Цепочка «врач – пациент – провизор» не должна разрываться

9586

Связь «врач-пациент-провизор»,  которая когда-то была неразрывной, сегодня теряется, считают сотрудники МУФП «Центральная городская аптека» Находки.  А ведь эти специалисты должны сообща работать на единый результат – здоровье человека. Сегодня и сам пациент не знает, куда ему лучше идти  - в поликлинику или аптеку, иногда из-за того, что попросту не может попасть к врачу. Свою роль сыграл и закон о  противодействии коррупции,  который минимизирует контакты медицинских работников с их коллегами из аптек.  Плотно сотрудничая с ЛПУ Приморья по ряду направлений, сотрудники находкинского муниципального аптечного предприятия призывают коллег, в первую очередь, видеть в них единомышленников.  

Информация или настойчивая рекомендация?

Когда-то во всех крупных аптеках был информационный отдел, работал провизор-информатор,  который ходил на совещания в медучреждения и рассказывал о новинках.    Сегодня, посещая всевозможные медицинские конференции и семинары, либо получив информацию от представителей фармкомпаний, врачи сами интересуются в аптечных сетях,  представлен ли на местном рынке тот или иной современный препарат. А если нет, рекомендуют заказать. 

Однако, рекламируя людям в белых халатах свою продукцию, торговые представители иногда и финансово заинтересовывают их в активном продвижении «нужных» лекарственных средств.  Посыл бывает и такой: чем больше людей отправит в конкретную аптеку врач, тем больше заработает.  В результате уже никого не удивляет, когда лекарство советуют приобрести в том или ином месте. Однако каждый должен понимать: право выбора никто не отнимает.  

«В случае с государственным предприятием такая ситуация исключена, более того, именно здесь  человек получит грамотную консультацию квалифицированного специалиста, - утверждает директор МУФП «Центральная городская аптека» Находки Илона Понитаева. – Мы работаем в строгом соответствии с законом. И советуем людям внимательней относиться к настойчивым рекомендациям отдельных специалистов». 

Сегодня врач должен выписывать рецепт на препарат по его международному непатентованному наименованию (коему могут соответствовать несколько торговых), а в аптеке уже, исходя из него, могут предложить линейку лекарственных средств разной ценовой категории. Однако если человек не имеет медицинского образования, то разобраться в том, чем тот же «Парацетомол» за 10 рублей отличается от того, что за 100, самостоятельно вряд ли сможет.  Здесь и необходима консультация провизора (фармацевта). «Если мы  предлагаем препарат чуть дороже, то делаем это не для получения выгоды, а для того чтобы человек получил качественную и достойную помощь.  Ведь говорить о том, что любой оригинальный препарат –  то же самое, что его дженерик – неверно», - объясняет начальник производственного отдела Центральной городской аптеки Находки Людмила Камшилова.

«Повсеместно, в том числе и в медицинской среде, сегодня считается, что аптеки настроены исключительно на прибыль, предлагая более дорогие препараты.  Мы же считаем себя союзниками врачей в деле эффективного лечения пациента.  Да и как можно говорить о том, что мы гонимся лишь за выгодой, когда 50% своей прибыли мы перечисляем в бюджет города – на социальные нужды», - недоумевает начальник отдела по маркетингу и сбыту Александра Катина.

Дабы исключить коррупционную составляющую, контакты фармацевтических работников с врачами сегодня регламентированы законом. В Находкинской аптеке реализуется план мероприятий по противодействию коррупции  - заведен журнал регистрации обращений граждан по этим вопросам, действует внутренний кодекс этики, который подписывает и соблюдает каждый сотрудник. Если вдруг кто-то, например, пытается уговорить провизора отпустить препарат строгого учета без рецепта, на стол директору тут же идет заявление, после чего  аптека сообщает о факте в прокуратуру.  

В плановом и экстренном режиме

Взаимодействие с медицинскими организациями ведется аптекой по нескольким направлениям. Основное  – полугодовые и годовые госконтракты, по которым производственный отдел предприятия изготавливает для ЛПУ (Медсанчасти Фокино, Находкинской городской больницы, больницы ФМБА  ДВОМЦ, а также Восточной больницы) лекарственные препараты.  Центральная городская аптека Находки – единственная организация в округе, имеющая лицензию на оборот наркотических средств и психотропных веществ списка II и III. По этой группе препаратов она работает, в том числе, с городской станцией скорой помощи.

Учреждения иногда обращаются в аптеку в экстренных случаях: когда срочно нужен препарат, которого в конкретный момент не оказалось в наличии, а времени для проведения аукционов нет. Так, в прошлом году резко закончился иммуноглобулин. По разовым договорам идет работа с городской стоматологией, а также с частными клиниками, которые закупают расходный материал, дезсредства и т.д..

Важная часть деятельности муниципального предприятия – информирование медицинских организаций об изменениях в приказах по выписыванию ЛС, правил оформления рецептурных бланков. «Понятно, что врачам иногда просто некогда подробно изучать новые официальные документы, которые распространяются и на них, и на нас. Поэтому мы по собственной инициативе даем краткие инструкции,  памятки врачу по применению нового порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков, где четко и ясно объясняем, что изменилось, например, в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, – рассказывает Александра Львовна. -  Таким образом, облегчаем работу и коллегам, и себе». 

На связи с врачом

Все это, в первую очередь, делается для того чтобы больные люди лишний раз не ходили по кабинетам. Дело в том, что аптека проводит экспертизу каждого рецепта (а это бланк строгой отчетности, хранящийся определенное время), и если он оформлен с нарушениями, его просто не имеют права принять и обслужить.

«Особенно это касается изготавливаемых лекарственных форм, содержащих препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - объясняет Людмила Камшилова. ­- Бывает, что доктор выписал рецепт, а мы его не можем приготовить, потому что на данный момент отсутствует та или иная субстанция, иногда неправильно указана дозировка, или она не соответствует возрасту пациента. Во всех этих случаях мы связываемся с врачом и решаем, что можно заменить.  К сожалению, переписать рецепт мы не имеем права. А свое недовольство больной высказывает не врачу, а нам.  Чтобы избежать подобных ситуаций, например, многим педиатрам я даю свой телефон, чтобы они могли вовремя уточнить все нюансы.  К нам за изготовленными лекарственными формами для своих детей приезжают даже жители Партизанска. И если только здесь окажется, что неправильно выписан рецепт, им придется возвращаться и переоформлять его в своем городе».

Рецептов сегодня очень мало – они в основном идут либо на льготные препараты, либо на экстемпоральные (изготовленные в аптеке по рецепту врача для конкретного пациента). Врачи разучились их выписывать, констатируют опытные провизоры. Конечно, проще и быстрее написать на бумаге название готового лекарственного средства, чем оформить документ. Это давняя проблема, и решить ее сложно. В первую очередь, из-за  катастрофической нехватки кадров в медучреждениях – у врачей иногда элементарно нет времени на заполнение бланка с соблюдением всех норм. 

«Поэтому, чтобы коллеги владели информацией, в своих информационных письмах мы указываем торговое наименование ЛС на латыни (как необходимо выписывать в рецепте), их дозировку, количество в упаковке, – рассказывает Александра Львовна. – То есть составляем некие шпаргалки.  Потому как, например, кодеиноседержащие препараты сегодня на количественном учете, они многокомпонентные, и врачу надо расписать все его 10 составляющих.  В памятках, которые мы рассылаем по медучреждениям после выхода новых документов, говорится о том, как изменились формы рецептурных бланков,  какие именно приказы Минздрава, касающиеся их форм, утратили силу и т.д.. К письму прилагается список препаратов  с их торговым названием и международным непатентованным наименованием (ему может соответствовать несколько торговых)».

«Мы призываем коллег к более плотному сотрудничеству, которое направлено на благо пациента! – говорит директор аптеки Илона Понитаева. –  Почему то в последнее время считается, что лечат – врачи, а аптека лишь думает о своей выгоде. Но это не так! Мы всегда открыты для диалога, потому как не меньше врачей заинтересованы в том, чтобы больной человек получил качественную медицинскую и лекарственную помощь. Чтобы был результат».


Ранее по теме:

10.07.2015 г. Врач – назначает, фармацевт - лишь консультирует

02.07.2015 г. Социальная миссия находкинской «фабрики лекарств»

29.05.2015 г. Контроль многоуровневый и ежеминутный

30.04.2015 г. Ветеранам Находки будут доставлять лекарства на дом

30.04.2015 г. Всегда свежая порция здоровья и отличного настроения

24.03.2015 г. Наша задача – помочь больному человеку, а не заработать на нем

19.03.2015 г. В Находке реализуются программы по обеспечению горожан доступными лекарствами(адреса)

22.02.2015 г. Болеем за новую цену

12.01.2015 г. Надзорные органы Приморья опубликовали план проверок на 2015 год


  Рейтинг: 5, Голосов: 5



Поделиться
9586
Личный кабинет