Сэр Джеймс
Он был самым младшим из 7 сыновей, родившихся в семье фермеров Дэвида и Мэри Симпсонов. Отец Джеймса, Дэвид Симпсон, был простым деревенским пекарем, и, возможно, что такая же судьба была уготована и младшему сыну. Однако Джеймс с раннего детства отличался способностью к учебе и стремлением к знаниям. Уже в возрасте четырех лет Джеймс начал учиться в местной школе. Гордясь успехами Джеймса в учебе, его отец и братья (мать умерла, когда Джеймсу исполнилось девять лет) решили ценой ограничения собственных потребностей дать возможность младшему Симпсону получить хорошее образование.
В 1825 г., когда Джеймсу Янгу Симпсону исполнилось 14 лет, он, благодаря помощи старшего брата, поступил в гуманитарные классы Эдинбургского университета. В 1827 г. он начал изучать медицину. Одним из его учителей был знаменитый шотландский хирург Роберт Листон.
В 1830 г. 19-летний Джеймс Янг Симпсон получает лицензию Эдинбургского Королевского колледжа, и некоторое время работает в качестве сельского врача в Инверкопе. Два года спустя он возвращается в Эдинбург и получает докторскую степень. До получения степени он работал ассистентом профессора патологии Джона Томсона, который даже доверил Симпсону читать несколько лекций студентам медицинского факультета. Однако сам Симпсон уже твердо решил стать акушером, хотя в те времена к этой специальности большинство врачей относились скептически и неодобрительно, и почти вся акушерская практика в Шотландии находилась в руках обычных повитух.
В 1839 г. Симпсон возглавил кафедру акушерства в Эдинбургском университете, когда ему было всего лишь 28 лет. Для молодого врача такое назначение считалось очень почетным, так как медицинский факультет Эдинбургского университета являлся одним из самых известных в мире, а кафедра акушерства, организованная в 1726 г., была самой старейшей на Британских островах. В течение последующих 30 лет именно он сделал Эдинбург передовым центром в области акушерства. Лекции Джеймса Янга Симпсона привлекали огромное число студентов и врачей, а его популярность как врача вскоре достигла таких размеров, что он мог уже считать всех женщин Эдинбурга своими пациентками.
Интересно, что в те времена получить кафедру акушерства в Эдинбургском университете, да и вообще заниматься акушерством, мог только женатый врач. Поэтому Симпсон, когда до выборов оставалось всего лишь несколько дней, женился на своей возлюбленной, Джесси Гриндлей (Jessie Grindlay).
В качестве преподавателя он увлекал студентов своим искусством чтения лекций, знаниями и богатством деталей, заложенных в этих лекциях, а также своей экстраординарной памятью. Симпсон был также известен своим умением общаться с пациентами, которые проникались полным доверием к нему при первом же взгляде.
Он был магнетической личностью, которая привлекала всех, кто хоть немного видел его. Добрый, благородный, религиозный и симпатичный, он внушал доверие и любовь своим пациентам. Всю жизнь, он много работал и всегда находил время для помощи малоимущим.
Повивального искусства профессор
К большому сожалению, Джеймс Янг Симпсон был слишком занят, чтобы писать учебники и руководства, поэтому для потомков осталось не так уж и много медицинских монографий, принадлежащих перу Джеймса Янга Симпсона.
Однако его достижения в области акушерства и гинекологии были отражены в многочисленных статьях в медицинских журналах. Он горячо отстаивал необходимость обязательного наблюдения за частотой сердцебиения плода во время родов, и, возможно, был первым, кто отметил, что интранатальной смерти плода часто предшествует урежение его сердцебиения (1855).
Им был разработан метод профилактического поворота плода при узком тазе (1850), предложен ряд медицинских инструментов, названных его именем. Среди инструментов, которые внедрил Симпсон, были его знаменитые акушерские щипцы. Он предложил металлический маточный зонд, ушивание шейки матки металлической проволокой, и краниокласт для плодоразрушающих операций.
Джеймс Янг Симпсон стал также одним из первых врачей, применявших в научных исследованиях методы статистики. Особенно наглядно это выглядит в его работах по изучению проблемы мертворождения и материнской смертности.
Его репутация врача привлекала в Эдинбург пациенток из разных частей света: Индии, Америки, Австралии... Акушерская практика Джеймса Янга Симпсона приносила владельцам эдинбургских отелей и гостиниц ежегодный доход около 8 тысяч фунтов стерлингов!
Симпсон и развитие анестезиологии
В 1846 г., когда новости о первых наркозах серным эфиром в Америке достигли Шотландии, Симпсон написал: «Это великолепная мысль, и я не могу думать ни о чем другом». 19 января 1847 г., уже через три месяца после общественной демонстрации первого эфирного наркоза в Бостоне, им впервые был применен эфир для обезболивания родов. В связи с тем, что у пациентки имело место значительное сужение таза, Симпсон использовал эфирный наркоз, чтобы выполнить внутренний поворот плода и последующее его извлечение.
С этого момента Симпсон довольно активно применяет эфир, как в родах, так и для обезболивания хирургических операций. Свои наблюдения по эфирному наркозу он также обобщил и в своей статье в журнале Lancet (ноябрь, 1847), хотя эта статья в основном была посвящена хлороформному наркозу.
Однако, Джеймс Янг Симпсон, не смотря на хорошие результаты в обезболивании родов эфиром, упорно продолжает искать новый анестетик с более быстрым началом действия и с менее выраженным запахом, чем у эфира. Он проводит эксперименты с ацетоном, бензином, йодоформом, азотистым эфиром и другими химическими веществами. Вскоре его старый приятель посоветовал ему применить для этой цели хлороформ. Химик Уолди учился с Симпсоном на медицинском факультете, практиковал в Шотландии, и собирался стать промышленным фармацевтом в Ливерпуле. Он разработал более совершенный метод получения очищенного хлороформа по сравнению с предыдущими способами.
Формулу хлороформа, или трихлорметана, CHCl3, установил французский химик Дюма (Dumas). Он же и придумал в 1834 г. наименование хлороформу. Некоторые врачи использовали хлороформ для внутреннего применения при астме, в очень малых дозах и в большом разведении.
4 ноября 1847 г. Джеймс Янг Симпсон и его ассистенты, доктора Джордж Кит и Дункан провели сами на себе эксперименты по вдыханию хлороформа. Чем закончились попытки вдохнуть пары хлороформа в этот день для Дж.Я.Симпсона и его помощников можно узнать, ознакомившись с представленной иллюстрацией.
Они довольно быстро доказали эффективность хлороформа как анестетика тем, что практически сразу после начала эксперимента свалились бесчувственными под стол. Спустя четыре дня с большим успехом была проведена публичная демонстрация наркоза новым анестетиком в одном из лазаретов Эдинбурга. Таким образом, было обнаружено наркотическое и анальгетическое действие хлороформа. И уже 10 ноября 1847 г. на заседании Медико-хирургического общества Эдинбурга Дж.Я.Симпсон сделал публичное сообщение об открытии нового анестетика. 21 ноября 1847 г. Симпсон опубликовал статью «О новом анестетике, более эффективном, чем серный эфир» с описанием операций, выполненных под хлороформным наркозом в этом же месяце. Автором хлороформного наркоза по праву считается Джеймс Янг Симпсон.
Он начал активно применять хлороформ для хирургического обезболивания. Кстати в ноябре 1847 г. он впервые применил хлороформ для обезболивания родов.
Через некоторое время Джеймс Янг Симпсон обезболил хлороформом роды у жены своего коллеги. Девочку окрестили в церкви под именем Anaesthesia. Популярность обезболивания родов в Англии начала очень быстро расти.
Врач и церковь
И тут церковь опомнилась, вспомнив, что в Библии содержится строгий запрет на всякое вмешательство в сотворённое Богом. Цитата из Библии: «В муках рожать будешь детей своих» - до сих пор широко используется ортодоксальными противниками обезболивания родов. С распространением христианства люди, которые терпели боль, считались благочестивыми, и поэтому родовая боль воспринималась женщинами как дарованная свыше. Примерно такое же отношение к болезненным родам было и на Востоке.
Использование Симпсоном анестезии в родах встретило резкий протест среди набожных врачей и широкой публики. Но особенно возмущалась церковь, называя Симпсона еретиком и посланцем дьявола. В доказательство приводились вышеприведённые слова из Библии: «В муках будешь рожать детей своих». Церковники Англии фактически объявили крестовый поход против применения хлороформа и эфира для обезболивания родов. В противовес этим домыслам Симпсон, который сам хорошо знал Библию, привёл следующую цитату: «Только Господь без греха».
В поисках средств защиты Симпсон был вынужден даже объявить Бога первым наркотизатором. Он указал, что Бог при сотворении Евы из ребра Адама усыпил последнего. Симпсон также смог убедить многих британских акушеров, которые были против обезболивания родов. У него были очень сильные аргументы, поэтому в течение короткого периода времени акушерская анестезия стала применяться в Британии и других странах Европы, а также в США. В конечном итоге окончательно положение было спасено авторитетом первого профессионального анестезиолога Джона Сноу (Snow, John, 1813-1858), являвшегося одним из медицинских консультантов королевской семьи. Он провел обезболивание родов королеве Англии Виктории в 1853 г., когда она рожала своего восьмого ребёнка, принца Леопольда, и через 4 года, когда родилась принцесса Беатрис. Сообщение об этом было опубликовано в журнале «Lancet». В нём говорилось о том, что королева была очень довольна. Это сломало всех скептиков - медицинских и религиозных, которые выступали против обезболивания родов. Церковь была вынуждена уступить, а наркоз в родах долгое время ещё называли «королевским наркозом» (narcose a la reine).
Сэр Джеймс Янг Симпсон
За время своей медицинской карьеры Джеймс Янг Симпсон неоднократно награждался, а также избирался на различные почетные должности. Вот лишь некоторые из его многочисленных наград и почетных должностей:
В 1841 г. его избрали президентом Эдинбургского акушерского общества в возрасте 30 лет, и он занимал эту должность последующие 17 лет.
В 1847 г. он был назначен одним из врачей Королевы Виктории в Шотландии и спустя 3 года приглашен в штат Эдинбургской Королевской лечебницы, что было редкой честью для акушера в то время.
В 1852 г. он был избран президентом Королевского общества Эдинбурга, и год спустя, был избран Почетным иностранным членом Французской Медицинской Академии.
В 1856 г. получил золотую медаль Французской Академии наук и премию Монтийона в размере 2 тысяч франков «за наилучшие достижения на благо человека».
В 1866 г. он был посвящен в рыцари и получил титул баронета, который унаследовал затем его сын Уолтер Гриндлей (Walter Grindlay). В том же году он стал почетным доктором права в Оксфордском университете, а также получил почетную докторскую степень Дублинского университета.
В 1869 г. Симпсон получил привилегии города Эдинбурга. Также он получил орден Св. Олафа из рук короля Швеции, и в течение нескольких лет стал членом почти всех медицинских обществ Европы и Америки.
И вместе с тем, не смотря на многочисленные регалии и награды, Симпсон оставался вдохновенной и щедрой личностью. Его манеры очаровывали всех, кто имел счастье с ним общаться. Он всегда был готов придти на помощь бедному. Хлебосольный хозяин, он собирал вокруг себя представителей разных сословий и мнений. Его речь, как и его письма, демонстрировали редкую живость ума, и мало кто из его коллег читал более блестящие лекции. Его достижения, духовная сила и доброта поставили его в один ряд с такими личностями в истории медицины как Гарвей, Дженнер и Листер.
Помимо медицины Симпсон очень увлеченно интересовался археологией, и опубликовал три тома своих исследований по археологии и антиквариату.
В 1870 г. состояние здоровья Симпсона резко ухудшилось, его чаще стали беспокоить стенокардитические боли, и начала прогрессировать сердечная недостаточность с приступами сердечной астмы. После нескольких месяцев тяжелой болезни Симпсон скончался 6 мая 1870 г. в своем гостеприимном доме в Эдинбурге по адресу Queen Street, 52.
Семья Симпсона отклонила предложение королевского двора похоронить его в Вестминстерском аббатстве, и он был похоронен на родине в Шотландии, на Уорристоунском кладбище в Эдинбурге. Город организовал своему знаменитому земляку гражданскую панихиду. Джеймс Янг Симпсон был одним из наиболее известных врачей Европы, внесшим огромный вклад в развитие акушерства и гинекологии. Поэтому похоронная процессия по улицам Эдинбурга собрала 80000 человек. В его честь на улице Princes Street в Эдинбурге была воздвигнута статуя. В Вестминстерском аббатстве был установлен его бюст, на котором написано: «Гений и доброта Симпсона дали миру такое благодеяние как использование хлороформа для избавления от страданий».
Но главным монументом в память Джеймса Янга Симпсона можно считать клинику «Maternity and Simpson Memorial Hospital», построенную на средства его друзей и многочисленных учеников.