Российское здравоохранение не поспевает за информационными технологиями
В ближайшее время на рынке появятся десятки недорогих устройств, подключаемых к средствам связи, которые позволят в домашних условиях сделать электрокардиограмму, анализ крови и других биологических жидкостей, УЗИ внутренних органов и многие другие анализы, и все это немедленно передать врачу.
Уже сейчас, говорится в отчете об исследовании, смартфон - самый популярный инструмент врачей после фонендоскопа. Но в докладе ВОЗ на эту тему, в котором проанализирована ситуация с мобильным здравоохранением во всех регионах мира, Россия даже не упоминается.
Подпрограмма «Информатизация здравоохранения», которая является частью масштабной программы модернизации системы и на которую выделено 24 млрд рублей, пока на самом деле буксует. А по ней предполагалось не только обеспечить компьютерами и современным программным обеспечением все медицинские учреждения, но и обучить медперсонал управляться с ними.
На выставках даже не раз демонстрировались специальные планшетники для врачей и медсестер, которые на Западе давно стали привычными в госпиталях. Но пока все это лишь в мечтах врачей, по старинке заваленных тоннами бумаг. Зато коммерческие медцентры, как и во многом другом, оказались более продвинутыми - в некоторых возможности мобильного здравоохранения уже используются. И речь даже не об онлайн консультациях на сайте, которые ведут и многие государственные и муниципальные учреждения. Но они, скорее, лишь дань времени и моде - ответы на любые вопросы пациентов сводятся к одному: «Вам следует обратиться к врачу». Доступны ли реально новые технологии нашей частной медицине?
- По правде говоря, не знаю, - удивился вопросу президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Александр Грот. - Почти все наши клиники используют мобильные телефоны, чтобы звонком или эсэмэской сообщить пациенту о времени приема или передать какой-то запрос. А вот про все остальное не могу сказать.
Обзвонив с десяток частных клиник, «РБГ» собрала свою информацию о том, как реагирует на инновации коммерческое здравоохранение.
- Электронная почта помогает нам вести первичный отбор пациентов, - рассказал врач-нейрохирург столичной клиники «Ортоспайн», к. м. н. Игорь Борщенко. - Для начала мы просим прислать подробное письмо с жалобами на то, где, что и как именно болит. Запрашиваем рентгеновские снимки, данные компьютерной, а при необходимости и магнитно-резонансной томографии. И нередко сразу же определяем, что нужна операция и какая именно. Или можем сказать, что пациент не наш, и ему нужно обратиться к другим специалистам. Это экономит время и средства людей - ведь к нам обращаются даже из Петропавловска-Камчатского, а билеты оттуда в Москву стоят немало.
Недавно я был в отпуске, вернулся - а мой почтовый ящик завален обращениями пациентов. Пробовали организовать и консультации по скайпу, но это сложнее, надо выделить специальное время, отвлечься от приема. А по электронной почте я могу ответить, когда мне удобнее.
- Мы проводим консультации и по электронной почте, и по скайпу, - подтвердила исполнительный директор клиники «Астери-Мед» Анна Сауляк. Но подробнее рассказать отказалась, ссылаясь на коммерческую тайну, хотя объяснение, прямо скажем, загадочное.
- Мы реализуем проект по созданию электронной регистратуры, чтобы пациент в любой момент мог войти туда со своего айфона или айпада и записаться на прием, получить данные своих анализов или любую справку, - рассказала административный директор санкт-петербургского центра «Евромедклиник» Наталья Яблонская. - Основная проблема сейчас - «подгрузка» новых данных в электронную историю болезни, но мы ее решим.
Итак, пока наша официальная медицина почти не использует возможности, которые предоставляют новые информационные технологии, а коммерческая едва к ним прикоснулась. Остается надеяться, что в ближайшие годы их подтолкнут к освоению нового молодые поколения пациентов, для которых смартфон и айпад так же привычны, как для их бабушек - обычный телефон.
Источник: Evrika.ru