Российское здравоохранение не поспевает за информационными технологиями

4853
В мире нарастает бум мобильного здравоохранения (mHealth) - так называют специализированные приложения к мобильникам, смартфонам, персональным компьютерам, планшетникам, позволяющие диагностировать различные заболевания, связываться с врачами, передавать им информацию о здоровье, получать предварительный диагноз и рекомендации. Исследование The Boston Consulting Group и Telenor Group, опубликованное в начале марта, показало, что в различных странах мира уже осуществляется более 500 проектов мобильного здравоохранения. Выпущено уже более 250 тыс. медицинских приложений для мобильных телефонов и более 30 тыс. - для смартфонов.

В ближайшее время на рынке появятся десятки недорогих устройств, подключаемых к средствам связи, которые позволят в домашних условиях сделать электрокардиограмму, анализ крови и других биологических жидкостей, УЗИ внутренних органов и многие другие анализы, и все это немедленно передать врачу.

Эти технологии позволяют вести динамическое наблюдение за хроническими больными, вовремя изменять их терапию, делать новые назначения или оказывать экстренную помощь. Во многих странах через мобильные устройства люди получают любую информацию о здоровье, состоянии внешней среды, факторах риска, что повышает общую грамотность населения, формирует более здоровый образ жизни.

Подсчитано, что благодаря новым информационным технологиям можно снизить затраты на медицинское обслуживание пожилых людей на 25%, материнскую и младенческую смертность - на 30%, а на сбор медицинской информации - на 24%. Кроме того, эти технологии позволят повысить КПД врачей в сельской местности: каждый доктор сможет обслуживать вдвое больше пациентов, что при нехватке врачей, особенно в развивающихся странах, серьезно улучшит показатели здоровья населения.

Уже сейчас, говорится в отчете об исследовании, смартфон - самый популярный инструмент врачей после фонендоскопа. Но в докладе ВОЗ на эту тему, в котором проанализирована ситуация с мобильным здравоохранением во всех регионах мира, Россия даже не упоминается.

Подпрограмма «Информатизация здравоохранения», которая является частью масштабной программы модернизации системы и на которую выделено 24 млрд рублей, пока на самом деле буксует. А по ней предполагалось не только обеспечить компьютерами и современным программным обеспечением все медицинские учреждения, но и обучить медперсонал управляться с ними.

На выставках даже не раз демонстрировались специальные планшетники для врачей и медсестер, которые на Западе давно стали привычными в госпиталях. Но пока все это лишь в мечтах врачей, по старинке заваленных тоннами бумаг. Зато коммерческие медцентры, как и во многом другом, оказались более продвинутыми - в некоторых возможности мобильного здравоохранения уже используются. И речь даже не об онлайн консультациях на сайте, которые ведут и многие государственные и муниципальные учреждения. Но они, скорее, лишь дань времени и моде - ответы на любые вопросы пациентов сводятся к одному: «Вам следует обратиться к врачу». Доступны ли реально новые технологии нашей частной медицине?

- По правде говоря, не знаю, - удивился вопросу президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Александр Грот. - Почти все наши клиники используют мобильные телефоны, чтобы звонком или эсэмэской сообщить пациенту о времени приема или передать какой-то запрос. А вот про все остальное не могу сказать.

Обзвонив с десяток частных клиник, «РБГ» собрала свою информацию о том, как реагирует на инновации коммерческое здравоохранение.

- Электронная почта помогает нам вести первичный отбор пациентов, - рассказал врач-нейрохирург столичной клиники «Ортоспайн», к. м. н. Игорь Борщенко. - Для начала мы просим прислать подробное письмо с жалобами на то, где, что и как именно болит. Запрашиваем рентгеновские снимки, данные компьютерной, а при необходимости и магнитно-резонансной томографии. И нередко сразу же определяем, что нужна операция и какая именно. Или можем сказать, что пациент не наш, и ему нужно обратиться к другим специалистам. Это экономит время и средства людей - ведь к нам обращаются даже из Петропавловска-Камчатского, а билеты оттуда в Москву стоят немало.

Недавно я был в отпуске, вернулся - а мой почтовый ящик завален обращениями пациентов. Пробовали организовать и консультации по скайпу, но это сложнее, надо выделить специальное время, отвлечься от приема. А по электронной почте я могу ответить, когда мне удобнее.

- Мы проводим консультации и по электронной почте, и по скайпу, - подтвердила исполнительный директор клиники «Астери-Мед» Анна Сауляк. Но подробнее рассказать отказалась, ссылаясь на коммерческую тайну, хотя объяснение, прямо скажем, загадочное.

- Мы реализуем проект по созданию электронной регистратуры, чтобы пациент в любой момент мог войти туда со своего айфона или айпада и записаться на прием, получить данные своих анализов или любую справку, - рассказала административный директор санкт-петербургского центра «Евромедклиник» Наталья Яблонская. - Основная проблема сейчас - «подгрузка» новых данных в электронную историю болезни, но мы ее решим.

- У нас уже используется электронная история болезни, интегрированная со всеми клиническими и параклиническими подразделениями, - поделился главный врач питерской международной клиники «Медем» Алексей Живов. - Давно используем электронную запись на прием, существует у нас и форум врачей и пациентов. Строим систему телемедицинских консилиумов, в том числе и с зарубежными клиниками, а также создаем личный кабинет пациента. Потребность в дистанционном доступе к медкарте, к возможности общаться с врачом напрямую очень велика. А вот потребности в системах телемедицинского контроля за хроническими больными, которые уже используются на Западе, мы пока не видим. Если она возникнет, готовы такие услуги предоставить, считаю, что это очень перспективно.

 

Итак, пока наша официальная медицина почти не использует возможности, которые предоставляют новые информационные технологии, а коммерческая едва к ним прикоснулась. Остается надеяться, что в ближайшие годы их подтолкнут к освоению нового молодые поколения пациентов, для которых смартфон и айпад так же привычны, как для их бабушек - обычный телефон.

Источник: Evrika.ru

Поделиться
4853
Личный кабинет