Олег Пак: главная цель медцентра ДВФУ – улучшить качество жизни приморцев

11612
Год назад на острове Русский открылся Медицинский центр Дальневосточного федерального университета. «Флагман приморской медицины», «Жемчужина регионального здравоохранения», «Форпост высоких медтехнологий на Дальнем Востоке», «Остров врачебного везения» – какими только восторженными эпитетами не награждали его СМИ. Однако кредит доверия, выданный учреждению жителями и властями еще до его официального открытия, требовалось «погасить» в кратчайшие сроки, да еще и оправдать вложенные в Центр немалые федеральные средства. Были у Медцентра и ярые сторонники, и непримиримые противники. Но время все расставило по своим местам, а регион уже получил дивиденды в виде проведенных высокоточных операций  и спасенных человеческих жизней.
 
Насколько удалось реализовать стратегию развития самой передовой клиники Дальневосточного федерального округа в первый год ее работы, сколько здесь получают врачи и медсестры, зачем Приморью Центр ядерной медицины, и в чем заключаются основные проблемы российского здравоохранения как системы, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал главный врач Медицинского центра ДВФУ Олег Пак.
 
Год работы в цифрах
 
- Олег Игоревич, этим летом Медцентр отмечает год со дня открытия, поздравляю вас. Как вы оцениваете первые итоги его работы?
 
- Мы стремимся сделать доступной полноценную высокотехнологичную помощь для всех жителей региона, и уверенно идем к этой цели. Радует то, что на самоокупаемость вышли даже раньше, чем планировали – не через восемь-девять месяцев после введения стационара, а через пять. Это значит, что финансы федерального бюджета на высокотехнологичную медицинскую помощь, ОМС и платные услуги сегодня покрывают все наши затраты. А первые операции начали делать с конца ноября прошлого года, перед Новым годом записали себе в «зачет» уже 300 операций.
 
По состоянию на 6 августа, общий хирургический стаж Медицинского центра ДВФУ насчитывал 2050 операций. Из них 805 – высокотехнологичные. 220 прошло по линии нейрохирургии, 190 сделали кардиохирурги, 160 – врачи-онкологи, 62 операции были напрямую связаны с тем или иным видом эндопротезирования. Сегодня в учреждении в среднем оперируется около 30 больных в сутки, примерно 20 приходится на долю ВМП. К примеру, вчера было 28 операций, 19 – высокотехнологичных. Хотя, по большому счету, все проводимые в Центре операции являются высокотехнологичными и передовыми. Мы оперируем опухоли мозга, проводим эндопротезирование, стентирование, делаем операции на сердце, в том числе, открытом, удаляем злокачественные образования брюшной полости, легких, органов репродуктивной системы человека.
 
- Сейчас лето, пора отпусков. Вы не испытываете недостатка в пациентах?
 
- Скорее, наоборот. Наша клиника работает с полной нагрузкой. В настоящее время у нас находится 168 пациентов, всего же 200 коек, вычитаем 18 реанимационных. А через реанимацию каждый день проходит более 20 больных. Конечно, мы не боги, и у нас умирают люди. Однако процент летальности крайне низкий. При существующем количестве операций – менее одного процента, не больше 13 случаев летального исхода за год. К сожалению, зачастую поступают люди с IV стадией рака, когда помочь не в силах даже врачи нашего Центра. Но мы уже начали делать дорогостоящую химиотерапию, имплантировали две инсулиновые помпы. Все это – за счет средств федерального бюджета, выделяемых по квотам на ВМП.

Большая разница
 
- Я слышал, что, приглашая специалистов для работы в МЦ, вы накладываете ограничения на работу по совместительству в других медучреждениях. Такая кадровая политика себя оправдывает? Врачи и средний медицинский персонал довольны условиями работы и размером зарплаты?
 
- По поводу запрета на совместительство – ничего подобного! У нас работает 146 врачей, из них 46 приглашенных специалистов. Заведующих центрами (официальное название отделений, - прим. VM) – да, мы привлекаем на постоянной основе, они не должны «распыляться». Что касается заработной платы –применяем мотивационно-стимулирующие надбавки, выходим на эффективный контракт. Причем количество проведенных операций здесь является далеко не всегда главным критерием. Мы учитываем, прежде всего, качество оказанной помощи и степень удовлетворенности населения.
 
К примеру, медсестры зарабатывают минимум 30 тыс. рублей, но есть и те, кто получает 80 тыс. Те, кто постоянно работают в операционных, зарабатывают больше, чем некоторые врачи. У кого-то из специалистов высшего звена выходит 40 тысяч рублей, а у кого-то – более двухсот. Заработная плата дифференцирована, и серьезных жалоб по ней нет. Конечно, всегда найдутся люди, недовольные ее размером. Но я вам честно скажу – ни я, ни директор, ни финансист не знаем, сколько точно зарабатывает тот или иной врач. Система следующая: каждый месяц выделяется определенный пакет денег на каждый центр, который заведующие сами распределяют между работниками, в зависимости от уровня их компетенции и КПД.
 
- А как вы просчитываете степень удовлетворенности населения оказанной медпомощью?
 
- Во-первых, это минимум осложнений, качество проведенной операции, быстрая выписка. Но главное – моральный аспект, особенно, когда пациенту есть, с чем сравнивать. Человек, до этого лечившийся в других клиниках, и затем пришедший в наш Центр, чувствует огромную разницу. Мы получаем большое количество писем с благодарностями, при этом всегда прислушиваемся к замечаниям и пожеланиям пациентов, стараемся их учитывать.
 
К примеру, недавно у нас лежал отец врача-ортопеда из нашего Фрунзенского района, сын находился рядом с больным практически круглосуточно. И он написал много теплых слов в адрес клиники, но также указал на то, что, по его мнению, следует изменить. Так, врач высказал пожелание об увеличении числа медсестер на одного больного в реанимации - сейчас у нас одна сестра обслуживает четверых пациентов. Уровень, к которому мы стремимся – одна сестра на двоих, или даже одна на одного. Но пока дефицит среднего медперсонала не позволяет этого сделать. А уровень нашего медицинского сервиса и правда высок – например, сестра, прежде чем войти в палату, обязательно постучится, хамство и грубость исключены априори.
 
Хирургия мирового уровня
 
-  Олег Игоревич, вы уже начали выполнять операции на открытом сердце, оперируете сколиоз по новейшей методике, проводите сложнейшие нейрохирургические и неврологические операции. Расскажите о них подробнее.
 
- Да, сейчас мы уже каждый день делаем аортокоронарное шунтирование, я не говорю об эндоваскулярных операциях, за последний месяц мы прооперировали порядка 160 больных. Хотя при полной загрузке можем делать и 260. И делаем мы их бесплатно – коронарографию сосудов по полису ОМС, стентирование – по квотам на ВМП. Мы открыты абсолютно для всех нуждающихся, на следующий год заказываем большое количество квот. И Минздрав идет нам навстречу, потому что оборудование, команда, технологии – все есть. Так, Константин Зинченко делает уникальные операции. Он - единственный на Дальнем Востоке и один из немногих в стране, кто оперирует сколиозы по новейшим технологиям без использования крючков.
 
Также мы берем самую сложную нейрохирургическую патологию, к нам из многих клиник переводят пациентов с разорвавшейся аневризмой. Вячеслав Панарин приехал к нам из НИИ Патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина, поднял здесь эндоваскулярную технологию и провел порядка 50 операций. Проводим и эндонозальные операции по удалению опухолей мозга через нос, с начала года прооперировали более 20 больных. Все вышеперечисленные операции также проходят по квотам на ВМП и доступны для всех без исключения.
 
- На какой стадии находится сегодня реализация базового проекта «Ядерная медицина», в частности, создание на базе ДВФУ высокотехнологичного Центра ядерной медицины?
 
- У нас налажены плотные и тесные отношения с Росатомом и Роснано. Проект сдвинулся с места. Уже заложен фундамент будущего ядерного центра, и к концу 2015 года он должен быть сдан. Сегодня эти технологии активно развиваются в Казани, Новосибирске, Хабаровске. Спасибо краевым властям, что обратили на них внимание и в Приморье. Это ранняя диагностика онкологических заболеваний, лучевая терапия. Будем развивать экспериментальное лечение стволовыми клетками, проводить генетические исследования. Поэтому после запуска проект сможет по праву называться центром рака. Таким образом, «три кита», на которых держится лечение патологической онкологии – собственно операция, химиотерапия и лучевая терапия - будут представлены у нас в полном объеме.
 
- Как вы считаете, есть ли у Приморья перспективы для развития медицинского туризма? Способен ли Медцентр ДВФУ конкурировать с клиниками стран АТР по качеству предоставляемых услуг и ценовой политике?
 
- Медцентр уже успешно конкурирует с клиниками стран АТР – и по цене, и по качеству услуг. Поверьте, у нас работают врачи не хуже японских, корейских или сингапурских. Мой девиз как руководителя – не мешать. Заведующим наших центров никто не вправе указывать, как лечить, когда госпитализировать, когда выписывать, какую операцию делать. Только они сами и их команда принимают решения и несут ответственность. И я категорично против любого вмешательства в их работу, давления со стороны. А по цене мы однозначно дешевле – в два-три раза за аналогичные услуги в тех же корейских клиниках. Кстати, сейчас целые очереди на чекапы (профилактические обследования с целью ранней диагностики заболеваний, - прим. авт.). Быть здоровым, не пить, не курить, не употреблять наркотики, не вести беспорядочную половую жизнь становится модным.
 
Что касается въездного медицинского туризма, то он при создании Центра не был самоцелью. Государство поставило перед нами задачу как раз сократить выездной туризм.
 
Когда мы делали расчеты и актуализировали развитие учреждения, то только по официальным данным, из Приморья ежегодно выезжало на лечение 7 тысяч человек, по неофициальным – порядка 20 тысяч (при среднем чеке зарубежной клиники в $ 5-6 тысяч). А теперь исключите стоимость авиаперелета, проживание в гостинице, оформление визы, из оставшейся суммы вычтите еще половину и получите примерное представление о нашей ценовой политике. Это что касается платных услуг, а, как я уже говорил, большинство операций у нас делается бесплатно – по полису ОМС или по квотам на ВМП.
 
Элитное учреждение в самом хорошем смысле
 
- Почему-то у населения сложилось представление о МЦ, как о дорогом и элитном медучреждении, куда путь простому смертному по полису ОМС «заказан». Развенчаете этот  миф?
 
- С удовольствием. Приведу простую статистику, вот сводка по состоянию на 6 августа. Из 164 пациентов, находящихся в клинике, 102 лечится по линии ВМП, 34 - по ОМС, и только 28 «платников». И как при таком раскладе мы можем называться платной или коммерческой клиникой? Это очень глубокое заблуждение. Да, мы – элитное учреждение в хорошем смысле этого слова. Комфортные условия, добрый отзывчивый персонал, высококвалифицированные врачи, шикарное современное оборудование. А наш прейскурант полностью идентичен стоимости услуг в других клиниках Владивостока и Приморья.
 
Конечно, по полису ОМС есть и ограничения для стационаров. Объясню почему. Если мы будем госпитализировать всех желающих по полису ОМС, то просто не останется мест для поступающих по квотам на ВМП. Дело в том, что по линии обязательного медицинского страхования  делаются операции, которые не входят в группу высокотехнологичных, сложных. Мы все-таки заточены под ВМП.  К примеру, удалить паховую грыжу можно спокойно и с тем же успехом в любой краевой больнице. А для нас это все равно, что микроскопом гвозди забивать.
 
- В чем, на ваш взгляд, основная проблема российского здравоохранения как системы?
 
- Я считаю, что государство все-таки слишком мало вкладывает в медицину. Если за рубежом на здравоохранение тратится 10-12% ВВП, то у нас всего 3,7%. Причем это в рублях, а оборудование и реактивы приходится закупать в евро и долларах. Второй момент – качество образования, его необходимо повышать и улучшать. По сути, мы все покидаем альма-матер одинаковыми, с определенной суммой знаний и приобретенных навыков. А вот дальнейшее развитие, postgraduate, последипломное образование значат бесконечно много.
 
- Олег Игоревич, что вы хотите пожелать своему коллективу и пациентам в честь первой годовщины Медицинского центра?
 
- Коллективу – набраться терпения, чтобы в каждом сотруднике жило желание развивать клинику новой формации, чуждую хамству, грубости, коррупции. Главный наш принцип: «не от себя, а на себя».  Надеюсь, что наша команда административного управления будет не мешать, а только помогать своим врачам. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, учитесь, покоряйте новые вершины. Пациентам скажу – помните, что Москва не сразу строилась, пишите свои пожелания, отзывы, делайте критические замечания, мы все учтем и извлечем уроки. Ведь основная задача, которую поставило перед нами государство – улучшить качество жизни населения. 

 


  Рейтинг: 4.75, Голосов: 32



Поделиться
11612
Личный кабинет