Болеем за новую цену
8722
В 2015 году в России цены на лекарства, по экспертным оценкам, вырастут на 20%. И это при том, что стоимость многих препаратов в Приморье меньше чем за полгода уже выросла на 30%. Аптечные сети, в первую очередь, муниципальные, переживают не лучшие времена. По анализу, проведенному муниципальным унитарным фармацевтическим предприятием «Центральная городская аптека» Находки, с сентября по февраль на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) рост идет 7-10%. А ряд препаратов, которые с марта этого года войдут в их перечень, и вовсе исчезли из продажи. Из-за новых цен упал спрос на некоторую продукцию из других групп. При этом сама аптечная сеть повлиять на ситуацию не в силах.
Жизненно-важная проблема
В большинстве торговых точек муниципальной аптечной сети Находки повышенный спрос был в декабре. Возможно, население побаивалось исчезновения отдельных препаратов либо резкого скачка цен. Люди закупались в основном лекарственными средствами для лечения хронических заболеваний, того же сахарного диабета.
С октября увеличились продажи медицинских приборов, в первую очередь, тонометров. И если цена на медикаменты росла относительно плавно, то на эту группу она выросла резко на 30%. И сегодня, когда цены кусаются, спрос на нее значительно снизился. Не в чести сегодня и препараты, снижающие вес.
Руководитель Центральной городской аптеки Находки Илона Понитаева отмечает, что в последнее время граждане стали часто к ней обращаться именно по поводу повышения цен на лекарственные препараты. В ответ на недовольство фармацевты и провизоры объясняют политику ценообразования, в торговых залах аптек и аптечных пунктов можно посмотреть цену завода-изготовителя. Ведь цепочка накруток тянется именно от него, крайней же остается аптека, принимая на себя весь гнев потребителя.
Сравнительный анализ спроса и цен (с сентября 2014 года по февраль 2015-го), проведенный предприятием, основан на результатах работы его 11 точек, расположенных по всему Находкинскому городскому округу, в том числе, в Ливадии и Южно-Морском.
Что касается перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, то по закону ни завод-изготовитель, ни дистрибьютор, ни розничное звено не имеют права ставить наценку на свое усмотрение. Однако и по этой группе в октябре рост пошел на 1%, ноябре – на 2% (по отношению к сентябрю), в декабре – на 4,4%, в январе - на 2,18%.
Илона Михайловна отмечает, что истинная картина может быть чуть размыта, так как при анализе учитывались, в том числе, и показатели социальной аптеки, где на весь лекарственный ассортимент идет фиксированная 10% наценка. Да, эта точка не прибыльна, но предприятие поддерживает ее за счет других своих подразделений, ведь она буквально спасает некоторых людей. Если же рассматривать ситуацию, игнорируя «социальные» моменты, то на ЖНВЛП рост пошел на 7-10%, на препараты из других групп с февраля по ноябрь цены в среднем выросли на 25% .
Почему так произошло? Предельная отпускная цена заводов-изготовителей на ЖНВЛП указана в Государственном реестре Минздрава. И до повышения курса валюты заводы всегда отпускали продукцию по цене, меньшей зарегистрированной. Далее свою наценку делали оптовик (дистрибьютор) и аптечная сеть - согласно постановлению губернатора Приморского края, где утвержден размер оптовых и розничных надбавок. То есть последняя «скачет» от цены производителя. Однако в конце ноября все заводы подняли свои цены до зарегистрированного максимума (на те самые 7-10%).
«Прогнозировать развитие ситуации очень тяжело, - говорит Илона Михайловна. – Более-менее определенно можно говорить пока только о ЖНВЛП. Дело в том, что 1 марта этого года вступает в силу распоряжение правительства N 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год». Согласно документу, в этот перечень дополнительно включается около 60 наименований препаратов. В результате как по мановению волшебной палочки большинство из них, начиная с декабря, просто пропали. Доходит до смешного: нет пятипроцентной глюкозы (200 мл), натрия тиосульфата в ампулах, воды для инъекций, перманганата калия, кордарона в ампулах, лидокаина и многих других препаратов! В дефиците нынче таблетки «Низорал», «Ревалгин» для инъекций, «Аллопуринол». Причем, например, синонимичной замены последнего просто нет.
Заводы должны зарегистрировать свою максимальную цену на эти препараты. Поэтому они появятся на рынке, но с новой стоимостью».
Помимо этого, последнее время пошли перекосы по входной цене. На многие препараты цена дистрибьютора уже выше розничной. Например, валокордин, который раньше продавали за 180 рублей, пришел с входной ценой – 280 руб. Поэтому, как говорит руководитель муниципальной аптеки, за каждое наименование сегодня буквально идет война. А приходит то не одно и даже не 100 наименований.
Без импорта нигде и никуда?
По данным Минздрава, сегодня более 70% российского фармацевтического рынка в денежном выражении приходится на зарубежную продукцию. Глава правительства Дмитрий Медведев отмечает, что необходимо делать ставку на производство отечественных лекарств, но при этом полностью отказаться от импорта нельзя.
Эксперты подчеркивают, что вся отечественная фармацевтическая промышленность работает на импортном сырье. Субстанции закупаются в Индии, Китае и других странах. Поэтому полностью отказаться от импорта в фармацевтической отрасли просто невозможно.
По крайней мере, в ближайшее время мы не обойдемся без импорта, убеждена Илона Понитаева. Так, например, сегодня в списке бронходилатирующих средств зарегистрировано около 30 наименований, из них отечественный только один – «Сальбутамол»! И он не заменит «Беродуал» или «Форадил». Или взять противозачаточные средства – их также около 30 наименований, но среди них нет ни одного перорального препарата российского производства. Из отечественной продукции – только вагинальные суппозитории «Бенатекс». И все.
Антацидные препараты: из 23 зарегистрированных наименования этой группы наших – всего два. При этом импортный «Гевискон» - единственный имеет форму для беременных женщин.
Цены взвинчены на все, но здесь больнее
Сегодня много говорят о возможности государственной поддержки фармацевтической отрасли. «Все зависит только от политики государства. Мы сейчас не можем сделать наценку, которую могли бы. Поэтому несем гораздо меньшую доходность. А коммунальные платежи и налоги никто не отменял. К тому же у нас, в отличие от многих коммерческих аптек, все идет «в белую», - отмечает Илона Михайловна.
- Поэтому если бы нас поддерживали, это было бы очень хорошо. Ведь ни одна частная сеть не хочет заниматься, например, наркотическими препаратами. Это одно из самых затратных наших направлений. Во-вторых, коммерсанты не держат производство. Мы же традиционно изготавливаем детские лекарственные формы, а также мази, растворы для электрофореза и т.д. И это при том, что все муниципальные предприятия отчисляют 50% своей прибыли в городской бюджет. И если бы государство, например, на уровне губернатора края, чуть сократило этот процент, мы бы высвободившиеся средства могли пустить на медикаменты - если заказчик делает более серьезную закупку да еще с меньшей отсрочкой платежа, соответственно цена будет иная. В итоге это поможет снизить цену для потребителей.
Ну а пока фармацевтические работники применяют все свои знания, терпение и такт, чтобы не только объяснять каждому второму покупателю суть происходящих в отрасли изменений, но и подробно консультировать - чем, кроме цены, отличаются друг от друга препараты с аналогичным составом, что такое оригинальный препарат и дженерик и т.д..
Молодежь редко идет работать в государственные учреждения, и фармацевтическая отрасль здесь не исключение. Большинство выпускников после нескольких лет практики в муниципальной аптеке бежит в частные сети. Поэтому большинство работников государственных предприятий – специалисты старой закалки, которые находят общий язык с любым покупателем.
Дешево - не значит качественно
Подобная ситуация сегодня характерна для всех муниципальных аптек. Что касается негосударственных сетей, то, по мнению экспертов, многие «частники» хитрят со своими акциями и скидками. Так, сравнительный анализ показывает, что отдельные препараты в муниципальной аптеке стоят дешевле, чем в частной – при всех ее скидках и бонусных программах.
«К сожалению, люди очень падки на скидки и часто думают лишь о цене, а не о качестве препаратов, - рассуждает Илона Михайловна. - Что касается нашей муниципальной сети, то я на 100% гарантирую качество лекарственных средств. В своей работе мы руководствуемся массой нормативных документов, в том числе, ежегодно издаем свой приказ по предприятию. В соответствии с ними лекарственные средства у нас принимают только специалисты – фармацевт или провизор. Есть определенные параметры, по которым мы определяем качество препаратов. Достаточно много партий бракуем. То есть мы никогда не пропустим в розницу фальсификат!».
Конечно, я могу понять возмущение населения. Однако цены сегодня выросли на все товары, разница в том, что в нашем сегменте это чувствуется болезненнее. Однако пока не стабилизируется курс валют, мы со своей стороны ничего (помимо услуг социальной аптеки) предложить не можем. Поэтому нет смысла выливать ушат грязи на провизоров и фармацевтов – они обычные люди, которые, как и все могут болеть».
Ранее по теме: