Система непрерывного дистанционного медицинского образования будет внедрена во всей России

9535
В 12 российских регионах  в этом году стартует пилотный проект Минздрава по внедрению системы дистанционного медицинского образования для врачей первичного звена. Об этом 16 октября сообщила Министр здравоохранения России Вероника Скворцова в Совете Федерации в рамках "Правительственного часа". В пилоте, рассчитанным на один год, на добровольной основе будет предложено участвовать врачам, которым необходимо продлевать сертификат специалиста в конце 2014 и начале 2015 года (в первую очередь, врачи первичного звена и организаторы здравоохранения). Это примерно 20% врачей по каждой специальности. Врачи-участники пилотного проекта смогут получить преимущество при получении сертификата и внеочередного присвоения категории.

Как сообщает пресс-служба Ассоциации медицинских обществ по качеству, цель пилота - апробировать новую модель повышения квалификации медицинских работников, сделать ее более современной, гибкой и удобной для врачей; и самое главное - отвечающей актуальным запросам практического здравоохранения. Предварительное согласие на участие в проекте выразили двенадцать регионов – среди них Москва, Кемеровская и Липецкая области, Хабаровский край, Санкт-Петербург.

Вероника Скворцова, качество медицинской помощи, минздрав, непрерывное медицинское образованиеНапомним, что Приказом Минздрава России от 18 февраля 2013 года №82 был создан Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ. Задача Совета -  решение одной из самых актуальных задач – повышения качества медпомощи и квалификации медицинских кадров. Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) Программы по годам. Сам термин «непрерывное медицинское образование»(НМО) можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни. Обучение не реже 1 раза в 5 лет, как это сегодня принято в нашей стране по программам повышения квалификации, уже не является постоянным и непрерывным.

Министр здравоохранения В.И. Скворцова неоднократно подчеркивала, что развитие здравоохранения невозможно без высококвалифицированных кадров, и что "качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников". При этом она указывала, что модернизация медицинского образования должна проходить с внедрением инновационных технологий - дистанционных, симуляционных, электронного обучения.

Проект должен стартовать до конца этого года. В нем  четыре активных равноправных участника: профессиональные врачебные общества (их 16), государственные образовательные организации (ГОО), регионы и сами врачи. Координационный совет уже разработал и одобрил Методические рекомендации по внедрению системы непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных некоммерческих организаций в отдельных субъектах Российской Федерации. Запущен в тестовом режиме портал Совета www.sovetnmo.ru. В ноябре-декабре в регионах пройдет разъяснительная работа по внедрению проекта.

Говоря о приоритетах развития НМО в России, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль подчеркивает, что им должны быть охвачены, в первую очередь, врачи первичного звена, прежде всего - участковые педиатры, участковые терапевты и другие специалисты. По его мнению, должна быть мотивация и у самих врачей к обучению, чтобы «дополнительная нагрузка не была им в тягость». Для этого часть обучения надо организовать дистанционно и в удобное для врачей время. Необходимо также, чтобы обучение для всех врачей оставалось бесплатным".

Вероника Скворцова, качество медицинской помощи, минздрав, непрерывное медицинское образованиеПоэтому ключевым моментом развития НМО станет не только возможность не только учиться прерывистыми циклами в государственных образовательных учреждениях, но и по месту проживания за счет внедрения дистанционных технологий.  Уже начата работа по разработке мультимедийных электронных образовательных модулей. Врач, обучаясь по такому модулю, сможет не только услышать лектора, но и увидеть, как происходят патологические процессы в организме, проследить ход операции, ответить на тестовые вопросы. Отработка практических навыков возможна путем освоения врачом программ симуляционного обучения, обучения в виртуальной клинике.

Активное внедрение в отрасли современных информационных технологий позволит реализовать обучение медицинских работников на новом технологическом уровне. Например, только за 2012 год в медицинские организации страны поставлено более 286 тыс. единиц компьютерной техники, количество локальных медицинских сетей выросло в 3,5 раза. Министр здравоохранения заявила, что к декабрю 2013 г. до 25% рабочих мест врачей первичного звена будут полностью компьютеризированы с выходом в Интернет.
Важная особенность проекта - установление обратной связи с региональными органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья с целью приближения содержания образовательных программ к актуальным потребностям здравоохранения соответствующего региона. Акцент должен быть сделан на снижении наиболее частых причин смертности, заболеваемости, врачебных ошибок. Причем обучение будет персонифицировано, то есть каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на год, выбирая из Программы наиболее значимые для него темы.

Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.  И прежде, чем внедрять НМО по всей стране, Координационным советом принято решение о проведении пилотного проекта в нескольких регионах, что позволит детально отработать механизмы и возможные риски повсеместной реализации НМО.«После проведения пилотного проекта «Положение об НМО» будет утверждено и подкреплено соответствующей нормативно-правовой базой», - отмечает заместитель председателя учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России профессор Андрей Свистунов.
Поделиться
9535
Личный кабинет