Клеймо получит ГМО

2926
С 26 декабря в России вступили в силу изменения требований по маркировке продуктов с генетически модифицированными организмами. На продовольственных товарах появится специальный знак, сообщает VladMedicina.ru. Большинство экспертов согласно с тем, что потребители должны быть точно проинформированы о том, что в продукте содержится ГМО. А употреблять в пищу или нет – каждый решает сам. В Роскачестве рассказали, что это значит для потребителя, в каких продуктах чаще всего присутствуют генно-модифицированные организмы, и где их точно не найти.


ГМО, маркировка продуктов
 
Продукты генной инженерии
 
Сегодня, оказываясь в магазине, покупатели будто попадают в лабораторию. Только вместо пробирок - яркие упаковки, а в качестве экспериментальных образцов продукты питания. Разумеется, на полках можно найти товары без искусственных добавок и красителей. Их довольно много, но для начала неплохо было бы в принципе разбираться в отличиях вреда и пользы таких компонентов. Например, соль – это консервант, только натуральный. Его потребители не боятся. Но если представить, что в составе будет указан хлорид натрия, то, наверняка, многие задумаются, стоит ли покупать такой продукт. И тем более давать его детям. Неизвестность пугает.
 
С ГМО все обстоит сложнее. Это стало одной из причин, по которой эксперты Евразийской экономической комиссии обязали производителей наносить соответствующую наклейку на упаковку продукта, содержащего генно-модифицированный организм.
 
В прошлом году в России на наличие ГМО было исследовано более 26 тысяч образцов продукции. В 17 из них эксперты обнаружили генно-модифицированные организмы.
В упаковке со значком «ГМО» – продукт, в котором содержится организм с измененным геномом. Например, хлопья на завтрак из генно-модифицированной кукурузы. 
 
По словам руководителя испытательной лаборатории «Тест-Пущино» Максима Возняка,  ГМО характерны, прежде всего, для сельскохозяйственных культур, в которые привнесены новые признаки: например, устойчивость к гербицидам, к вредителям, либо измененный ген выполняет сочетанные функции. То есть фактически изменение генома позволяет повысить жизнеспособность и иные характеристики растений.
 
Генная инженерия обладает практически неограниченными возможностями: она позволяет «собрать» набор генов с уникальными свойствами и менять и органолептические характеристики продукта – вкус, цвет, запах и другие.

ГМО, маркировка продуктов
 
 
Где есть ГМО
 
Несмотря на то, что сегодня ученые способны изменить ДНК любого организма, на рынке пока нет исходно трансгенных продуктов животного происхождения. В случае животных все не так просто: изменил ген - получил гипоаллергенное молоко.
 
- В России можно применять только те генетически модифицированные растения, которые прошли процедуру государственной регистрации, в том числе были проверены с точки зрения безопасности, - акцентирует  заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. - Их немного. Это кукуруза, соя, рис и сахарная свекла. В Японии, например, список чуть шире: плюс пять видов культур – рапс, картофель, бобы эдамамэ, хлопок и папайя.
 
Для того чтобы потребитель сам осознанно принимал решение, покупать продукты с ГМО или нет, в нашей стране было принято решение маркировать генномодифицированные продукты, если уровень содержания генно-модифицированных компонентов выше 0,9%. 
 
Вообще на сегодняшнем этапе развития науки нет однозначного и твердого ответа на вопросы о вреде или пользе всех генно-модифицированных организмов. По мнению некоторых ученых – вероятность риска невысока. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, большинство ГМ-продуктов, которые сегодня есть на международном рынке, безопасны.
 
Поговорим через 100 лет
 
Несмотря на это последние соцопросы показывают, что три четверти россиян считают генно-модифицированные продукты крайне опасными для организма. Некоторые ученые считают, что сказывается неосведомленность, с одной стороны, и лобби производителей, которые еще не освоили технологии генной инженерии. 
 
- Производство продуктов питания примерно раз в 100 лет сталкивается с проблемой продвижения новых технологий, вызванной низкой информированностью населения о безопасности новых продуктов. Так, в 19-м веке потребители боялись консервированных продуктов, в 20-м– сублимированных продуктов. Теперь про это все забыли и потребляют эту продукцию без каких-либо опасений. Очевидно, с ГМО история повторится, и для того, чтобы потребители окончательно приняли это новшество, надо, чтобы прошло столетие, – заключает Анастасия Семенова.
 
Однако не все эксперты столь категоричны. Но большинство согласно с тем, что потребители должны быть точно проинформированы о том, что в продукте содержится ГМО. Тогда они сами смогут сделать вывод. Будет он основан на результатах научных исследований или других фактах, каждый решает сам.
 
 
Поделиться
2926
Личный кабинет