Дополнительное образование медработников пройдет под надзором коллег
5264
Обеспечение высокого качества медпомощи путем предоставления всем клиницистам возможности для обучения, поддержания и повышения своих профессиональных компетенций – таковы принципы новой стратегии повышения уровня кадров, озвученные Минздравом РФ, а также профессиональными сообществами медработников России.
Данные тренды в рамках координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения ДВФО, проходящего в ТГМУ, озвучил Залим Балкизов, заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству.
По его словам, в первую очередь, это необходимо, чтобы выполнить цель, поставленную перед здравоохранением, в том числе в указе президента - достижение ожидаемой продолжительности жизни – 74 года в 2018 году. В такие короткие сроки она может быть достигнута, в том числе благодаря повышению квалификации специалистов.
Другие и не менее важные показатели, которые рассматривают профессиональные сообщества – удовлетворенность населения медпомощью. Сейчас по официальным опросам населения она составляет всего 30%. За счет системы непрерывного медицинского образования и модификации системы ДПО необходимо довести этот показатель до 90%.
Залим Замирович пояснил собравшимся, что концепция непрерывного медицинского образования, была разработана профессиональными обществами и сейчас обсуждается в координационном совете. Сейчас в рамках этого совета также активно идет разработка нормативной базы ее по реализации.
Первый принцип новой концепции – сохранение и развитие отечественного опыта. Сложившуюся систему предлагается дополнить таким образом, чтобы исключить ту дискретность образования, которая есть сейчас, не говоря сейчас о качестве курсов дополнительного профессионального образования. Сейчас они проводятся раз в пять лет. Теперь предлагается, чтобы специалист проходил постоянные различные мероприятия в рамках повышения квалификации и набирал ежегодные 50 часов образовательной активности.
Другой принцип проекта – перенимать международный опыт, который позволит исключить ряд ошибок. В этом направлении активно ведется работа с европейским союзом медицинских специалистов, с ассоциацией при медицинском образовании в Европе и с организациями, которые курируют этот процесс в странах Северной Америки.
Третий принцип - партнерство государства и профессиональных организаций. Это необходимо, потому что ни профессиональные организации, ни государство отдельно не могут одновременно мотивировать врачей, учитывать интересы сообщества и заставлять специалистов участвовать в системах повышения квалификации. Кстати, в этом направлении уже сделаны первые шаги – создан координационный совет по развитию непрерывного медицинского фармацевтического образования в Минздраве.
Следующий принцип – комплексное обучение медицинских работников. Сегодня квалификация врача складывается не только из профессиональных знаний и умений, это еще и этические требования, которые достаточно активно сейчас обсуждаются. Это и коммуникативные навыки, и определенные знания в области управления здравоохранением и экономики отрасли.
Планируется применение технологий дистанционного обучения на рабочем месте – в учет всей образовательной активности. С обязательной разработкой определенных требований и критериев – это и наставничество, и участие в различных конференциях, мероприятиях. Необходимо стремиться к тому, чтобы все эти программы обучения соответствовали клинической деятельности специалиста и не были оторваны от жизни. В данном параметре учитываются персонифицированность, непрерывность и контроль.
«Мы разрабатываем систему, в рамках которой каждый врач может составить свой индивидуальный план. И мы уже опробировали ее – в течение нескольких лет шел пилотный проект на территории Самарской области»,- сообщил Залим Балкизов.
Следующий этап – применение инновационных образовательных технологий. Для дистанционного образования необходимы специальные материалы, определенная инфраструктура.
«Например, в каких-то регионах (в Иркутской области) – у врачей, которые находятся на труднодоступных территориях, есть возможность через школы, которые были оснащены в рамках программы «Образование» доступом в интернет, получать его. Врач может вести свое портфолио, в котором накапливается вся его образовательная активность»,- рассказал заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству.
По его словам, другая активность, которая ожидается от профессиональных обществ – разработка образовательных комплексов. Это различные журналы по отдельным специальностям, электронные модули, контрольно-измерительные материалы.
Еще один параметр - симуляционное обучение. Сейчас есть симуляторы, которые позволяют безопасно для пациента отработать большое количество практических умений. Все это в комплексе позволит предоставить доступ к источникам информации врачу. Он сможет принимать клинические решения на рабочем месте, а обучение на симуляторах позволяет отработать помимо практики еще и умение работать в команде.
Следующий принцип, который необходим при таком широком участии различных организаций в образовательной деятельности – это единые требования. Сейчас они разрабатываются в виде проектов в рамках координационного совета.
Еще один важный пункт - независимость. Необходимо создать кодекс этики и в требованиях большое внимание уделяется именно этой стороне – прозрачность финансирования и отсутствие рекламы фармацевтических средств и медицинских изделий в образовательных программах.
Мотивация работников. Помимо такого кнута, как учет образовательной активности при аккредитации специалиста, есть и пряник – учет оперативности при аттестации и при оплате труда, что возможно будет учтено при разработке проекта контракта для специалиста здравоохранения.
«И, конечно, мы исходим из того, что для специалистов обучение должно быть бесплатным. Это может быть либо отдельная статья в различных бюджетах, либо средства в фондах медицинского страхования. И, конечно, это средства медицинских фармацевтических производителей, но с учетом тех этических требований, которые предъявляются к образовательной программе»,- заметил Залим Балкизов.
Он добавил, что в сентябре стартует ряд пилотных проектов в трех регионах по реализации новой концепции допобразования – Липецкая область, Республика Татарстан и Москва. Возможно, эта география будет существенно расширена. Правда, тут есть определенные требования к профессиональным обществам по специальностям для того, чтобы принять их в проект и осуществить реальную работу.
Ранее по теме:
Целевиков будут учить по-новому с первого сентября
Новости медицины Приморья
Ранее по теме:
Целевиков будут учить по-новому с первого сентября
Новости медицины Приморья