Насколько точны анатомические рисунки Леонардо да Винчи?
Череп
В записной книжке, датируемой 1489 годом, можно найти серию рисунков с детально прорисованными эскизами черепа.
Да Винчи срезал переднюю часть лица, чтобы выяснить, что находится там. Это очень сложно сделать, не повредив кости. В записной книжке да Винчи проиллюстрировал нож, который он для этого использовал.
Как считает Питер Абрамс, профессор клинической анатомии университета города Варвик в Англии, эскизы да Винчи мало чем отличаются от работ современных художников, рисующих анатомию человека.
"Если вы серьезно подходите к изучению анатомии, вы заметите на картинах маленькие поры на черепе, - говорит Абрамс. – Это передано абсолютно точно. Да Винчи замечал мелкие детали и искал эти мелкие детали в своих научных опытах. Он рисовал то, что видел, и мог делать это потрясающе точно".
Туловище
Абрамс считает, что верхняя часть туловища на рисунке передана весьма достоверно. Например, печень совершенно точно указана недалеко от правой женской груди. Ее размер может свидетельствовать о том, что женщина страдала от какого-то заболевания печени.
Но в нижней части рисунка возникают неточности. Абрамс указывает, что матка передана неправильно. Изображение здесь больше напоминает анатомию животных – коров, например.
Похоже, не имея возможности исследовать женское тело, да Винчи воспользовался знаниями, которые он получил, вскрывая животных для лучшего понимания анатомии человека.
На правой руке заметен отпечаток пальца, который размазал штрих рисунка. Возможно он принадлежит самому да Винчи.
Позвоночник
Считается, что на этом рисунке да Винчи первым в истории точно проиллюстрировал позвоночник. Питер Абрамс убежден, что он первым смог передать изгиб и наклон позвоночника, а также насколько плотно позвонки примыкают друг к другу.
Один только этот рисунок сохранил бы имя да Винчи для истории.
Но это лишь небольшая часть того, что он сделал во имя науки. Он исследовал и описал все кости человеческого скелета, кроме черепа.
Абрамс предполагает, что знания да Винчи в области архитектуры и технологий помогли ему разобраться в устройстве человеческого тела.
Зародыш
Несмотря на свое желание точно передать особенности строения человека, да Винчи был подвержен влиянию идей Средневековья. Он считал, например, что человеческая репродуктивная система во многом аналогична той, что у растений.
"У всех семян есть пуповина, которая разрывается, когда семя созревает, - писал да Винчи. – Точно так же у них есть утроба и оболочка плода, как это видно на примере пряностей и других семян, которые появляются при выращивании в горшках".
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, да Винчи нарисовал утробу, открывающуюся в виде лепестков цветка.
После смерти его научный трактат остался незавершенным. Его иллюстрации достались ассистенту да Винчи Мелзи. Наблюдения, открывавшие науке новые горизонты, такие как изучение системы кровоснабжения человека, были потеряны для науки.
Многие анатомы, включая Абрамса, считают, что научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила "Анатомию Грея". Считается, что лишь сейчас с приходом трехмерных и цифровых технологий мы смогли продвинуться дальше в понимании человеческого тела, чем то, что смог увидеть Леонардо да Винчи.
Источник: Русская служба BBC
Мировые медицинские новости