В стране создается масштабная служба паллиативной медицины без обезболивающих лекарств
Служба паллиативной медицинской помощи только начала создаваться в стране. К 2020 году в регионах России должны появиться 14,5 тысяч коек для пациентов, уходящих из жизни. Государство готово к софинансированию с регионами строительства или создания при существующих медицинских учреждениях отделений паллиативной терапии и хосписов. Об этом сообщил председатель правления Российской ассоциации паллиативной медицины Георгий Новиков.
Паллиативная помощь в России начиналась с первого петербургского хосписа, открывшегося в Лахте в 1990 году, и до сих воспринималась, как вид медицинской помощи для онкологических пациентов, которым медицина уже ничем не может помочь. Однако пациенты, нуждающиеся в медицинской помощи в последние дни или месяцы жизни, страдают не только онкологическими заболеваниями. Они уходят из-за СПИДа, эндокринологических, неврологических и других болезней в муках, потому что при этих заболеваниях, в отличие от онкологии, даже нельзя назначать наркотические обезболивающие средства.
Правда, прежде чем создавать новые стандарты лечения и говорить о всеобъемлющей службе, следует создать условия для обеспечения пациентов лекарствами, снимающими невыносимые боли, которых многие из них лишены даже в Петербурге, что уж говорить о других регионах:
- Многие хосписы в Северо-западном регионе работают без лицензии на оказание наркотической помощи, значит, проводить эффективно противоболевую терапию они не могут. Спрашивается, для чего они тогда вообще нужны? – удивляется главный врач Городского клинического онкологического диспансера Георгий Манихас.
Даже в хосписе, по словам главного врача хосписа №2, председателя правления Ассоциации паллиативной медицины Петербурга Зои Софиевой, большие проблемы с суточным запасом средств для обезболивания:
«Хоспис работает на миллион населения, 18 госпитализированных получают наркотические анальгетики, а мы имеем право иметь в запасе в течение суток всего 10 ампул наркотических препаратов, в соответствии с действующим приказом».
Как обещает профессор Новиков, сейчас пересматриваются нормативы применения наркотических средств для лечения болевых синдромов, правила хранения суточного запаса и назначения обезболивающих лекарств:
- Раньше срок хранения ограничивался пятью сутками, мы хотим увеличить его до 10 суток и предоставить возможность врачу выписывать наркотические препараты без контроля онколога. Отдельно прописано, что по решению врачебной комиссии наркотические анальгетики смогут назначать не онкологическим больным. До лета в виде проекта эти изменения должны будут поступить в Минюст. Однако до тех пор, пока не будет достаточного количества коек паллиативной медицины, противоболевая терапия не будет доступна.
В Петербурге на 5 млн населения должно быть 500 коек паллиативной терапии, а сейчас – около половины. Как сообщила Зоя Софиева, хоспису №2 в Колпинском районе, поселок Понтонный, обещают построить новое здание на 50 коек (сейчас в нем - 30 коек). Его строительство здания вошло в инвестиционную программу, в следующем году начнется проектирование. Сегодня сенатор Вадим Тюльпанов сообщил, что планируется строительство второй очереди детского хосписа в Петербурге. О других планах организации паллиативной помощи в городе неизвестно.
Как сообщает профессор Новиков, до вступления в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в стране паллиативная служба существовала вне закона, а потому регламентировать ее работу было сложно, в каждом регионе это делали по-своему или не делали вообще. В ближайшее время будут разработаны медико-экономические стандарты паллиативной помощи, требования к медицинским учреждениям, ее оказывающим, к профессиональной подготовке медицинского персонала. А регионы обязаны будут создать службы паллиативной помощи, включающие кабинеты в поликлиниках, дневные стационары, выездные патронажные бригады и стационарные отделения паллиативной помощи при многопрофильных больницах.
Как предупреждает Новиков, уже с 1 января прокуратура будет иметь право начать проверки исполнения законодательства в части создания службы паллиативной помощи. Впрочем, прецеденты с прокурорскими проверками уже есть. Так, по сообщению Новикова, в одной из городских больниц на Дальнем Востоке отказались принять родственника прокурора в городскую больницу для оказания паллиативной помощи, мотивируя это тем, что в стационаре нет коек для паллиативной терапии. А поскольку такое отделение в стационаре должно существовать, главному врачу больницы назначили административное наказание и обязали такое отделение создать. Несмотря на то, что ни денег на его создание не выделялось, ни коек.
Более того, когда в Уральском и Приволжском федеральных округах решался вопрос о снятии с должности главных врачей онкологических диспансеров, одной из причин их отстранения от должности стало отсутствие отделений паллиативной помощи.
В Петербурге — на родине хосписного движения в стране — учреждения для оказания паллиативной помощи онкологическим больным создавались в основном как отдельные медицинские учреждения. Однако сейчас специалисты настаивают на том, чтобы радикальное паллиативное лечение проводилось в специализированном учреждении и было его подразделением, даже если оно находится удаленно от лечебных коек. Это важно, чтобы пациент, получивший помощь в клинике, не оказался выписанным домой и забытым, а чтобы ему предложили по завершении лечения госпитализацию в отделение паллиативной терапии для соблюдения преемственности и для того, чтобы человек был объектом внимания медицины от постановки диагноза до последнего вздоха.
- Да, это большое отягощение на здравоохранение. – говорит Новиков, - но паллиативные койки стоят намного дешевле так называемых специализированных (лечебных): одна хосписная онкологическая койка в Петербурге стоит 3,5 тысячи рублей, а специализированная – 18-25 тыс руб. Важно, чтобы это было специализированное отделение, и инкурабельные пациенты не лежали на дорогостоящих койках.
Минздрав предлагает оценить медико-экономические стандарты в паллиативной медицине в 1,5 тыс руб за койко-день, но обещает, что до 2020 года финансирование одной койки вырастет до 2,5-3 тыс рублей.
Источник: doctorpiter.ru