Постковидный синдром бьет по голове
Ежегодно 22 июля отмечается Всемирный день мозга. Он был учрежден в 2014 году Всемирной федерацией неврологии. Цель даты - привлечь внимание к главному органу центральной нервной системы, популяризировать знания о функционировании ЦНС человека и напомнить об опасности заболеваний мозга. В 2022 году ВДМ проходит под лозунгом «Здоровье мозга для всех». Главный внештатный невролог Минздрава России, профессор Николай Шамалов во Всемирный день мозга рассказал о здоровье мозга и постковидном синдроме.
В наше время к наиболее распространенным нарушениям работы головного мозга можно отнести острые и хронические сосудистые заболевания, такие как инсульт, хроническая ишемия головного мозга. Весьма часто встречаются и нейродегенеративные заболевания: болезнь Паркинсона, различные виды деменций, из которых наиболее частыми являются болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция. Среди хронических заболеваний нервной системы особое место занимают такие патологии, как эпилепсия и рассеянный склероз. Есть и менее распространенные, но достаточно серьезные неврологические болезни, например, нервно-мышечные заболевания. И в каждой группе заболеваний можно выделить множество конкретных нозологий - не менее 500.
По данным Всемирной инсультной организации, ежегодно в мире фиксируется более 15 млн случаев инсультов. В России каждый год более 400 тысяч человек сталкиваются с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
В последнее время в профессиональном медицинском сообществе часто обсуждается так называемый постковидный синдром. С ним сталкиваются от 30 до 70% людей, переболевших новой коронавирусной инфекцией.
- Такое расхождение в цифрах связано с разной методологией в проведенных исследованиях, но в любом случае речь идет об очень большом количестве пациентов, - отметил Николай Шамалов. - При постковидном синдроме страдают, прежде всего, когнитивные функции, ответственные за память, внимание, речь, двигательные и познавательные навыки. Достаточно часто также возникают нарушения сна, головные боли, астения. Причем, чем старше человек, тем выше риск постковидного синдрома. И это закономерно: нередко коронавирусная инфекция просто обостряет уже существующую проблему, например, начавшееся ухудшение памяти.
Профессор подчеркивает: заметив какие-то из симптомов постковидного синдрома, следует обратиться к неврологу, врач проведет дифференциальную диагностику и назначит терапию, направленную на улучшение памяти, купирование головной боли, головокружения или устранение других проблем.
- Как сохранить здоровье мозга? Ответ на этот вопрос зависит от того, имеются ли какие-либо неврологические заболевания или нет. Если человек перенес инсульт, он должен получать терапию, направленную на предупреждение повторных инсультов и других сосудистых событий. Если есть умеренные когнитивные расстройства, то обязательно надо следить за такими показателями как артериальное давление, уровень холестерина и глюкозы, ритм сердца, - говорить главный невролог.
Общая, подходящая всем рекомендация по профилактике заболеваний, связанных с нарушением работы головного мозга, - сохранять высокий уровень умственной активности и больше двигаться.
- Гиподинамия – один из главных факторов риска и сосудистых, и когнитивных нарушений, - констатирует Николай Шамалов. - Полезно гулять и плавать, решать задачи и разгадывать кроссворды, усваивать новую информацию (например, учить стихи). Даже путешествия служат профилактике когнитивных нарушений – человек оказывается в новых условиях и вынужден решать новые задачи, что стимулирует мозговую деятельность. А чтобы защититься от постковидного синдрома, необходимо вовремя сделать прививку от COVID-19 и ревакцинироваться спустя 6 месяцев после прививки или перенесённого заболевания.
Как ранее сообщал портал VladMedicina.ru, в рамках программы «Активное долголетие» для старшего поколения в Приморском крае запустили уникальный проект. Жителей и гостей Владивостока в возрасте 55+ приглашают на «фитнес» для мозга. Для них разработана целая система уникальных упражнений, которые помогут сохранить и поддержать физическую и умственную активность, улучшить речь и координацию, развить воображение, укрепить память и интеллект.