Анатолий Красных: Я никогда не бежал от ответственности

5186

Сегодня, 11 марта исполняется 70 лет одному из пионеров приморской эндоскопии Анатолию Красных. За свою профессиональную деятельность он не только спас тысячи жизней, но и успешно занимался организацией приморского здравоохранения. Все-таки большинство врачей бежит от административной работы: решение управленческих вопросов в медучреждении и заполнение многочисленных бумаг требует большого количества сил, нервов и времени. А их можно потратить на научную деятельность, на лечение пациентов. Однако врач Краевой клинической больницы №1 Анатолий Красных не боялся в течение всей своей профессиональной деятельности брать на себя повышенную ответственность. 

Анатолий Красных, Приморская краевая клиническая больница №1Передовик в делах автомобильных и ракетных

В семье Красных он был последним из одиннадцати детей. Шесть сестер умерли от голода в 1930-е, когда родители жили в западной части России. Только после их переезда на Камчатку в семье начали рождаться сыновья, каждый их которых дожил до преклонного возраста. 

Работать Анатолий Красных начал сразу после окончания школы рабочей молодежи в 1962 году. Ему тогда не было и 18-ти, местное автохозяйство оплатило обучение в четырехмесячной школе автомобилистов, после чего пригласило на свое предприятие.

– Нам с другом показали пять списанных машин и сказали: «Из них нужно собрать одну. Сделаете – один из вас будет на ней трудиться», – с улыбкой вспоминает Анатолий Митрофанович. – Родители с детства приучили к самостоятельному труду, ответственности и добросовестности, поэтому мы справились с задачей.

Эти качества позволили Анатолию Красных в скором времени стать бригадиром автоколонны, насчитывающей 52 автомобиля. В коллективе было много трудолюбивой, полной сил молодежи, поэтому, если в выполнении рабочего плана нужен был прорыв, все надежды возлагали именно на колонну Красных. 

Однако юный бригадир хотел реализовать себя в авиации, как его отец и брат, и в 1963 году решил поступать  в Иркутское авиационное техническое училище.

– Я хотел быть техником, а не пилотом, -  рассказывает Анатолий Митрофанович. - Но на это направление уже не было мест, поэтому мне предложили поступить в  училище по горюче-смазочным маслам в Кременчуге. - Я посоветовался с братом и отказался, тогда мне предложи в следующем году прийти на комиссию без экзаменов.

Воспользоваться этим предложением наш герой не смог, так как дома его уже разыскивал военкомат.

Три года и пять месяцев он отслужил в армии Гвардейской Берлинской дважды Краснознаменной ракетной бригады ВВО, где в любое время могли поднять по тревоге и в любом составе направить на выполнение поставленной задачи на «отлично». Именно здесь он научился  настоящей дружбе и ответственности.  За время службы Анатолий Красных был четыре раза представлен к внеочередному отпуску, стал отличником боевой и политической подготовки, за что был награжден юбилейной медалью «20 лет Победы над фашисткой Германией».

Друг заманил в медицину

Наш герой демобилизовался в ноябре 1967-го, поэтому  пропустил поступление в вуз.

- Мои родители в то время переехали с Камчатки в Бийск, и я собирался учиться в Новосибирском или Омском институте, - рассказывает Анатолий Митрофанович. – Но планы мои поменялись, когда я пришел на подготовительные курсы, где не оказалось никого, кто бы хотел поступить в автомобильный вуз. Поэтому друг Вадим переманил меня в медицинский институт, чтобы за компанию готовится к экзаменам.

По окончанию курсов друзья приехали поступать во Владивостокский медицинский институт. Анатолий Красных сдал успешно все экзамены, а его друг получил за сочинение двойку и вернулся на Камчатку – учиться на инженера обработки рыбы. 

Красных на новом месте недолго оставался обычным студентом: с самого начала учебы он взял на себя ответственность за порядок, как на потоке, так и в общежитии.

– На первом курсе ректор Владимир Живодеров предложил мне стать помощником коменданта в общежитии, отказать ему было нельзя, – с улыбкой отмечает Анатолий Митрофанович (впоследствии он стал и комендантом общежития). – В то же время декан санитарно-гигиенического факультета Александр Гусев предоставил мне возможность быть старостой одного из двух потоков лечебного факультета, каждый из них насчитывал по 16 групп. Первый возглавил Анатолий Салиновский, (он 25 лет руководил санаторием «Амурский залив»), а я  – второй.  Мои однокурсники были в большинстве своем младше меня на пять лет, и им это не нравилось, как и жесткая дисциплина, к которой я привык еще в армии. Поэтому поддерживать порядок приходилось вместе с заведующими кафедрами.

Анатолий Красных, Приморская краевая клиническая больница №1В жизни Евгений - на бумагах Анатолий

Будучи студентом, Красных  стал  членом партбюро лечебного факультета, вступил в партию, что для него оказалось неожиданно сложным испытанием.

- На приеме были жесткие вопросы, например, первый звучал так: «Что писал Ленин в ноябре 17 года в газете «Правда»? Меня от такого вопроса повело, и я потерял сознание, - с  горечью замечает Анатолий Митрофанович.

К тому же, начальник оперативного отдела в характеристике написал неправильно его официальное имя. Дело в том, что мама его хотела наречь Евгением, но отец почему-то зарегистрировал сына как Анатолия.

- У меня были два старших брата-близнеца, одного из которых звали Анатолием. Таким образом,  официально в семье нас было двое детей  с одинаковым  именем. Поэтому так повелось, что его родные зовут Аликом, а меня – Женей, - подмечает Анатолий Митрофанович. – Майор так раз и написал в характеристике – Евгений. Когда на приемной комиссии в партию начали ее рассматривать, один из полковников, член политбюро,  спросил: «Так кто он: Евгений или Анатолий?» После этого встал вопрос о том, чтобы дать мне вообще новое имя – Александр. Это был еще один психологический удар, но, к счастью, переписали характеристику на Анатолия.

Футбол и практика

Сразу после армии нашему герою посоветовали работать водителем скорой помощи. Директор станции очень любил футбол, а у Анатолия по нему первый разряд и первая международная категория. Так что парень был сразу зачислен в штат.

Эту работу он не оставил даже после поступления в ВМИ. Все летние каникулы работал водителем скорой помощи у себя на Камчатке, зарабатывая в два раза больше своих однокурсников, отправлявшихся в то время в студотряды.

На четвертом курсе во время обязательной практики по акушерству, терапии и хирургии Красных  одновременно работал и водителем, и фельдшером.

- Самым сложным для меня тогда было проведение внутривенных инъекций, - подчеркивает Анатолий Митрофанович. – И я очень благодарен, что в то время медсестра «скорой» научила их делать и на крупных венах, и на тех, что почти не видно. После этого я попадал в вену с первого раза.

Учеба не мешала совмещать административную работу на своем потоке с деятельностью в общежитии и подработкой фельдшером в городском тюрьме. Уже тогда он показывал удивительную выносливость и трудолюбие, что помогает ему по сей день.

Санавиация и начальство

Наш выпускник проходил интернатуру в качестве терапевта в Краевой клинической больнице, нередко вылетая на вертолете лечить пациентов  в отдаленных уголках Приморья. Однако его организаторские способности недолго оставались невостребованными, и в 1978 году ему предложили отвечать за здравоохранение Советского района Владивостока.

– Я пришел туда уже седьмым по счету. Район очень большой – второй после Первомайского, к тому же разбросан: станция Весенняя, детсады на Емаре, на Шишкина, на ВИРе. Мне приходилось много мотаться по городу, - вспоминает Анатолий Красных. – Это не помешало мне всего за два года с помощью крайисполкома построить в Советском районе молочную кухню, врачебную амбулаторию на станции «Чайка», отремонтировать медицинские отделения на Весенней и Садгороде.

Несмотря на эту работу, Анатолий Митрофанович не оставлял профессиональную медицинскую деятельность в «краевой» и вел приемы в качестве эндоскописта по субботам и воскресеньям. В 1980-м он уже вернулся сюда на полную ставку и через пять лет стал заведовать кабинетом эндоскопии.

В 1985-м его на три месяца  направляли исполнять обязанности  главного врача специализированной больницы «Ласточка» в Пожарском районе. Он и здесь за относительно короткий срок успел наладить успешную работу медучреждения и восстановить кочегарку. Красных предложили занять должность главврача «Ласточки», но он отказался, так как масштабы деятельности посчитал маловатыми. Он вернулся в Краевую клиническую больницу, где через два года стал заведующим отделением эндоскопии. Между тем, его энергии и способностей организатора хватало еще и на то, чтобы в течение пятнадцати лет быть главным внештатным специалистом при департаменте здравоохранения Приморского края.

– В 1991 году я окончил  в Москве курсы повышения квалификации по вопросам экономики в медицине и  понял, что могу быть главврачом крупного медучреждения,  - подчеркивает Анатолий Митрофанович. –  Тогда был объявлен конкурс на замещение этой должности в Краевой клинической больнице во Владивостоке, где на тот момент трудилось 1025 сотрудников. Из Москвы я послал телеграмму, что подаю документы для участия в конкурсе. В итоге на выборах было три кандидата. После голосования голоса распределились так: мне отдали 98 голосов, Вакуленко – 127, а Жандарову – 28.

Несмотря на поражение, Красных из больницы не ушел. В 1991 по 1995-й он возглавлял и одну из трех хозрасчетных бригад своего ЛПУ. В те сложные времена Анатолий Митрофанович понимал, что врачей нужно поддерживать и учить зарабатывать деньги, а не ждать зарплаты. Поэтому он добился того, чтобы его специалисты получали больший процент с платных услуг, чем было предусмотрено медучреждением.

Пионер эндоскопии в Приморье

Анатолий Красных был одним из пионеров эндоскопии в Приморье. Исследования этого направления он начал еще в 1975 году, а первый приказ об организации отделений и кабинетов эндоскопии в крупных медучреждениях вышел только в 1976.

 - Став врачом-эндоскопистом, я научился не только видеть проблему, но и понимать её причину. Таким образом, могу эффективно выстраивать тактику лечения и знаю, что делать, чтобы, допустим, язвы и эрозии быстрее зарубцевались, - подчеркивает наш герой. - Кандидатская, которую я защитил в 1987 году,  была построена на том, как быстрее излечить длительно незаживающие язвы.

Кроме того, как настоящий управленец, в том же году он просчитал экономический эффект от своего метода лечения. Получилось, что экономия с 25 больных составляет 300 000 рублей. Такой результат был достигнут благодаря сокращению времени пребывания пациента на больничном, возможности проведения лечения амбулаторно, что позволяло больному работать и кормить семью.

Во время преподавания в ТГМУ Анатолий Митрофанович обучил сотни будущих специалистов. Он учил их разбираться не только в своей сфере, но и знать также хирургическую и рентгенологическую  терминологию, чтобы наиболее эффективно взаимодействовать с коллегами во время лечения пациента. 

По его словам, сейчас поменялась методика обучения эндоскопистов: сфера знаний и умений  преподается в узкоспецализированном ключе, что значительно уменьшает возможности специалиста.  

- В 1992 году на базе нашего отделения я организовал Дальневосточную школу эндоскопистов, которую проходят в основном врачи других специальностей. Как правило, в медучреждении есть  необходимая аппаратура, но нет специалиста, - с грустью замечает Анатолий Красных. – Так, например, в прошлом году  я готовил по эндоскопическому профилю врача-патологоанатома.

За время работы эндоскопистом Анатолий Митрофанович провел более 100 тысяч обследований, не считая многочисленных оперативных вмешательств. 

 - Мне особенно запомнились истории с пограничниками. В 2001-м один из таких стражей границы проглотил 12 металлических крючков, которые держат настил кровати, чтобы побыстрей демобилизоваться. Мы со старшей сестрой  ездили в пограничный госпиталь, чтобы парню не делать лапароскопию, и под местной анестезией их извлекали,  - вспоминает Анатолий Красных. – В дисбат его за такое не должны были отдать,  но обязаны поставить психическое заболевание, а с ним он никуда устроиться не сможет: ни на работу, ни на учебу. Второй  жил и служил в Пограничном районе, и решил тоже проглотить 16 таких крючков. Три самостоятельно отошли, а двенадцать убрал я.

Сегодня, вопреки своему солидному возрасту, Анатолий Митрофанович не оставляет любимое дело и ведет прием в Краевой клинической больнице, а также продолжает реализовывать свои управленческие способности, решая различные вопросы на посту заместителя председателя комиссии по работе с жалобами «пациент-врач» при департаменте здравоохранения края. Он постоянно читает современную профессиональную литературу по своему профилю, чтобы поддерживать высокий уровень работы и помогать молодым коллегам. 

Коллектив портала VladMedicina.ru поздравляет Анатолия Митрофановича и желает ему  отпраздновать еще не один юбилей в компании близких и родных людей, продолжать достигать новых профессиональных высот  и талантливых учеников, которыми можно по-настоящему гордиться.

Ранее по теме:

25.02.2015 г. Татьяна Жупанская: Рынок лабораторной диагностики Приморья занимает сильные позиции




  Рейтинг: 4.75, Голосов: 8



Поделиться
5186
Личный кабинет