта система действует и сейчас. Думаю, что в пределах указанного пятилетнего срока Минздрав продолжит ориентировать выпускников сначала на государственную, и только потом – на частную медицину.
При этом, как замечает медицинский юрист, есть еще один существенный и немаловажный нюанс – а нужны ли частной медицине выпускники медицинских вузов?
- Это пока зеленые и неопытные специалисты, обладающие некими теоретическими навыками, без клинического опыта и клинического мышления, - продолжает Алексей Панов. – И вряд ли пациент, обратившийся в коммерческий центр, согласится на получение платной помощи от молодого неопытного врача. Поэтому проблема по большей части надуманная, а привлечение высококлассных специалистов в частный сектор здравоохранения будет осуществляться и в дальнейшем. За счет достойной зарплаты, которая на несколько порядков выше, чем в государственных ЛПУ; условий труда, и меньшего объема требуемой бумажной отчетности, которой буквально завалены врачи бюджетной сферы. И не забывайте, что государство готовит специалистов на средства от предпринимательской деятельности, которые формируют бюджет, расходуемый государством. Таким образом, подготовка врачей для частной медицины в государственных вузах уже давно оплачена.
Еще более жесткую позицию относительно новой кадровой политики Минздрава занимает директор ООО «Приморский центр микрохирургии глаза» Сергей Морозов:
- Заявление Вероники Скворцовой проводит большую жирную черту, отделяющую государство от частной системы здравоохранения и очень четко расставляющую истинные приоритеты власти. Образно говоря, есть ГБУЗы, которые сегодня выступают в статусе любимых «дочек» правительства, и коммерческие клиники, вынужденные носить клеймо нелюбимых, приемных «детей». При этом я думаю, нет смысла напоминать, какую колоссальную социальную нагрузку несет на себе частный медицинский бизнес.
Запрет на работу в частном секторе возвращает Россию к эпохе крепостного права, а ведь на дворе уже 21 век. И если государство заинтересовано в том, чтобы молодые специалисты работали в сельской глубинке, почему оно не обеспечивает соответствующие условия для такого труда? Почему, к примеру, выпускников журфака не обязывают пять лет отработать в районной газете? Законодательная инициатива Минздрава в очередной раз демонстрирует отношение к врачам, как к бесправной и подневольной касте.
Ставка на «сельские» миллионы и целевые контракты
Отметим, что ранее Минздрав уже предпринимал попытки административно стимулировать отраслевой рынок труда - с 2012 года была запущена программа «Земский доктор», позволяющая регионам оказывать финансовую поддержку врачам, которые готовы переехать на работу в сельскую местность.
Кстати, за четыре года действия программы в сельские лечебные учреждения Приморья прибыл на работу 181 доктор. Благодаря ей в крае отмечается прирост численности врачей, работающих в приморской глубинке, а также увеличение на три процента показателя обеспеченности медработниками на селе.Радует и тот факт, что с этого года «сельский» миллион будут платить и 50-летним врачам.
Минздрав также намерен усиливать профориентирование учащихся школ и развивать подготовку «целевиков».
- Сегодня для решения проблемы дефицита кадров регионам надо активизировать работу среди школьников по профессиональному медицинскому ориентированию, - дает установку Вероника Скворцова. – Мы обязательно выполним все заявки и по целевому направлению молодежи на обучение.
В свою очередь, руководители государственных ЛПУ Владивостока в последнее время все чаще и активней делают ставку на воспитание собственных кадров путем заключения целевых контрактов.
- Сегодня по заключенным договорам с нами в клинической ординатуре учатся два врача травматолога-ортопеда, они придут работать в травмпункт, - делится главный врач КБУЗ «Владивостокская поликлиника №4». Главный врач ЛПУ Галина Горшунова. - Также заключили договор с одной из абитуриенток, которая уже поступила в ТГМУ по нашему направлению и вернется к нам по окончании вуза. Еще один договор оформлен с выпускницей следующего года, которая придет в поликлинику на должность врача-терапевта.
Знают рецепты против кадрового голода и в ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №1». В коллектив медучреждения регулярно вливается «свежая кровь» в виде молодых специалистов. Администрация первой детской больницы успешно заключает целевые договоры со студентами ТГМУ с начала 2011 года. Только в прошлом году в медучреждение по целевому набору пришло 11 молодых специалистов. Среди них - детский хирург, педиатр отделения гематологии, анестезиолог-реаниматолог, нефролог, сердечно-сосудистый хирург, клинический фармаколог, врач-методист.
Между тем некоторые эксперты при обсуждении инициативы Минздрава высказывают опасения иного рода.
- Аналогичные предложения уже звучали для других малооплачиваемых бюджетных профессий, которые недополучают кадры в силу рыночных причин, - цитирует «КоммерсантЪ» главу профсоюза «Учитель» Андрея Демидова. - Но если вы подменяете экономические стимулы, то есть зарплату, административными, то вы окажетесь в экономике другого типа - феодальной. В любом случае, в силу масштабности коррупции в российском госаппарате даже при введении этой нормы у государства не будет возможности проверить, стали ли выпускники на самом деле работать в выбранных для них местах.
В любом случае, очевидно, что социальный эксперимент в рамках новой кадровой политики Минздрава имеет право на жизнь, и, по большому счету, только узаконивает сложившуюся практику. Сколько молодежь государственной медициной ни корми, она все равно в сторону частной смотреть будет. А бюджетная сфера здравоохранения как была, так и останется для многих молодых специалистов всего лишь ступенькой для старта в успешное профессиональное завтра. Разница в том, что теперь она станет обязательной.