Клин клином вышибают

Наряду с раком, ишемией, инсультами и инфарктами туберкулез остается одной из главных причин смертности населения Земли. В последние годы появились и начали быстро распространяться сразу несколько штаммов возбудителя этой болезни –палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis), которые неуязвимы к действию большинства существующих препаратов. Молекулярные биологи из Великобритании научились убивать туберкулезную палочку, нарушая работу встроенной в нее «системы самоуничтожения», которая защищает бактерию от вирусов и появления крупных мутаций в геноме. Описание работы опубликовал научный журнал Science Advances, сообщает портал VladMedicina.ru.

туберкулез

- По сути, туберкулезная палочка постоянно отравляет себя, вырабатывая белок MenT. В конечном итоге он может убить бактерию, если его не подавит антитоксин MenA. Соответственно, мы можем убить микроб, принудительно активировав MenT или нарушив баланс между токсином или антитоксином, – цитирует ТАСС одного из авторов работы, доцента Даремского университета (Великобритания) Тима Блоуэра.

Подобная «система самоуничтожения», защищает всю колонию микробов от фатальных сбоев в работе его генома, которые могли бы привести к появлению и бесконтрольному размножению дефектных клеток. Вдобавок она мешает распространяться определенному типу вирусов и стабилизирует весь геном в целом, ограничивая скорость накопления изменений в нем.

Многочисленные опыты на культурах клеток показали, что молекулы MenT убивают туберкулезную палочку, выводя из строя молекулы транспортной РНК, которые доставляют аминокислоты в места сборки новых белков. При этом MenT особенно эффективно действовал на тРНК возбудителя туберкулеза и в гораздо меньшей степени влиял на работу аналогичных молекул в клетках кишечной палочки и других микробов.

Дальнейшее изучение структуры и свойств MenT и MenA, как надеются Блоуэр и его коллеги, создаст основу для новых лекарств от туберкулеза, которые могли бы нарушить баланс между этими молекулами и заставили бы палочку Коха производить больше токсина, чем антитоксина. Подобные препараты, как надеются ученые, помогут решить проблему с растущей неуязвимостью туберкулеза к существующим лекарствам.