Без доли риска

1149

Второй год подряд 17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов. Его цель - информировать как можно больше людей о методах, позволяющих оказывать медицинскую помощь, опираясь на старейший гуманный принцип «не навреди». Все мероприятия в рамках этой даты проводятся под лозунгом «Культура безопасности пациентов – ответственность каждого!». Приморье примет активное участие в ряде профилактических мероприятий: лекциях, презентациях, вебинарах, где снова будут говорить о роли и важности взаимодействия медработника и пациента, об обмене опытом среди ЛПУ, использующих новейшие достижения в медицине. Организатор акций в крае - территориальный орган Росздравнадзора. Как рассказали корр. портала VladMedicina.ru в ведомстве, в этом году большой акцент сделан на всестороннюю безопасность в условиях пандемии COVID-19.

Наталья Двуреченская, Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко

Коронавирус ужесточил правила

Ни для кого не секрет, что оказание медицинской помощи людям нередко сопряжено с определёнными рисками. Лечение может оказаться успешным, безрезультатным, а может повлечь за собой побочные негативные последствия для здоровья пациента. Предотвращение или максимальное сокращение подобных рисков - тема для привлечения внимание широкой общественности 17 сентября.

- Росздравнадзор осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, это наша главная функция, - отмечает заместитель руководителя ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю Татьяна Нестеренко. - Понятие «безопасность пациентов» включает в себя множество направлений, это касается применения лекарственных средств и медизделий, условий для оказания медицинской помощи, клинической практики, эпидемиологической обстановки в отдельном лечебном учреждении - будь то поликлиника, стационар или частная клиника.

Другими словами, задача Росздравнадзора - подселить соломинку, вовремя заметив те или иные нарушения норм и требований безопасности. Нежелательные побочные реакции при применении препаратов, внутрибольничные инфекции, даже падения при нахождении в стационаре - все эти частные случаи касаются безопасности пациента и попадают в поле зрения специалистов.

- В условиях пандемии коронавируса - требования к безопасности ужесточились, - констатирует Татьяна Серафимовна. - Появились новые нормативные документы, регламентирующие работу ЛПУ в этих условиях, рекомендации по профилактике и предотвращению COVID-19. Учитывается все - от наличия санитайзеров на входе в ЛПУ, организации оснащения кабинетов до алгоритма действий при лабораторном подтверждении коронавируса. Сегодня акцент делается не только на безопасность пациентов, но и безопасность медицинских работников, которым приходится работать на передовой, в «красной зоне», с большой долей риска.

Несколько крупных стационаров Владивостока и Приморья в кратчайшие сроки были перепрофилированы в инфекционные госпитали для лечения больных с COVID-19. Глобальная перестройка сплотила медиков, оказавшихся в условиях войны. Специалисты Росздравнадзора принимали участие в осмотре стационаров, где лечат COVID-19. В списке учреждений – ККБ № 2, ВКБ № 4, ВКБ № 1, городские больницы Уссурийска и Находки. Контролеры отметили самоотверженный труд врачей и высокий уровень соответствия новым требованиям.

Наталья Двуреченская, Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко

- Смотрели, как оснащены палаты, отделения реанимации, имеется ли достаточное количество аппаратов ИВЛ, есть ли доступ кислорода, - пояснила зам. руководителя ведомства. – Проверяли обеспеченность средствами индивидуальной защиты, лекарственными препаратами. Недостатков- минимальное количество. Весь опыт работы инфекционистов обязательно будет учитываться в последующем.

Момент доверия

Не сходит с повестки дня и проблема взаимодействия врача и пациента. В управление Росздравнадзора по Приморскому краю ежегодно поступает около 600 обращений от жителей региона, и большинство конфликтных ситуаций легко могут решиться на уровне ЛПУ. Специалисты ведомства настоятельно рекомендуют администрации учреждений – обратить внимание на элементарные потребности каждого пациента. Часто люди жалуются: «не знаю, в какой кабинет идти», «задержали время приёма», «необоснованно нагрубили». Все эти вопросы организации медицинской помощи должны решаться на местах, а для этого рекомендовано иметь в учреждениях дежурных администраторов.

В этом году в Росздравнадзор поступали жалобы, связанные с распространением коронавирусной инфекции. К примеру, спрашивали, почему долго не приходит врач на вызов, когда будет готов тест на COVID-19, где купить медицинские маски?

- Важен момент доверия между врачом и пациентом, партнерство, - акцентирует Татьяна Нестеренко. - День безопасности пациентов призван обратить внимание на взаимную ответственность. Врач отвечает за безопасность назначенной методики лечения, повышает свою квалификацию, углубляет знания. Но и каждый гражданин должен заботиться о своем здоровье, проходить профилактические осмотры, диспансерное наблюдение, вовремя обращаться к врачу, выполнять рекомендации по лечению.

Наталья Двуреченская, Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко

Не только повод поговорить

Ещё одно новшество связано с единой системой мониторинга движения и реализации лекарственных препаратов, что обеспечивает единство контроля.

- Система МДЛП позволяет увидеть, кто произвел, кто поставил, кто купил препарат, она исключает фальсификацию, контрафактную продукцию, - обозначают специалисты Росздравнадзора. – С 1 июля этого года в системе должны быть зарегистрированы все организации, осуществляющие оборот лекарственных препаратов: крупные аптечные сети, государственные и частные медицинские учреждения, включая небольшие кабинеты. Это новое лицензионное требование, при нарушении которого предусмотрена административная ответственность.

С 17 сентября стартует ряд проектов и мероприятий, организованных Минздравом РФ и Росздравнадзором. Это Всероссийская онлайн-олимпиада, где врачам предложено посоревноваться друг с другом в компетентности по вопросам безопасности, и региональный этап всероссийского конкурса «Лидер качества здравоохранения». В центре медицинской профилактики пройдут лекции, презентации специальных проектов для медработников. Все подробности можно увидеть в новостях, на сайте ведомства.

В 2019 г. приморское управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения проводили день открытых дверей, на этот раз в связи с пандемией COVID-19 мероприятие отменяется. Специалисты ведомства будут принимать звонки. 

- Необходимо понимать, что безопасность пациентов, медицинских работников - ежедневная норма жизни, а не только повод поговорить об этом раз в году, - подчеркивает руководитель территориального органа Роспотребнадзора по Приморскому краю Наталья Двуреченская. - Обеспечение максимального уровня безопасность здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации. Каждый человек, каждая команда профессионалов и каждая медицинская организация своими правильными и осознанными действиями способны положительно повлиять на благое дело – обеспечение и усовершенствование безопасности пациентов.



Поделиться
1149
Личный кабинет