Доступность медицинской помощи визуализируют
В сентябре прошлого года Минздрав РФ обязал субъекты предоставить информацию в разрезе муниципальных образований по целому ряду показателей – количеству проживающего населения, расположению и оснащению лечебных учреждений, и пр. На основании этих сведений создается геоинформационная система, представляющая собой интерактивную карту, которая отображает доступность и охват медицинской помощью населения того или иного субъекта. На данной карте еще много «белых пятен» - зон, не охваченных доступной помощью. И сегодня Приморский край как субъект федерации должен приложить все усилия, чтобы каждый житель даже самого удаленного уголка мог рассчитывать на получение качественной и доступной медицинской услуги. Доклад по данной теме представила на ежемесячном совещании главных врачей приморских ЛПУ руководитель ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.
- Геоинформационная система позволяет оценивать доступность медицинской помощи не только с точки зрения ресурсного обеспечения, но и с позиций территориальной близости к жителям лечебных учреждений и их структурных подразделений, - подчеркнула руководитель ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Викторовна. – Прежде всего, я хочу напомнить о критериях, которые определяют доступность медицинской помощи. Так, сроки оказания первичной медико-санитарной помощи не должны превышать двух часов с момента обращения пациента, специализированной помощи – 30 календарных дней. Сроки ожидания терапевта, педиатра или врача общей практики не могут превышать 24 часов с момента обращения, консультации специалиста – 14 дней. Проведение диагностических лабораторных исследований – также двух недель, и не более 30 дней должно пройти с момента с момента назначения МРТ, КТ или обследования при помощи ангиографических комплексов.
Кроме того, постановлением Правительства РФ определен срок времени доезда до пациентов бригад скорой медицинской помощи, который не должен превышать 20 минут. При этом субъект вправе обоснованно корректировать установленный срок с учетом географических и климатических особенностей региона, проблем транспортной доступности.
Мария Викторовна обратила внимание, что новый приказ Минздрава внес изменения в положение об оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Так, документ впервые ввел критерий шаговой доступности данной помощи для пациента (более и менее 6 км) с градацией населенных пунктов по численности населения и видам помощи.
- В труднодоступных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек существует такая форма организации медицинской помощи как домовые хозяйства, - акцентировала руководитель ПК МИАЦ. – Они должны быть обеспечены укладками для оказания первой помощи, средствами связи с региональным центром медицины катастроф, интернетом. Еще один приказ Минздрава, который вступил в силу 15 апреля этого года, установил критерий транспортной доступности для организаций, оказывающих экстренную (не более 60 минут) и неотложную (не более двух часов) помощь.
При этом место расположения и территория обслуживания станций СМП устанавливается с учетом численности и плотности населения. Но время доезда «скорой» не может превышать 20 минут. А поликлиники оказывающую первичную помощь в населенных пунктах с численностью жителей более 20-ти человек размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей одного часа. Все вышеперечисленные критерии были заложены в систему геоинформационного портала с целью анализа доступности медицинской помощи. Работа по его наполнению ведется с сентября 2015 года.
- На карте с использованием подложки Яndex отображаются медицинские организации и их структурные подразделения, - пояснила Мария Волкова. – В настоящее время в систему внесено более 68 ЛПУ России со всеми СП, расположенных в 161 тыс. 136 населенных пунктов. Из них 656 находятся на территории Приморского края. В течение октября 2015 года специалисты ПК МИАЦ внесли в систему эти населенные пункты с учетом их географических координат, кадастровых номеров и количества проживающих жителей. С разбивкой по возрастам на взрослое и детское население.
Также внесены данные о медучреждениях и их структурных подразделениях, включая регистрационный номер, адрес нахождения, географические координаты, тип ЛПУ в соответствии с номенклатурой. Для стационаров указано количество койко-мест, для поликлиник – мощность и число прикрепленного населения. Вся информация была проверена специалистами Росздравнадзора, ФФОМС и согласована с субъектом РФ.
По словам Марии Викторовны, система была впервые использована в апреле-мае этого года, когда все регионы России, включая Приморский край, провели анализ доступности медицинской помощи, согласовали с губернаторами и утвердили соответствующие дорожные карты. В настоящее время они направлены в Минздрав РФ.
Далее присутствующие на совещании главные врачи были ознакомлены с основными принципами работы геоинформационной системы.
- На слайде вы видите интерактивную карту с расположенными на ней лечебными учреждениями и их структурными подразделениями, - представила проект Мария Волкова. – Слева находится вкладка, отображающая информацию о населенных пунктах субъекта. Здесь же можно увидеть районы, где первичная или скорая медицинская помощь является недоступной с учетом озвученных мной критериев. Расположенное меню справа содержит сведения об ЛПУ, которое позволяет сделать выборку по региону, профилю коек, типу, видам оказываемой помощи. В качестве примера можно привести анализ доступности оказания медпомощи в Красноармейском районе Приморья. Так, желтым выделены учреждения, находящиеся в пределах транспортной доступности, зеленым – в пределах шаговой доступности (менее 6 км), и серым обозначены ЛПУ, находящиеся за пределами транспортной доступности.
Завершая выступление, Мария Викторовна отметила, что, по мнению представителя Минздрава, данный портал имеет как ряд несомненных достоинств, так и некоторые недостатки.
- Очевидным достоинством геоинформационной системы является визуализация доступности/недоступности оказания медицинской помощи, и портал является реальным инструментом для анализа критериев доступности. Причем возможности и плюсы портала уже успели оценить все субъекты РФ. Однако можно говорить и о недостатках системы. Это особенности самой технологической платформы, когда информация Яndex-карт не соответствует реальному положению дел. Здесь необходимо дополнительное взаимодействие разработчиков с субъектами. Есть проблемы с определением точных координат ЛПУ, которое на портале оказывается за пределами родного региона. Также с учетом масштабности системы запаздывают сроки обновления информации. Над всеми этими проблемами активно работает департамент информатизации Минздрава.
Кроме того, есть такое понятие как идеализация объекта – мы видим на карте 100-процентное покрытие, и возникает иллюзия, что медицинская помощь оказывается здесь быстро и качественно. Однако мы понимаем, что видим неполную или искаженную информацию. Был приведен пример Амурской области, где расположены 318 ФАПов, но большинство из них находится в аварийном состоянии. Мы тоже столкнулись с подобной проблемой – нам были предоставлены лицензии на осуществление медицинской деятельности в тех местах, где по факту ее нет.
В ближайшее время нам предстоит большая совместная работа по уточнению и выверке всех данных, чтобы внести в портал наиболее полную, точную и достоверную информацию. А в перспективе Минздрав видит интеграцию системы с паспортами медицинских организаций, что позволит видеть все ресурсные возможности и кадровый потенциал того иного ЛПУ. В дальнейшем будет прорабатываться более детальная визуализация – с размещением фотографий объекта, включая панорамные в 3D-формате, и визуализацией движения санитарного автотранспорта в режиме on-line.