Владимир Кочкин: В России нет протокола проведения сердечно-легочной реанимации

3786

Правительство России приняло Постановление, регулирующее правила определения момента смерти, включая критерии и процедуру, а также правила прекращения реанимационных мероприятий.

Комментирует Постановления Правительства Владимир Кочкин, заведующий отделением анестезиологии-реанимации, руководитель операционного блока РДКБ

Это Постановление Правительства РФ, безусловно, было необходимо, чтобы снять спорные вопросы, которые неизбежно возникают вследствие смерти пациента. С одной стороны, теперь есть четкая установка о проведении 30-минутного реанимационного действия, а с другой стороны – установлен временной предел, который снимает возможные судебные преследования. Чаще всего врачи, особенно детские, проводят реанимационные мероприятия до «победного», но выход этой победы на 99% – апалический синдром (отсутствие коры головного мозга, без надежды на восстановление, при наличии сердцебиения, дыхания и пищеварения).

Не всегда можно констатировать смерть мозга, хотя бы из-за отсутствия консилиума, и тогда временной фактор играет важнейшую роль.

До сих пор мы руководствовались Приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. № 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга». В соответствии с Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 62)

Но в России нет протокола/порядка проведения сердечно-легочной реанимации, утвержденного ФАР (Федерация Анестезиологов-реаниматологов России) и министерством; имеется проект приказа, и то только по взрослому населению.

Конечно, все врачи пользуются «европейскими» и «американскими» протоколами, но в сложившейся ситуации сложно объективно судить о полноценности проведения реанимации и обоснованности её прекращения. Выполнил протокол в полной мере – имеешь законное право, а если нет протокола?!

Вызывает сомнение следующее положение Постановления: «Диагноз смерти мозга человека устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет». Следуя этому утверждению, получается, что врач-невролог должен проработать в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет. Но ставок неврологов в реанимации нет!

Абзац, наверное, должен звучать так: «В составе консилиума врачей должны присутствовать невролог и анестезиолог-реаниматолог, имеющие опыт работы по специальности не менее 5 лет».


Источник: ria-ami.ru

Поделиться
3786
Личный кабинет