Путь к здоровью в 2 миллиметра
Современное оборудование, новые технологии и собственные уникальные разработки - отличительные особенности Центра новых технологий в хирургии Отделенческой клинической больнице на станции Владивосток ОАО «РЖД».
В 2007 году на базе железнодорожной больницы был организован Центр новых технологий в хирургии. Его возглавил опытный врач, д.м.н., Кирилл Стегний. О том, каких успехов достиг Центр за время своего существования и как его работа отразилась на развитии местной хирургии Кирилл Владимирович рассказал порталу «Владмедицина».
Стегний Кирилл Владимирович. 40 лет. Врач-хирург.
В 1995 году окончил Владивостокский государственный медицинский университет. Прошел клиническую ординатуру по специальности хирургия, после специализировался в области лапароскопической хирургии, гинекологии, эндоскопии.
Учился и стажировался в ведущих клиниках России и Кореи. С 2000 года заведовал отделением эндоскопической хирургии и гинекологии в Приморской краевой клинической больнице №1. С 2007 года возглавляет Центр новых технологий в хирургии в Отделенческой больнице на станции Владивосток ОАО «РЖД». Доктор медицинских наук. Заведует кафедрой факультетской хирургии, урологии ВГМУ. Подробнее
- Кирилл Владимирович, расскажите, какие цели преследовались, когда создавался Центр новых технологий в хирургии?
- Основная идея Центра - сосредоточить в одном месте врачей разных специальностей (хирург, гинеколог, уролог, проктолог, онколог, травматолог), максимально оснастить учреждение современным оборудованием и выполнять оперативные вмешательства на самом высоком уровне. Нам, конечно, повезло с главным врачом, Петром Даниловичем Нидзельским. Мало того, что максимально продуманы бытовые условия пребывания пациентов в стационаре, больница буквально нафарширована самым современным медицинским оборудованием.
Со временем Центр разросся, и мы вынуждены были расшириться. Отдельно был выделен Центр урологии, отдельно гинекологическое отделение, отдельно хирургическое. В настоящий момент мы практикуем практически весь спектр операций, который выполняют опытные хирурги в Сибири, Москве, заграницей. Наши специалисты регулярно принимают участие в профильных конференциях, выступают с докладами, ездят на учебу по той или иной проблематике, а после внедряют новые знания в практику.
- Почему, оказалось, так важно собрать разных специалистов в рамках хирургического отделения?
- В чем беда наших стационаров? Если пациенту перед оперативным вмешательством нужна консультация эндокринолога, он едет в одну точку города, если окулиста - в другую. Если во время операции была выявлена сопутствующая патология, больного выписывают с ней, и он продолжает лечиться вторым этапом, а то и третьим. В нашем же Центре сосредоточено все в одном месте, и подобные ситуации не возникают в принципе. Это комплексный мультифункциональный подход к патологии с последующим курированием в послеоперационном периоде.
- Железнодорожная больница является базой кафедры факультетской хирургии, урологии, работает Учебный центр. Расскажите подробнее об этом.
- У нас обучаются студенты ВГМУ, на базе Учебного центра врачи проходят постдипломное образование. Часть практических занятий проводим на базе «тысячекоечной» больницы, часть у нас и в Дальневосточном окружном медицинском центре. Так как наша клиника великолепно оснащена высокотехнологичным оборудованием, курсанты имеют возможность получать качественные знания. Например, у нас есть телемедицина. Мы можем в любой момент в он-лайн режиме консультироваться с ведущими специалистами России или зарубежья, транслировать операции в прямом эфире. Во время учебного процесса студенты и курсанты не стоят толпой в операционной, заглядывая через плечо хирурга. Они сидят в соседней комнате и следят за происходящим на большом мониторе, по ходу операции имеют возможность задавать оперирующему хирургу вопросы и получать на них ответы. Все операции записываются в цифровом формате. Этот видеоархив в дальнейшем используется и в научных целях, и при необходимости предоставляется пациентам (например, чтобы последующие коллеги, которые будут продолжать лечение больного, понимали, что именно сделано, какой объем, как проходила операция и т.д.).
Также с 2007 года мы провели уже восемь циклов обучения врачей, в рамках которых рассказывали, как использовать новые технологии в лапароскопической хирургии и эндоскопии. И если раньше обучение происходило в свободном формате - коллеги из края приезжали, обменивались опытом, перенимали наши наработки, - то сейчас после обучения врачам выдаются сертификаты государственного образца.
- Ваш Центр славится своими специалистами, которые не оставляют науку. Какими новыми научными разработками они заняты сейчас?
- Да, мы успешно совмещаем науку и практику. В этом году аспирант нашей кафедры защитила кандидатскую диссертацию по осложнениям, выявляемых после лапароскопических операций. Еще 4 аспиранта утвердили научные темы по новым различным направлениям в эндоскопии. Мы постоянно ведём научный поиск, так как нарабатывается много материала. Все это анализируется, систематизируется и подается уже в виде научных статей, публикаций, монографий.
Допустим, сейчас у нас бурно развивается гибкая эндоскопия, на ранних стадиях диагностируются опухолевидные образования желудка и толстого кишечника. На эту тему у нас собрано много материала, который сейчас систематизируется, в скором времени будет защищена докторская диссертация.
С 2007 года мы накопили материал по малоинвазивному лечению хронического геморроя на разных стадиях (без операции, где отрезаются узлы). Суть в том, что геморроидальный узел питают сосуды. С помощью специального аноскопа со встроенным ультразвуковым датчиком в толще слизистой анального канала обнаруживаются сосуды, питающие узлы. Они прицельно прошиваются и перевязываются. Узел, лишенный питания, исчезает. Мы провели уже около 300 подобных операций, накопили большой опыт, который тоже выльется в кандидатскую диссертацию.
Лапароскопия - современный метод хирургии, в котором операции на внутренних органах проводят через небольшие (обычно 0,5-1,5 см) отверстия, в то время как при традиционной хирургии требуются большие разрезы.
- Давно ли клиника практикует лапароскопическую хирургию?
- Эндоскопическая и лапароскопическая хирургия в Приморском крае начала развиваться в 1992 году. Были пионеры, в частности железнодорожная больница. Потом все стало активнее развиваться, совершенствовалось оборудование, инструментарий, люди. Хотя сначала у этого метода было больше противников, чем сторонников, хирурги проявляли здоровый скепсис. Мол, что это за хирургия, хирургия «замочной скважины». А сейчас те, кто отрицал и не развивал эндоскопию и лапароскопию в своих больницах, «бегут за паровозом». Потому что ни один здравомыслящий человек в 21 веке, если можно сделать операцию лапароскопически, через прокол, не даст себя разрезать пополам (при этом я ни сколько не умаляю достоинства традиционной, открытой хирургии).
В нашей больнице собрались энтузиасты своего дела. Если в клиниках города самая популярная, а зачастую и единственная выполняющаяся операция ¬- это лапароскопическое удаление желчного пузыря, то мы оперируем широкую патологию: патологию желудка, патологию толстого кишечника, гастроэзофагинальную рефлюксную болезнь, диафрагмальные грыжи, все виды вентральных и паховых грыж, болезни надпочечников, проводим операции на почках, на мочеточниках, практически весь спектр гинекологических операций (кисты, миомы, бесплодие, надвлагалищная ампутация матки, экстирпация матки и пр.). И все это мы делает лапароскопическим способом. А если операционной находкой становится онкология, то, конечно же, и за нее беремся. В штате больницы работает онколог, больница имеет соответствующую лицензию.
- В каких направлениях вы планируете развиваться дальше?
- Мы не стоим на месте. В мире существуют точечные технологии, которые нам интересны, которые мы стараемся использовать. С 2007 года мы, единственные в городе, кто практикует бариатрическую хирургию - лечение ожирения. На сегодняшний день выполняются все виды бариатрических операций, которые выполняются как в открытом, так и в лапароскопическим вариантах.
Один из способов лечения - это установка специального баллона в кардиальный отдел желудка, который раздувается либо воздухом, либо жидкостью и постоянно воздействует на барарецепторы. В головной мозг идет сигнал, что человек сыт, одна треть желудка занята. Человек резко уменьшает объем потребляемой пищи, и, соответственно, идет снижение массы тела.
Другой способ - бандажирование желудка. Из желудка с помощью специальных бандажей делаются «песочные часы», и формируется малый желудок. Цель та же - ограничить объем потребляемой пищи. И есть операции: вертикальная гастропластика (резекция большой кривизны желудка), либо билипанкриатическое шунтирование (выключение из процесса пищеварения большого объема тонкого кишечника, где в основном и всасываются все жиры и углеводы).
Сейчас мы разрабатываем новые методики, например, хирургию одного доступа или единого доступа при лапароскопических операциях. Допустим, при обычной лапароскопии делается от 3 до 5 проколов в брюшной стенке. Хирургия единого доступа - это один прокол внутрипупочного кольца. Туда вводится один порт, специально изогнутые инструменты (чтобы не перекрещивались проекции из одной точки). Мы можем также оперировать, удалять желчный пузырь, удалять гинекологическую патологию и т.д.
Также развиваем минилапароскопические операции. При обычных операциях диаметр лапароспокических инструментов составляет 5-10 мм, во время минилапароскопических всего 2 мм. То есть лапароскоп, зажимчики и остальные инструменты имеют толщину иглы шприца. После этих операций даже не нужно накладывать швов.
В последнее время мы стали практиковать транслюминальную хирургию - операции через естественные отверстия. Например, используя гибкий эндоскоп с операционными каналами, через желудок мы выходим в брюшную полость. Либо через задний свод влагалища оперируется гинекологическая патология. Реплика одной из пациенток после такой операции: «не поняла, оперировали меня или нет, так как на животе нет ни единой ранки».
- Как подобные новшества сказываются на показателях Центра?
- У нас очень большой оборот койко-места. Предоперационный койко-день равен 0,75. То есть больной поступил - завтра он уже прооперирован. В среднем после операции пациенты находятся 3-5 дней. У нас реанимационное отделение все реже используется по назначению. Оно работает в основном, как палата послеоперационного пробуждения. Учитывая что операции, в основном, выполняются в разрезе новых технологий (не требуют дополнительного обезболивания, больших перевязочных затрат), больные быстро реабилитируются и очень скоро приступают к своей трудовой деятельности.
- Вашими пациентами могут стать только сотрудники «РЖД»?
- Отнюдь. В больницу может обратиться любой житель Владивостока или края, мы никому не отказываем. Любой желающий может позвонить нам по телефону (423) 224- 82-93 и ему объяснят, как получить у нас лечение.
Центр новых технологий в хирургии
Адрес: г. Владивосток, Отделенческая клиническая больница на станции Владивосток ОАО «РЖД».ул. Верхнепортовая, 25
тел. 423) 224-82-93, 251-06-21
Сайт: www.zdclinic.ru
Записала Екатерина Ерошкина