Что ждет впереди медицинское сообщество?(видео)
3923
Из выступления Министра здравоохранения Вероники Скворцовой на «Правительственном часе» в Госдуме РФ 23 октября 2013 года. Отобраны наиболее значимое содержание.
Важнейшим направлением преобразования системы здравоохранения является введение единых современных требований к качеству оказываемой медицинской помощи. За 2012 год были актуализированы и вновь созданы 60 порядков оказания медицинской помощи. Впервые в нашей стране начата работа по созданию национальных клинических рекомендаций или протоколов по наиболее значимым заболеваниям. Для этого министерство сплотило вокруг себя более чем 7-тысячное медицинское экспертное сообщество. В настоящее время завершается подготовка первых 350 протоколов. Всего за три года их будет подготовлено около 1,5 тысячи.
Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. К июню 2013 года были пересмотрены и обновлены государственные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, а также впервые созданы государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 медицинским специальностям.
С осеннего семестра 2012 года проводится широкомасштабное повышение квалификации преподавателей высшей медицинской школы. Уже прошли переподготовку более 3 тысяч преподавателей.
Осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуальных и других образовательных технологий. Организовано более 30 тренинговых центров в медицинских вузах и центрах. В 2013 году мы вводим еще семь.
В 2013 году создана национальная электронная медицинская библиотека. Разработано и подготовлено к поэтапному внедрению электронное рабочее место врача первичного звена, а также компьютерная система помощи врачу в принятии решений, в том числе в выборе лекарственных средств и в принятии решений об их совместимости.
Разработана и одобрена концепция непрерывного медицинского образования, и с октября в 12 первых субъектах Российской Федерации стартует пилотный проект по внедрению системы дистанционного непрерывного медицинского образования для врачей первичного звена – педиатров и терапевтов с электронного компьютерного места.
Запланирован переход с 2016 года на систему аккредитации медицинских работников, которая станет одной из составных частей непрерывного медицинского образования. Для решения проблемы обеспечения страны медицинскими кадрами в соответствии с указом Президента Российской Федерации министерством разработан соответствующий комплекс мер, на основе которого в каждом регионе страны сформирована собственная программа поэтапного устранения кадрового дефицита, предусматривающая в том числе дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, включая последовательное повышение заработной платы.
Хотела бы отметить, что, по данным Росстата, за первое полугодие 2013 года средняя зарплата врачей повысилась до 38,7 тыс. рублей (это более 134,5 процента от средней по экономике в стране), среднего медицинского персонала – до 22,4 тыс. рублей (то есть более 77 процентов). Таким образом, запланированные на 2013 год целевые индикаторы уже достигнуты и превышены.
В то же время повышение оплаты труда остро поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 80-х годов. С этой целью в марте 2013 года была создана межведомственная рабочая группа. В настоящее время завершена подготовка методики по разработке новых нормативов труда, и начинается реализация пилотного проекта по нормированию труда в 17 субъектах Российской Федерации.
Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт совместно с Минтрудом проводится работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, учитывающих современные преобразования в отрасли и необходимость перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников. Первые 27 стандартов будут сформированы до конца года.
Особую значимость в развитии здравоохранения имеет обновление подходов к формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2012 году были разработаны и утверждены 794 стандарта медицинской помощи, позволивших рассчитать потребность в финансовых ресурсах для реализации программы государственных гарантий. Впервые осуществлено перспективное планирование программы на три года. Для обеспечения сбалансированной структуры тарифа ОМС, составленной на основе единой методики для всей страны, при последовательном повышении уровня оплаты труда необходим, безусловно, достаточный уровень финансирования программы. К 2016 году забюджетировано увеличение расходов на программу государственных гарантий до 2 трлн. 150 млрд. рублей (то есть на 44 процента по отношению к показателю этого года).
Для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы. В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также сделан акцент на развитие дневных стационаров, что позволяет нам концентрировать наши усилия на этих важных ресурсосберегающих направлениях.
Необходимо подчеркнуть, что данное перераспределение объемов не снижает качества медицинской помощи и сопровождается развитием ресурсосберегающих технологий и интенсификацией работы больниц. При этом реструктуризация стационарной помощи подразумевает прежде всего не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию с высвобождением коек острого периода за счет интенсификации их работы и перепрофилирования их в койки для долечивания и реабилитации.
По расчетам в результате реструктуризации объем высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд. рублей, что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация.
Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи. В 2012 году впервые совместно с Всемирным банком разработаны и с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат: в стационарах – по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях – по законченному случаю лечения (взамен ранее применяемых валовых показателей – койко-дня и посещения).
Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем высвободившихся и перераспределяемых внутри системы средств составит не менее 60 млрд. рублей в год.
Для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды для участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи.
Хотелось бы отметить, что за период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в этом году (это уже 14,7 процента от общего количества).
А на 2014 год уже зарегистрировано для работы в системе территориальных ОМС 1 655 частных организаций, то есть 17 процентов от общего количества. Для дальнейшего активного развития государственно-частного партнерства целесообразно рассмотрение вопроса о включении инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает это участие более привлекательным и экономически обоснованным.
Источник: med-usluga.ru
Важнейшим направлением преобразования системы здравоохранения является введение единых современных требований к качеству оказываемой медицинской помощи. За 2012 год были актуализированы и вновь созданы 60 порядков оказания медицинской помощи. Впервые в нашей стране начата работа по созданию национальных клинических рекомендаций или протоколов по наиболее значимым заболеваниям. Для этого министерство сплотило вокруг себя более чем 7-тысячное медицинское экспертное сообщество. В настоящее время завершается подготовка первых 350 протоколов. Всего за три года их будет подготовлено около 1,5 тысячи.
Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. К июню 2013 года были пересмотрены и обновлены государственные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, а также впервые созданы государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 медицинским специальностям.
С осеннего семестра 2012 года проводится широкомасштабное повышение квалификации преподавателей высшей медицинской школы. Уже прошли переподготовку более 3 тысяч преподавателей.
Осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуальных и других образовательных технологий. Организовано более 30 тренинговых центров в медицинских вузах и центрах. В 2013 году мы вводим еще семь.
В 2013 году создана национальная электронная медицинская библиотека. Разработано и подготовлено к поэтапному внедрению электронное рабочее место врача первичного звена, а также компьютерная система помощи врачу в принятии решений, в том числе в выборе лекарственных средств и в принятии решений об их совместимости.
Разработана и одобрена концепция непрерывного медицинского образования, и с октября в 12 первых субъектах Российской Федерации стартует пилотный проект по внедрению системы дистанционного непрерывного медицинского образования для врачей первичного звена – педиатров и терапевтов с электронного компьютерного места.
Запланирован переход с 2016 года на систему аккредитации медицинских работников, которая станет одной из составных частей непрерывного медицинского образования. Для решения проблемы обеспечения страны медицинскими кадрами в соответствии с указом Президента Российской Федерации министерством разработан соответствующий комплекс мер, на основе которого в каждом регионе страны сформирована собственная программа поэтапного устранения кадрового дефицита, предусматривающая в том числе дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, включая последовательное повышение заработной платы.
Хотела бы отметить, что, по данным Росстата, за первое полугодие 2013 года средняя зарплата врачей повысилась до 38,7 тыс. рублей (это более 134,5 процента от средней по экономике в стране), среднего медицинского персонала – до 22,4 тыс. рублей (то есть более 77 процентов). Таким образом, запланированные на 2013 год целевые индикаторы уже достигнуты и превышены.
В то же время повышение оплаты труда остро поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 80-х годов. С этой целью в марте 2013 года была создана межведомственная рабочая группа. В настоящее время завершена подготовка методики по разработке новых нормативов труда, и начинается реализация пилотного проекта по нормированию труда в 17 субъектах Российской Федерации.
Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт совместно с Минтрудом проводится работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, учитывающих современные преобразования в отрасли и необходимость перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников. Первые 27 стандартов будут сформированы до конца года.
Особую значимость в развитии здравоохранения имеет обновление подходов к формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2012 году были разработаны и утверждены 794 стандарта медицинской помощи, позволивших рассчитать потребность в финансовых ресурсах для реализации программы государственных гарантий. Впервые осуществлено перспективное планирование программы на три года. Для обеспечения сбалансированной структуры тарифа ОМС, составленной на основе единой методики для всей страны, при последовательном повышении уровня оплаты труда необходим, безусловно, достаточный уровень финансирования программы. К 2016 году забюджетировано увеличение расходов на программу государственных гарантий до 2 трлн. 150 млрд. рублей (то есть на 44 процента по отношению к показателю этого года).
Для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы. В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также сделан акцент на развитие дневных стационаров, что позволяет нам концентрировать наши усилия на этих важных ресурсосберегающих направлениях.
Необходимо подчеркнуть, что данное перераспределение объемов не снижает качества медицинской помощи и сопровождается развитием ресурсосберегающих технологий и интенсификацией работы больниц. При этом реструктуризация стационарной помощи подразумевает прежде всего не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию с высвобождением коек острого периода за счет интенсификации их работы и перепрофилирования их в койки для долечивания и реабилитации.
По расчетам в результате реструктуризации объем высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд. рублей, что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация.
Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи. В 2012 году впервые совместно с Всемирным банком разработаны и с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат: в стационарах – по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях – по законченному случаю лечения (взамен ранее применяемых валовых показателей – койко-дня и посещения).
Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем высвободившихся и перераспределяемых внутри системы средств составит не менее 60 млрд. рублей в год.
Для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды для участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи.
Хотелось бы отметить, что за период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в этом году (это уже 14,7 процента от общего количества).
А на 2014 год уже зарегистрировано для работы в системе территориальных ОМС 1 655 частных организаций, то есть 17 процентов от общего количества. Для дальнейшего активного развития государственно-частного партнерства целесообразно рассмотрение вопроса о включении инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает это участие более привлекательным и экономически обоснованным.
Юрист Алексей Панов, руководитель федеральной сети ООО "Центр медицинского права" дал свой комментарий относительно новости: «Правительственный час» в Госдуме РФ: выступление Вероники Скворцовой
Выступление Вероники Скворцовой на правительственном часе в Государственной думе позволяет дать оценку того, что ждет впереди медицинское сообщество с точки зрения реализации государственной политики в сфере охраны здоровья.
Подтверждена приверженность Минздрава к порядкам оказания медицинской помощи. Сейчас их действует 60, впереди предстоит дополнительная работа.
Вероника Скворцова уже говорила о необходимости введения клинических рекомендаций (клинических руководств), ее выступление подтверждает эту приверженность. К концу года будет разработано 350 клинических руководств.
Я думаю, что именно данные клинические руководства станут тем мерилом, эталонным с которым и будут сравнивать эксперты качество оказанной медицинской помощи и параметры ее безопасности.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
определяет, что в 2016 году начнется аккредитация медицинских работников. Министр обратила внимание на то, что идет подготовка в этом направлении. Планируется вести в действия 27 профессиональных стандартов, из которых будет понятна сфера компетенции того или иного медицинского работника. В настоящее время этот вопрос регулирует нормативный акт, принятый еще при советской власти.
С учетом того, что нормирование труда регулируется нормативными актами, также принятыми еще при советской власти, в настоящее время подготовлена методика, которая призвана установить - какие же нормы в нормировании труда при осуществлении профессиональной медицинской деятельности должны соблюдаться.
В рамках пилотного проекта в 17 субъектах Федерации планируется отработать данные нормативы и, видимо, они станут основой для, так называемых, эффективных контрактов, из которых будет следовать – какой объем работы и в какие временные интервалы должны выполнять медицинские работники. И к этим параметрам будут происходить привязка заработной платы.
Важным, на мой взгляд, является и то, что министр обратила внимание на складывающиеся государственно - частное партнерство в здравоохранении и привела данные об увеличении количества медицинских организаций частной формы собственности в системе ОМС.
Также подтверждена возможность инвестиционной составляющей в системе обязательного медицинского страхования, что, безусловно, интересно медицинским организациям частной формы собственности. Раз об этом говорится на федеральном уровне, да еще на правительственном часе в Государственной думе, я думаю, что данная инвестиционная составляющая появится в рамках обязательного медицинского страхования.
Подтверждена приверженность оптимизации расходов на здравоохранение. И, прежде всего, речь идет о дневных стационарах, о стационарзамещающих технологиях.
Могу предположить с высокой долей вероятности, что данная линия является стратегической, поэтому медицинским стационарам нужно думать - каким образом подстраивается под данную стратегическую линию государства, с учетом того, что предстоит оплата не за койко – место, а за законченный случай.
Выступление Вероники Скворцовой на правительственном часе в Государственной думе позволяет дать оценку того, что ждет впереди медицинское сообщество с точки зрения реализации государственной политики в сфере охраны здоровья.
Подтверждена приверженность Минздрава к порядкам оказания медицинской помощи. Сейчас их действует 60, впереди предстоит дополнительная работа.
Вероника Скворцова уже говорила о необходимости введения клинических рекомендаций (клинических руководств), ее выступление подтверждает эту приверженность. К концу года будет разработано 350 клинических руководств.
Я думаю, что именно данные клинические руководства станут тем мерилом, эталонным с которым и будут сравнивать эксперты качество оказанной медицинской помощи и параметры ее безопасности.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
определяет, что в 2016 году начнется аккредитация медицинских работников. Министр обратила внимание на то, что идет подготовка в этом направлении. Планируется вести в действия 27 профессиональных стандартов, из которых будет понятна сфера компетенции того или иного медицинского работника. В настоящее время этот вопрос регулирует нормативный акт, принятый еще при советской власти.
С учетом того, что нормирование труда регулируется нормативными актами, также принятыми еще при советской власти, в настоящее время подготовлена методика, которая призвана установить - какие же нормы в нормировании труда при осуществлении профессиональной медицинской деятельности должны соблюдаться.
В рамках пилотного проекта в 17 субъектах Федерации планируется отработать данные нормативы и, видимо, они станут основой для, так называемых, эффективных контрактов, из которых будет следовать – какой объем работы и в какие временные интервалы должны выполнять медицинские работники. И к этим параметрам будут происходить привязка заработной платы.
Важным, на мой взгляд, является и то, что министр обратила внимание на складывающиеся государственно - частное партнерство в здравоохранении и привела данные об увеличении количества медицинских организаций частной формы собственности в системе ОМС.
Также подтверждена возможность инвестиционной составляющей в системе обязательного медицинского страхования, что, безусловно, интересно медицинским организациям частной формы собственности. Раз об этом говорится на федеральном уровне, да еще на правительственном часе в Государственной думе, я думаю, что данная инвестиционная составляющая появится в рамках обязательного медицинского страхования.
Подтверждена приверженность оптимизации расходов на здравоохранение. И, прежде всего, речь идет о дневных стационарах, о стационарзамещающих технологиях.
Могу предположить с высокой долей вероятности, что данная линия является стратегической, поэтому медицинским стационарам нужно думать - каким образом подстраивается под данную стратегическую линию государства, с учетом того, что предстоит оплата не за койко – место, а за законченный случай.
Источник: med-usluga.ru