Целевиков будут учить по-новому с первого сентября
6437
Введение нового закона об образовании в РФ, а также различных приказов существенно изменит систему образования будущих медработников, в том числе и обучающихся по целевому набору.
В рамках первого рабочего дня координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения ДВФО, проходящего в ТГМУ, замдиректора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семенова рассказала руководителям региональной медицины, как будет жить отрасль уже с первого сентября 2013 года.
В первую очередь чиновник отметила, что сейчас министерство разрабатывает комплекс мер для развития медобразования. Он предусматривает три больших блока – совершенствование планирования кадровых ресурсов, системы подготовки специалистов, формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников.
«Государственное задание на подготовку специалистов определяется субъектами на основе мониторинга кадрового состава системы здравоохранения. Мы надеемся, что тот, кто не начал работать в законодательно введенном федеральном регистре медработников, будет это делать»,- подчеркнула Татьяна Владимировна.
Сейчас подготовка медицинских кадров ведется 46 вузах системы Минздрава РФ и 24 медицинских факультетах классических университетов. Порядка 10 высших учебных учреждений с большим количеством филиалов сегодня также претендуют на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета.
Чиновник посетовала, что у медицинского образования сложился догоняющий характер по отношению к потребностям системы здравоохранения и государственной модернизации, постоянно меняется законодательная база и при этом отсутствуют завершенные системообразующие подходы к ней, не сформированы базовые принципы, определяющие мотивацию к повышению квалификации в профподготовке медицинских кадров, отсутствует унифицированная модель оценки качества плюс дефицит преподавателей.
Татьяна Семенова добавила, что кадровая проблема сегодня заключается не только в количестве подготовленных специалистов, но и в их эффективности. Сведения дальневосточных регионов, опубликованные в дорожных картах, и данные из официальных источников говорят об эффективности целевой подготовки не более чем на 60%. А к 2018 году она должна достигнуть 100%.
Одним из важных изменений в работе высших учебных учреждений чиновник назвала разработку федеральных государственных требований к вузам. В сентябре 2012 года были приняты документы об утверждении формы и документов государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Это форма разработана вместе с представителями Гознака, она позволяет присваивать регистровые номера, которые сразу погружаются в федеральный регистр для последующего статистического учета. Впервые введена норма – одновременно с итогами государственной аттестации и выдачей диплома вуз может вручить сертификат специалиста по основной базовой специальности. Дополнительное профессиональное образование остается только для узких специалистов.
Отметим, что с первого января 2016 года к профессиональной деятельности будут допущены лица, имеющие аккредитацию, кроме тех, у кого еще будет действовать сертификат.
Новый закон об образовании с 1 сентября 2013 года меняет форму послевузовского персонального образования. Ординатура становится ступенью высшего профессионального образования, интернатура остается в соответствие с отраслевым законом до 2016 года. Таким образом, остается специалитет по медицинским специальностям, который перейдет в бакалавриат длительностью в шесть лет. В законе прописан модульный принцип после второй ступени, а ординатура планируется от двух до пяти лет в зависимости от специальности. Также появляются программы подготовки научно-педагогических кадров, остается аспирантура как ступень высшего профобразования. Изменился и подход к дополнительному профессиональному образованию – теперь есть программы повышения квалификации и переподготовки.
В рамках того же закона определена сетевая форма реализации образовательных программ. Она дает возможность использовать в качестве ресурса несколько различных организаций как образовательных, так научных, медицинских, в том числе и иностранных. Это позволит в принципе улучшить качество подготовки специалистов.
Татьяна Семенова также разъяснила собравшимся ректорам, министрам и директорам департаментов здравоохранения ДВФО, как работать с типовой формой договора с целевиками. По ее словам, документ необходимо адаптировать под конкретный регион и вуз.
«Запомните, договор о целевой подготовке имеет место быть, если есть меры социальной поддержки обучающегося. Если вуз не выполнит своих обязательств хотя бы за один месяц, договор считается расторгнутым, а все вложенные в студента деньги возврату не подлежат. Министрам же на заметку – необходимо найти средства для поддержки, а если они не заложены, то перераспределить их с будущих подъемных»,- отметила она.
Еще одним обязательным пунктом чиновник назвала предоставление целевикам обязательной лечебной практики, а также развитие межвузовской мобильной активности.
«Студентов-дальневосточников можно посылать на цикл и семестр в Москву или в Казань. Имея один закрепленный вуз, при том, что мы еще выравниваем образовательные программы и требования к ним, дети не пострадают. Поэтому мы готовы увеличивать цифры приема в разумных пределах»,- заметила Татьяна Владимировна.
По ее словам, государству нет особой разницы, куда пойдет работать будущий выпускник-целевик.
«Без сомнения надо учитывать и частную медицину. Какая разница, у кого будет лечиться гражданин РФ, кто выучит этого врача, и где он будет работать. Самое главное, чтобы люди не уходили из профессии или не уезжали из региона. Целевой набор – реальная возможность закрепить человека на территории»,- заключила представитель Минздрава.
Ранее по теме:
Студентам медвузов добавят учебной и производственной практики
Новости медицины Приморья