Лекарственный коллапс в Подмосковье: ошибки управления дорого обходятся людям

1971

В начале этого года Московскую область потряс грандиозный скандал, связанный с льготным лекарственным обеспечением. Заложниками ситуации оказались тысячи тяжелобольных людей.

«Как слон в посудной лавке»

В 2007 году по заказу минздрава Московской области компанией «Софтлайн» был создан и успешно внедрен программный продукт «Единая региональная информационная система льготного лекарственного обеспечения», объединяющий все поликлиники, аптеки, муниципальные органы управления здравоохранением, региональные аптечные склады и министерство здравоохранения Московской области.

В 2012 году в регионе сменилось руководство, и новый глава областного Минздрава Дмитрий Тришкин (уже в отставке) начал ломать сложившуюся систему лекарственного обеспечения — и в плане поставок лекарственных средств, и в сфере оказываемых услуг: логистике и отпуске лекарственных препаратов.

Был проведен конкурс на оказание услуг по хранению, доставке и организации отпуска лекарственных средств. Его выиграла фармацевтическая компания «Империя-Фарм», которая долго работала в Санкт-Петербурге, но в прошлом году потеряла этот регион и решила компенсировать потери выходом на новый рынок. Одним из условий, которое выдвинула «Империя-Фарм», стало решение вопросов, связанных с информационным обеспечением. В результате, обкатанную в течение 5 лет информационную систему (собственность областного Минздрава) решили заменить на новый информационный продукт.

«Заоблачные» технологии

В последнее время в IT-среде в моде термины «облачные технологии» («тонкий клиент»), которые предполагают установку в поликлиниках и аптеках терминала без какого-либо программного обеспечения. У терминала есть непрерывная связь с неким центральным сервером и все вводимые данные в режиме on-line оказываются там.

Безусловно, в Москве или Санкт-Петербурге, где все обтянуто оптоволоконными линиями связи, такие технологии вполне уместны. Однако в таком территориально распределенном регионе, как Московская область, где есть и крупные города, и отдаленные поселки, эти новации оказались ни к месту. Технология «тонкий клиент» позволяет мгновенно передавать данные, но малейшее отключение канала связи или перезагрузка центрального сервера, приводит к параличу системы. В медико-социальной сфере это катастрофа: пациент не может получить рецепт, пока не восстановят каналы связи.

Патовая ситуация

Не удивительно, что внедрение нового программного продукта пошло не так гладко, как хотелось.

С 1 января 2013 года министр здравоохранения Московской области Дмитрий Тришкин запретил врачам вручную выписывать льготные лекарства, при этом изъял из обращения старую логистическую программу, работавшую в регионе с 2005 года, и распорядился установить во всех поликлиниках и даже аптеках новый программный продукт.

Однако из-за проблем со связью его не удалось установить во всех лечебно-профилактических учреждениях области, а где-то это сделать попросту не успели. Поэтому ряд поликлиник не смогли в автоматизированном режиме оформлять рецепты. В результате врачи были вынуждены отсылать пациентов в другие лечебно-профилактические учреждения, либо, нарушая приказ Минздрава, выписывать рецепты от руки.

Но даже там, где новая программа была установлена, процесс был очень нестабильный. Программа была ориентирована на идеальные высокоскоростные каналы связи, которые в Московской области есть далеко не везде. В среднем в новой системе оформление одного льготного рецепта занимало от 20 минут до 4 часов в зависимости от качества связи. А в демонтированной системе этот процесс занимал от 30 секунд до 1 минуты в особо сложных случаях.

Кроме того, на 1 января 2013 г. новая логистическая программа была установлена лишь в 216 аптеках из 415. В результате сложилась патовая ситуация: деньги на льготные препараты выделены, склады забиты лекарствами, которые купить нельзя.

Лекарственный кризис

С каждым днем ситуация накалялась. Люди жаловались на невозможность выписать рецепты. Типичная картина тех дней: льготная категория граждан — в массе своей пенсионеры — приходят в поликлинику к 8 утра, чтобы попасть к врачу, получить рецепт на лекарство и пойти за ним в аптеку. Но сервер в новой информационной системе включался только в 10 часов утра. И пациенты должны были еще 2 часа после посещения врача дожидаться, когда же заработает информационная система, а затем в зависимости от качества Интернета еще какое-то время ожидать оформление самого рецепта. Слабый сигнал Интернета или малейшие сбои со связью прерывали операцию, и приходилось все начинать сначала.

Таким образом, после внедрения «высокотехнологичного» программного продукта за полтора месяца нового года в Московской области было выписано всего 58 тысяч рецептов по федеральной льготе и порядка 70 тысяч — по региональной. При том, что раньше, с 2007 по 2012 год среднесуточная выписка рецептов составляла 30 тысяч. Иными словами, за полтора месяца текущего года был оформлен объем рецептов, который последние лет в нормальном штатном режиме выписывают за 4 рабочих дня.

В результате лекарственного кризиса в Подмосковье Дмитрий Тришкин был уволен с поста, и назначен новый глава областного Минздрава — Нина Суслонова, которая сразу взяла вопрос с лекарственным обеспечением под свой непосредственный контроль. Было принято понятное решение — вернуться к старому программному продукту. Чтобы понять, насколько быстро можно восстановить работоспособность прежней системы, три пилотных региона — Орехово-Зуево, Красногорск, Одинцово — перевели на проверенную логистическую программу, за несколько дней работы которой количество жалоб от населения свелось к нулю.

Российские реалии

В последнее время во многих IT-шных кругах, близких к федеральному Минздраву, развернулась дискуссия о том, что дешевле и эффективнее для субъектов: использовать отработанные программы, которые несколько лет обкатывались и модернизировались или разрабатывать новое решение для каждого региона.

С 2007 года адаптированный к российским реалиям программный продукт работал в Московской области и еще в нескольких субъектах РФ. В 2009 году после проведения соответствующих конкурсных процедур Минздравсоцразвития РФ дало указание разработать на его основе типовую информационную систему льготного лекарственного обеспечения. И на сегодняшний день этот программный продукт (с учетом региональных особенностей) успешно работает в 14 субъектах Российской Федерации.

Отработанная годами на разных территориях — в Московской и Магаданской областях, Хабаровском крае и других регионах России — система предусматривает различные варианты: для города и для села. В ней есть решения и для «тонкого клиента», если речь идет о центральных больницах и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, где есть хорошие каналы связи. Однако российские реалии таковы, что в отдаленных фельдшерско-акушерских пунктах еще много лет не будет оптоволоконной связи, но там тоже приходится выписывать рецепты.

На этот случай фирмой-разработчиком предусмотрено комплексное решение: там, где невозможно обеспечить хороший канал связи, можно работать на небольшой флэшке «Skylink». Она не столь быстрая, и, конечно же, не позволит работать в режиме «тонкого клиента», но она дает возможность с определенной периодичностью — раз в 1–2 часа синхронизировать данные. И этого вполне достаточно и для того, чтобы пациенты видели актуальные остатки лекарственных средств в аптечных организациях, и чтобы руководитель в режиме «квази-on-line» (с опозданием на час) получал информацию обо всех выписанных лекарственных средствах, отоваренных рецептах, и остатках. Если учесть, что еще 2 года назад эта информация поступала раз в месяц, это вполне нормально.

«На круги своя»

Сегодня, через полтора месяца кризиса, Московская область возвращается на проверенную, отлаженную информационную систему, что является серьезным доводом в пользу того, что типовые решения в медицине имеют право на жизнь: они экономически дешевле и несопоставимы с разработкой с нуля.

Любая новая технология, какой бы совершенной она ни была, требует минимум год, а то и больше на доработку под все специфики и нюансы, которые есть в непростой системе здравоохранения.

Однако никакая, даже самая идеальная информационная система не позволит снять проблему, если нет лекарств. В данном случае проблемы с программным обеспечением стали дополнительным фактором, обостряющим и без того нелегкую ситуацию с льготным лекарственным обеспечением.

Источник: РИА АМИ

Поделиться
1971
Личный кабинет