Методы лечения глиомы разрабатывают в Приморье

Таргетная терапия является ключевым инструментом в эффективном лечении онкологических заболеваний. Приморские ученые проводят обширную работу по созданию отечественных технологий персонализированной медицины. В частности, специалисты ДВФУ и Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ННЦМБ ДВО РАН) сейчас создают новые подходы для борьбы с самой разрушительной опухолью головного мозга. Ученым удалось выявить стволовые клетки глиомы и наметить способы воздействия на них химиотерапевтическими средствами. В дальнейшем это позволит выстроить персонализированную терапию для онкобольных. Исследование опубликовано в международном научном журнале Scientific Reports (Nature-Springer), сообщает портал VladMedicina.ru.

Дальневосточный федеральный университет, Школа бимедицины, Вадим Кумейко, т, ДВФУ, наука, диагностика, диагностика рака, исследования, онкология, рак, ЗНО, глиома, рак мозга, таргетная терапия

Глиома — злокачественное новообразование, которое возникает в головном и спинном мозге. Эта опухоль развивается из глиальных клеток («вспомогательных» клеток нервной системы — астроцитов и олигодендроцитов), за что и получила свое название. Она является разрушительной и практически неизлечимой.

Как рассказали в пресс-службе Дальневосточного федерального университета, для разработки способов лечения глиом, ученые лаборатории биомедицинских клеточных технологий из опухолей пациентов медцентра ДВФУ выделили стволовые клетки и определили индивидуальный характер дифференциальной активности генов. Методами биоинформатики исследователи предсказали вероятные молекулярные мишени, которые можно атаковать химиотерапевтическими средствами и разрушить опухолевые клетки.

- С помощью продвинутой генетической технологии можно понять какие гены включены, а какие выключены. Нам удалось выделить редкие стволовые клетки глиом и классифицировать на типы. У пациентов клеточный состав опухоли фактически индивидуальный, что требует конкретных персонализированных подходов к лечению. Победить ЗНО сложно, особенно когда оно поразило мозг. Сейчас важнейшим подходом считается химиотерапия, но часто применяют такие ее типы, которые влияют на самые общие механизмы, например блокируют деление клеток или разрушают ДНК, но это не может побороть все злокачественные клетки, и при этом еще вызывает гибель здоровых, что значительно влияет выживаемость пациента. Поэтому важно сконцентрировать все силы на разработку новых подходов, нацеленные на злокачественные клетки, которые разные у разных людей, — прокомментировал руководитель научного проекта, заместитель директора Института наук о жизни и биомедицины Вадим Кумейко.

Эксперименты показали, что отдельные опухолевые стволовые клетки имеют одновременно мутации в генах IDH1 и TP53. Это увеличивает способность к миграции (опухолевой инвазии), повышает синтез коллагена — белка, по которому передвигаются клетки и нарушает метаболизм липидов. Все эти факторы можно использовать на практике для борьбы с глиомой.

- Мы раскрыли механизмы, которые позволят в будущем эффективнее подбирать лекарства. На протяжении всей нашей жизни клетки мутируют и во время этого процесса они могут терять контроль над своим размножением, что приводит к неблагоприятному исходу. Наше исследование показало, что отдельные виды глиом, в которых преобладают «ползающие» клетки с мутациями, требуют специализированных препаратов, нацеленных на их обмен веществ и двигательную активность в дополнение к традиционным средствам, разрушающим структуры хромосом. Теперь мы начинаем проводить направленный поиск новых противоопухолевых соединений на основе этих результатов, — добавил Вадим Кумейко.

Новые технологии и клеточные системы ученых ДВФУ для борьбы с глиомами апробирует одна из крупных фармацевтических компаний России «Р-Фарм». Команда разработчиков из университета и представители фарминдустрии договорились совместно испытывать новые лекарственные средства, которые смогут индивидуально воздействовать на разные виды опухолевых клеток.

Разработка нового метода диагностики опухолей головного мозга выполняется в рамках стратегического проекта «Науки о жизни» программы «Приоритет 2030» ДВФУ. Фундаментальная часть разработки поддержана грантом Российского научного фонда №20-15-00378.

Обсудить в Telegram