Диагноз для приморского врача
8386
2011-2012 годы прошли под знаком модернизации здравоохранения - об этом федеральными и местными чиновниками было сказано много красивых слов. А как оценивают ситуацию в здравоохранении сами врачи? Что изменилось в медучреждениях за последнее время? И если сегодня на федеральном уровне говорят о том, что модернизация будет продолжена, что имеет смысл добавить в программу?
Ольга Перова, главный врач поликлиники № 1 г. Владивостока:
Ольга Перова, главный врач поликлиники № 1 г. Владивостока:
- К сожалению, в программах по ремонту медучреждений и закупке оборудования в 2011-12 гг. наша поликлиника не участвовала. Но в прошлом году мы наконец-то подписали контракт на информатизацию. Теперь в поликлинике вводятся электронные амбулаторные карты, каждое рабочее место врача будет оборудовано компьютером, для пациентов предусмотрена электронная запись в четырех вариантах (через инфоматы, Интернет, регистратуру, наконец, врач самостоятельно может записать пациента, пришедшего на прием, на удобное для него время). Это позитивный момент не только для пациентов: бумаг будет меньше, рабочее место врача станет более современным, более привлекательным для молодых кадров.
По программе модернизации наши узкие специалисты получили прибавку к зарплате, и это дало результат: новые кадры пока не пришли, но те, что имеются, перестали уходить. Что касается терапевтов - укомплектованность здесь порядка 50%, хотя долгие годы этот показатель в нашей поликлинике составлял 100%. Сразу несколько человек ушли на пенсию по возрасту, заменить их некем. Одним словом, кадровая проблема не снимается с повестки дня.
В целом программу модернизации считаю правильной, но ее обязательно нужно продолжать: два года - это только начало. В 2006 году мы получили дорогостоящее оборудование в рамках нацпроекта «Здоровье», но, к сожалению, оно уже морально и физически устарело. Изнашиваются коммуникации, мы нуждаемся в новом здании для травмпункта - сейчас он находится в приспособленном помещении, не соответствующем санитарным нормам. То же самое касается фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) на мысе Песчаном.
Людмила Аплюшкина, главный врач Арсеньевской городской больницы:
- В 2011 году все медучреждения Арсеньева вошли в состав единой городской больницы. В рамках программы модернизации было закуплено дорогостоящее оборудование, проведены работы по капремонту во всех зданиях - для города это стало настоящим событием, поскольку к 2011 году объекты находились в плачевном состоянии. Главная проблема на сегодняшний день - кадровая, по некоторым направлениям можно констатировать не просто дефицит, а отсутствие специалистов. Нагрузки выросли ощутимо, зарплата - незначительно. Вторая проблема - дефицит финансирования, который сохраняется и теперь, после передачи медучреждений в ведение краевых властей.
Владимир Сухих, главный врач Спасской центральной районной поликлиники (ЦРП):
- За прошедшие два года в Спасском районе отремонтированы ЦРП, детское поликлиническое отделение, Чкаловская участковая больница, приобретено медоборудование, три автомобиля скорой помощи. Сегодня все медицинские услуги в рамках программы госгарантий предоставляются бесплатно (при наличии медицинских показаний). На коммерческой основе проводятся только медосмотры, профосмотры, медкомиссии на оружие и права.
Следующим закономерным шагом, на мой взгляд, должна стать модернизация фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП): мы очень рассчитываем на финансовую поддержку государства в этом вопросе. Спасскому району уже выделено пять современных модульных ФАПов, мы оформили заявку еще на 15 комплексов, остальные будем приводить в порядок в рамках существующих помещений.
В нашем медучреждении, по большому счету, кадровой проблемы нет. Вакансии отсутствуют, более того, у нас есть кадровый резерв в виде сверхштатных единиц. Средняя месячная зарплата врача, ведущего прием, в нашем медучреждении (по данным за 11 месяцев 2012 года) составила 52 тыс. рублей, мы стараемся создать максимально комфортные условия труда.
Помогаем и молодым специалистам: если средняя зарплата по Приморью у выпускника вуза составляет 9-12 тыс. рублей, то у нас он может получать в 2,5-3 раза больше. В прошлом году в наш район прибыли четыре молодых специалиста по программе «Миллион для сельского врача», все они работают с энтузиазмом. С районной администрацией решаем вопрос о предоставлении жилья нуждающимся медработникам.
Все направления, включенные в программу модернизации, актуальны, но на этом нельзя останавливаться. Хотелось бы, чтобы на краевом уровне был создан штат специалистов, которые готовили бы документацию по ремонтам, вели переговоры с подрядчиками, занимались урегулированием административных вопросов - мы готовы оплачивать эту работу. Часть процессов в здравоохранении можно и нужно передать на аутсорсинг.
Андрей Жуйков, заведующий отделением внелегочного туберкулеза Приморского краевого противотуберкулезного диспансера (ПКПД):
- Если говорить об ощутимых изменениях в отделении за последние несколько лет, прежде всего, это приобретение современного компьютерного томографа с высокой разрешающей способностью. С его появлением диагностировать заболевания стало гораздо легче.
Что бы хотелось добавить в программу модернизации? Нерешенных проблем - масса. В 2011 году наше отделение вынуждено было переехать в другое здание, и ни нас, ни пациентов не устраивают его расположение возле федеральной трассы и соседство с больными легочными формами туберкулеза. Кроме того, мы нуждаемся в собственной операционной, которая была ликвидирована около 10 лет назад после того, как в ветхом строении, где мы работали, обрушился пол прямо под операционным столом. Теперь часть пациентов мы вынуждены отправлять на операцию в Санкт-Петербург (для бюджета это накладно), а более простые операции выполняются в оперблоке для легочных больных.
Кадровая проблема остается. Молодые специалисты неохотно идут в тубдиспансер - сказываются давние стереотипы о «туберкулезниках» и не слишком привлекательные условия труда, не говоря уже о зарплате (за последние 2-3 года значительных изменений не произошло). Заслуга предыдущего и нынешнего главврачей ПКПД в том, что им удалось отстоять отделение внелегочного туберкулеза - знаю, что по стране порядка 75% подобных отделений в тубдиспансерах были закрыты, ценные кадры разбежались, а это значит, что через 5-10 лет придется начинать с нуля. Сейчас мы наблюдаем спад заболеваемости легочным туберкулезом, следовательно, можно ожидать, что через несколько лет показатели по внелегочным формам поползут вверх - это проверено ходом развития общества и медицины.
Дмитрий Новиков, заведующий неврологическим отделением Краевой клинической больницы №1, главный невролог Приморского края:
- Программа модернизации дала толчок развитию отрасли, но проблемы здравоохранения настолько многогранны, что «кавалерийскими наскоками» и одноразовым вливанием средств их не решить. Изменения коснулись, прежде всего, материальной базы. В области кадров радикальных сдвигов не произошло. Мы по-прежнему работаем в условиях кадрового дефицита. В медучреждениях не хватает врачей, фельдшеров, медсестер… А посмотрите, кто сегодня работает санитарками? Либо деклассированные элементы, либо фанатики, либо студенты, разве можно в таких условиях решить вопрос поддержания порядка и санэпидрежима?
Хорошо, что в последние годы высокотехнологичные операции стали оплачиваться дополнительно - у врачей появился стимул. Но другие операции, к сожалению, не тарифицируются: хирург может за весь день не сделать ни одной операции и получит такую же зарплату, как если бы он безотрывно находился в операционной. Мы говорим не только о необходимости увеличения фонда заработной платы, но и о смене подходов к оплате труда. Вкладывать деньги нужно, в первую очередь, в рядовых врачей и жестко спрашивать с них, при этом не увеличивая бюрократическую нагрузку: врач должен выполнять свои непосредственные функции, общаться с пациентом, повышать квалификацию, а не заниматься составлением бесконечных отчетов.
Еще одна проблема - престиж профессии, который в последние годы ощутимо упал, во многом благодаря СМИ: это негативный настрой по отношению к медработникам, это раздувание каждой врачебной ошибки, это ореол нищеты вокруг рядовых врачей.
Многие пациенты всю ответственность за свое здоровье склонны возлагать на врача. Зачастую они не соблюдают предписанные рекомендации по отказу от вредных привычек, соблюдению диеты и здорового образа жизни, а потом предъявляют претензии доктору. Но для успеха лечения необходимы установление доверительных отношений и конструктивное взаимодействие между врачом и пациентом. Поэтому так важно развивать институт семейных врачей, врачей общей практики
.
.
Что, безусловно, нуждается в поддержке государства - так это негосударственные благотворительные фонды, такие, например, как фонд помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Подари жизнь», созданный Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Эти люди сегодня затрачивают огромные усилия на преодоление бюрократических препонов и общение с чиновниками, которые должны помогать, но в реальности часто происходит наоборот.
В медицине нет абсолютной истины. Почему одним заболеваниям уделяется повышенное внимание, а другим нет? Как рассчитать количество квот, выделяемых на высокотехнологичные операции, чтобы оно было достаточным, но не избыточным (когда руководство медучреждения, выбив квоты, готово делать операции всем подряд, только для того чтобы «освоить» заложенные средства)? Есть ли смысл поддерживать существование человека, находящегося в коме и не имеющего шансов на возвращение к нормальной жизни? Когда пациенту можно отказать? Государство должно четко обозначить эту грань, иначе мы получаем поле для злоупотреблений.
Сегодня в развитии российского здравоохранения отсутствует стратегический подход. Приведу пример: с 2000 года я занимаюсь проблемой клещевого энцефалита на территории Приморского края. С помощью СМИ мы проводим разъяснительную работу среди населения, уделяя повышенное внимание профилактике. И, если в начале 2000-х мы имели сотни заболевших клещевым энцефалитом и до 30 летальных исходов в год, то сейчас - 20-30 заболевших и 2-3 смертельных случая.
Согласен, что не все проблемы в здравоохранении решаются так просто, но можно выбрать основные направления и целенаправленно по ним работать. Например, сейчас уделяется повышенное внимание реабилитации после инсультов, но гораздо проще, эффективнее и дешевле для государства инсульты предотвращать. Однако для того, чтобы выделить актуальные направления и по каждому выстроить грамотную политику, нужны квалифицированные менеджеры, которые бы занимались не только отчетами и сбором статистики.
Елена ВОЛКОВА, Татьяна КУРОЧКИНА. Фото Игоря Кравца, авторов. Газета «Золотой Рог», Владивосток.
Елена ВОЛКОВА, Татьяна КУРОЧКИНА. Фото Игоря Кравца, авторов. Газета «Золотой Рог», Владивосток.