Ее звали Асенькой

4300

Несмотря на возраст и тяжелую травму тазобедренного сустава, гостей в своей квартире в Дальнегорске Анастасия Денисовна встречает стоя. Несколько лет назад на улице она неудачно упала и теперь передвигается лишь с помощью ходунков. Чтобы расспросить ее о прошлом, говорить приходится как можно громче. Но спрашивать много и не нужно – женщина охотно делится своей биографией, будто бы книгу читает.

Анастасия Голубева, Дальнегорская центральная городская больницаРодилась Анастасия Денисовна 24 июля 1921 года в глухой деревушке в Брянской области. Почти сразу после ее рождения семья переехала в Сенькин Ров Суражского района. Позже на свет появились и две сестры Анастасии. В деревне прошли ее детство и недолгая юность. Приехав как-то из Москвы, мамин брат пообещал забрать ее в столицу, учиться на медсестру. Девушка с удовольствием согласилась.  

- Устроили меня в училище при Научно-исследовательском Институте охраны материнства и младенчества. Один набор  - акушерок, другой – медсестер. Я выбрала второе, окончила  курсы и осталась работать в детской клинике. А через год началась война.

Походный котелок вместо подарков

- Я должна была ехать в отпуск, - рассказывает Анастасия Денисовна. - Пришла в магазин за подарки родным. В этот момент заработало радио, люди столпились, прислушиваются,  и диктор тревожным голосом сообщает, что началась война. А  у меня с собой военный билет, предписание - в случае войны на третий день явиться в военкомат. В повестке было написано: взять котелок, белье, самое необходимое. Поэтому я вместо подарков купила котелок, ложку и рюкзак. С этим всем пришла в военкомат, где меня оставили  до особого распоряжения.

Анастасия Голубева, Дальнегорская центральная городская больницаМоскву уже бомбили. Молодая медсестра еще месяц оставалась в городе. Следила за светомаскировкой, а 24 июля, не сообщая подробностей, Анастасию Голубеву с семью такими же юными медсестрами посадили в товарный эшелон и отправили на Дальний Восток. Путь до конечной станции в приморском Артеме занял почти месяц.

- Нас встретили матросы, доставили в расположение авиационной дивизии флота в Кневичах. Говорят: «Вот девушки, здесь и служить будете»! Показали нам два старых барака, - вспоминает Анастасия Денисовна, - сказали ремонтировать и обживаться.

В помощь медсестрам выделили нескольких парней. Своими силами они сделали необходимый ремонт – покрасили, побелили и приспособили помещения под лазарет. В годы Великой Отечественной в дивизии ТОФ испытывали новые самолеты. Частые вылеты для летчиков не обходились без травм. В итоге многие становились пациентами санитарной части, где всю войну с подружками-медсестрами прослужила Анастасия Голубева.

Асенька

Но сидеть на одном месте девушке, конечно же, не приходилось. В любую минуту мог поступить приказ явиться в расположение части и отправиться на самолете туда, где требовалась срочная медицинская помощь. Выхаживать больных и раненых довелось во многих лазаретах и госпиталях флота. Эта часть службы запомнилась на всю жизнь.   

Анастасия Голубева, Дальнегорская центральная городская больница- Самое страшное произошло примерно в 1943-м или в 1944-м году. Точно не скажу. Разбился самолет, и к нам доставили обгоревшего летчика. Молодой паренек, до сих пор помню его имя - Женя Дубков. Две недели я находилась с ним в палате, ухаживала, кормила, поила. Он весь черный был. Потом умер, конечно. Звал меня Асенькой. Просил, чтобы ни в коем случае не писала его матери о случившемся. Говорил, что обязательно поправится. Я уже после смерти ей написала и получила ответ: «Асенька, ты вспомнишь только тогда эти трудные минуты, когда у тебя детки будут».

Рассказывая эту историю, голос Анастасии Денисовны дрожит, а на глаза наворачиваются слезы. Подобных эпизодов в биографии женщины немало.

В 1946 году в порту Находки прогремел взрыв. У причала на мысе Астафьева взлетел на воздух пароход «Дальстрой», готовившийся к отправке на Колыму с грузом взрывчатых веществ. Рвануло так , что судно оказалось буквально разорванным на части, все портовые постройки на берегу были разрушены. По уверениям очевидцев, погибло тогда несколько сот человек. О количестве раненых точной информации не сохранилось, но как воспоминает Анастасия Денисовна, было их очень много.

Анастасия Голубева, Дальнегорская центральная городская больница- Только приехала в санчасть, а мне говорят: «Быстренько собирай сумку и  - в аэропорт»! 

Прибыла в местную больницу и вижу – люди с сильнейшими ожогами лежат прямо на полу. Мы поставили два операционных стола рядом, я встала посередине и обслуживала одновременно двоих пострадавших – то в одну, то в другую сторону поворачивалась.

И безрукие были, и слепые, и глухие. За них тоже писала письма родным. Они мне диктуют, я пишу, а сама плачу. Мне так жалко их.

Семья

О том, как жили все это время ее сестры и родители, женщина и не знала. Списаться с семьей удалось лишь через три года после войны. В родной деревне на Брянщине им удалось уцелеть, несмотря на оккупацию. Получив письмо от старшей сестры с Дальнего Востока, младшая рванула босиком по снегу, чтобы сообщить маме – с Настей все в порядке. Это потом уже они встретились и обнялись, пообщались по-человечески, обсуждая перипетии судьбы. 

Анастасия Голубева, Дальнегорская центральная городская больницаДемобилизовалась женщина только в 1946-м, через год после Победы, но на этом ее медицинская практика в воинских частях не закончилась. Уже в мирное время она вышла замуж за начальника военной аптеки. Пришлось переезжать вместе с ним с места на место. Сначала в главный госпиталь ТОФ во Владивостоке, затем была «лечебка» на острове Русский, поселок Ольга… Везде медсестра Голубева была при любимом деле.

- Шесть лет на военной службе и 25 - с мужем по госпиталям. Потом его демобилизовали, и мы переехали в Тетюхе (бывшее название Дальнегорска – прим.ред.). Там устроилась на работу в больницу и отдала профессии еще более четверти века.

Анастасия Денисовна пережила сестер и мужа. Но благодарна судьбе, что есть двое детей, три внучки и правнуки. Старший сын  - в Дальнегорске, младший - в Чегдомыне, пару раз в год приезжает на малую родину, и все время проводит с мамой. Из дома ветеран Великой Отечественной войны Анастасия Денисовна Голубева давно не выходит - это испытание ей уже не под силу. Поддерживают родные и Совет ветеранов Дальнегорской ЦРБ.  А многого она и не требует – благодарна, что просто не забывают.

Провожая гостей после разговора, женщина вновь берется за рукояти ходунков и встает с дивана. Еще раз благодарит за визит. Особой военной выправки и редкого воспитания ветерану медицинской службы Голубевой не занимать.

Ранее по теме:

Герои в белых халатах

Поделиться
4300
Личный кабинет