Голодные до дела и знаний
По мнению супругов Петра и Ольги Голодных, каждый хороший врач обязан не только постоянно совершенствоваться в профессии и стремиться к новым знаниям, но прежде всего, быть человечным, терпимым и чутким к проблемам других
Муж, жена, два сына. Все – врачи, и все работают в поликлинике НУЗ Отделенческая клиническая больница на станции Владивосток ОАО «РЖД». Врачебная династия Голодных на деле доказывает, что такое настоящая любовь к профессии, избранному пути, верность друг другу и своему призванию. Они через многое прошли, порой работали в невыносимых условиях, но сохранили душевное тепло, подлинное уважение и искреннее участие как в отношениях между собой, так и по отношению к своим пациентам.
Как 3 года превратились в 30
Становиться врачом глава семьи, Петр Николаевич, изначально не собирался, на медицинскую стезю молодого человека подвигла литература, причем непосредственно «сердечной» направленности. В свое время очень впечатлили «Мысли и сердце» Николая Амосова, «Сердце на ладони» Ивана Шемякина, «Записки юного врача» Михаила Булгакова с его опять же бессмертным «Собачьим сердцем». Книги яркие, смелые, романтичные, живые, зовущие. В 1967 году после окончания школы поступить не удалось, тогда вчерашний школьник решил попробовать будущую профессию «на вкус» и устроился на кафедру нормальной анатомии Владивостокского мединститута лаборантом, а через год несостоявшегося студента призвали в армию. Два года службы – и, наконец, долгожданное поступление в медицинский вуз на факультет «Лечебное дело».
- Мы были готовы к трудной и самостоятельной жизни, поэтому при распределении сами попросились подальше, в Дальнегорск, в районную больницу, – рассказывает Петр Голодный. - Хотя выбор, как у старосты курса, у меня был – остаться во Владивостоке. Поехали на три года, но как-то закружило, втянуло, в итоге мы остались в далекой приморской глубинке на 30 лет. Это было и счастливое, и очень трудное время. В Дальнегорской ЦРБ работал практическим хирургом, ординатором больницы. С будущей супругой Ольгой судьба меня свела во время учебы, поженились мы на 4 курсе. Она – терапевт, но очень быстро переучилась на гастроэнтеролога. Там была заведующей. Ровно 30 лет на пару и отработали.
И опыт, сын ошибок трудных…
- Приходилось учиться всему, я работал хирургом общего профиля – занимался и урологией, и травматологией, и экстренной хирургией и плановыми операциями, - продолжает Петр Николаевич. - Учреждение оказывало медицинскую помощь круглосуточно, без выходных и праздников. Дежурили ночами, дома практически не бывали. Слава богу, учителя были опытными, они «натаскали» нас - молодых, амбициозных, но тогда мало чего умеющих, как следует. Конечно, нельзя обойти своих учителей - профессора Владимира Шапкина, мощнейшего хирурга - гепатолога, уникального врача и удивительного человека, а также его ученика Анатолия Малышева и ведущих хирургов краевого центра Бориса Стрельникова и Игоря Рольщикова, Игоря Сорванова.
По словам Петра Голодного, самым сложным было принимать решение, когда за плечами нет серьезного опыта работы, должной хирургической практики. Вечный «гамлетовский» вопрос – «оперировать или не оперировать?», приходилось решать по наитию, где-то нужно было рисковать, где-то – напротив, проявлять осторожность и терпение. Молодые специалисты набивали шишки, совершали ошибки, но без этого в хирургии не обойтись.
- Как-то к нам поступил пациент с «огнестрелом» в ногу с повреждением крупного сосуда и сильным кровотечением, - вспоминает Петр Николаевич. - На дежурстве мы были с Петром Даниловичем, нынешним главврачом железнодорожной больницы. Пришлось в экстренном порядке делать операцию практически в спартанских условиях, я оперировал, а он мне ассистировал. До сих пор с содроганием вспоминаю тот случай. Но, главное – спасли человеку и жизнь, и ногу. Оперировать приходилось и ножевые ранения сердца, легких, органов брюшной полости. Есть что вспомнить, особенно в «лихие» 90-е. Иногда за ночь делали по шесть-семь операций, всякое было.
Тезки, друзья и коллеги
Решению вернуться во Владивосток после 30 лет работы в Дальнегорской ЦРБ способствовало много причин. На периферии жить стало сложно, медицина в «провинции» пошла на убыль. Уменьшение финансирования здравоохранения, сокращение медицинского персонала… Да и возраст у врача был уже не юный. А главврач Отделенческой клинической больницы Петр Нидзельский сыграл, можно сказать, ключевую роль.
- Мы с Петром Даниловичем бок о бок тесно сотрудничали 15 лет, он пришел в Дальнегорскую ЦРБ молодым врачом, когда я уже там работал, - говорит Петр Голодный. - Он себя замечательно там проявил, как специалист и организатор, коллектив выдвинул его на должность главврача ЛПУ, на которой он более чем успешно проработал пять лет. Буквально поставил больницу на ноги, навел порядок, везде сделал ремонты, создал мощную материально-техническую базу.
Инициативного и грамотного специалиста не могли не заметить «наверху», предложив ему возглавить жд больницу во Владивостоке. И в 2006 году Петр Данилович предложил Петру Николаевичу принять должность заведующего хирургическим отделением ведомственной «железки».
- Петр Данилович и здесь развернулся широко – при мне был сделан шикарный ремонт, на первом этаже висит даже специальный стенд с фотографиями, как поликлиника выглядела до ремонта, - поясняет зав. хирургическим отделением. - Он и больницу, и поликлинику в конфетку превратил. Помимо того, что он прекрасный врач, это человек с настоящими организаторскими талантами, а такое сочетание – большая редкость и большая удача для любого ЛПУ.
Душа в душу на работе и в жизни
Супруге в Дальнегорске пришлось задержаться – она переехала к любимому мужу только через год.
- Я же была заведующей отделением, передать обязанности было некому, - вступает в разговор Ольга Николаевна. – И прежде чем перебраться во Владивосток успела еще там окончить курсы повышения квалификации. Сюда в больницу пришла на должность специалиста-гастроэнтеролога. Так и работаем, и живем вместе, душа в душу – сначала в Дальнегорске, теперь во Владивостоке.
В семейном «багаже» у четы Голодных - двое детей. Разница между братьями – 10 лет. Старший, Николай, поступил во Владивостокский медицинский университет, после интернатуры 12 лет отработал в «тысячекоечной» больнице, в отделении экстренной хирургии. Труд был адским – постоянные суточные дежурства, это сейчас отделению дали свободный вторник, а тогда абсолютно все дни были рабочими. 30-35 операций в сутки. Поэтому вся семья вздохнула свободно, когда Николай Петрович решил перейти из «тысячекоечной» больницы в поликлинику нашего объединения. Да, сын работает под началом отца, но никаких родственных преференций от этого не имеет. Спрос за качество работы с сына одинаков с другими сотрудниками отделения.
- Дети пошли по нашим стопам, но мы им этого пути никогда не навязывали, - утверждает Ольга Голодная. – Более того, я искренне удивляюсь этому неоднозначному выбору. Ведь они сами видели, что родители сутками пропадают в больнице, что им просто физически некогда уделять время детям. Представьте – у меня отделение на 40 коек и я одна. Заканчивала работу в восемь, бежала домой (детей забирали соседи), до часа ночи писала истории болезни, утром ни свет, ни заря – опять на работу. Мои мальчишки были свидетелями и непосредственными жертвами этого сумасшедшего рабочего графика.
Младший, Константин, тоже поступил на лечебный факультет ВГМУ, прошел интернатуру по рентгенологии, и работает врачом-рентгенологом в нашем ЛПУ. Кстати, мальчишка собирался в урологию, и опять в судьбе династии Голодных свою роль сыграл Петр Нидзельский. Он сказал, что больнице не хватает рентгенологов и убедил парня принять решение в пользу этого направления. Напутствовал: «Иди, Костя, не пожалеешь». И он действительно не жалеет.
- Мы вообще ни разу не слышали от своих сыновей ни одной жалобы или сожалений по поводу выбранной профессии, - в унисон говорят супруги Голодные.
Трудовые будни сегодня
Кстати, работа всех специалистов больницы оценивается по специальной шкале баллов – здесь проводится экспертиза качества работы каждого врача. Это все-таки ведомственное учреждение, в отличие от государственных учреждений здравоохранения, ЛПУ принадлежит акционерному обществу, где есть своя специфика. Работу каждого врача здесь оценивают по многим параметрам по каждому законченному случаю – правильно ли оформлена карта, точно ли поставлен диагноз, какое назначено лечение, были ли жалобы от пациента, и т.д.
- Если балл по какому-то критерию оказался снижен, муж обязательно укажет на это, объяснит, что и где сын сделал не так, где он ошибся, недооценил - подчеркивает Ольга Николаевна. – Он всегда помогает разобраться, чтобы в следующий раз подобных ошибок и просчетов уже не было.
- На базе больницы работают кафедры терапии и факультетской хирургии ТГМУ, медицинская помощь оказывается на самом высоком уровне, и знают нас не только в Приморье, - с гордостью сообщает Петр Николаевич. – Наши специалисты мотаются по всей России, читают лекции, проводят мастер-классы, делятся опытом и собственными достижениями с коллегами не только из других регионов Росси, но и Китая, Японии, Кореи. Из последних достижений отмечу, что раньше в поликлинике гинекологи вообще не оперировали, а недавно, с открытием операционной, где установлено современное оборудование, мы внедрили и с успехом проводим операции в амбулаторных условиях с заболеваниями гениталий (до 100 вмешательств в год). Удаляем доброкачественные опухоли, внедрили операции при небольших грыжах брюшной стенки. Раньше таких операций в поликлинике не было в принципе.
Лекарство от конфликтов
И все же, несмотря на прорывные медицинские технологии и приобретение современного оборудования, супруги Голодные заметно ностальгируют по ушедшим временам.
- В наше время врачи относились к пациентам более тепло и человечно, - убежден Петр Николаевич. - Мы искренне заботились о больном, отдавали ему не только свое время, но и частичку души. Сейчас все поставлено на поток, автоматизировано не только в прямом, «аппаратном» смысле, но и в духовном. И после института многие не хотят связывать свою жизнь с медициной, идут в бизнес, в фармацевтику.
Кстати, супруги полностью согласны с идеей вернуть в медицинские вузы систему бесплатного обучения и целевого набора.
- Дефицит врачей просто катастрофический, и это единственный на сегодняшний день реальный способ утолить кадровый голод, - уверена Ольга Николаевна. - В районах нет даже фельдшеров, я уже не говорю об узких специалистах. Если каждый специалист хотя бы по три года отработает по распределению, проблема начнет решаться. И даже программа «Земский доктор» с ее миллионом подъемных не является сегодня достаточным стимулом уехать работать врачом на периферию.
Любой хороший врач должен постоянно учиться, совершенствоваться, повышать свое мастерство, обогащать интеллектуальный багаж, расширять жизненный кругозор, убеждены Ольга и Петр Голодные. Ведь медицинская наука на месте не стоит, новые технологии и методы лечения появляются с космической скоростью, и нужно стараться быть в курсе.
- И все-таки главное для врача – умение быть человечным, терпимым и чутким, - добавляет Ольга Николаевна. - Понятно, что мы устаем, да и люди приходят обозленные, уставшие, задерганные работой, бытом, семейными проблемами, болячками. Любой конфликт можно решить мирным путем, рецепт очень прост: надо хотя бы ненадолго поставить себя на место этого больного, и тогда сразу поймешь, как себя вести. По праву возраста и опыта обращаюсь к молодым врачам - помните об этом и любите своих пациентов. Наша работа – помогать людям, и если вы ее выбрали, то следуйте этим правилам.
Без бюрократии и «бумаготворчества»
- Врачам нужно дать достойную зарплату, и сократить «бумаготворчество», - декларирует Петр Николаевич. - У нас бешеная и никому не нужная отчетность, которая тяжким грузом ложится на плечи врача. Есть же статистическая служба, которая должна этим заниматься, а они берут от нас уже готовые формы и быстро заполняют свои журналы. Врач должен лечить, а не заниматься бюрократией. Тогда останется время и на профилактику, и на душевную беседу с больным, без которой иногда просто не обойтись.
- Нормативы приема на одного пациента какие-то «крохи» – 15 минут, - поддерживает Ольга Николаевна. - Это только сказать «здравствуйте» и «до свиданья». За такое время просто нереально провести даже беглый поверхностный осмотр, а ведь нужно еще успеть записать жалобы, симптоматику, выписать рецепты, назначить лечение.
Радует, что чета Голодных дождалась и потомков в третьем поколении. Старшая внучка уже студентка ДВФУ, внуку шесть лет, на следующий год – в школу. Девушка семейную династию решила не продолжать, а о жизненной дороге младшего задумываться пока рано. И кто знает, может быть, именно он станет продолжателем славной семейной династии Голодных – врачей от Бога и просто глубоко порядочных людей.
Ранее по теме:
22.10.2014 г. Избавиться от лишних килограммов по-честному и надолго