Однажды в русской провинции
10387
В 1934 году в своем врачебном кабинете в Москве под методичный хруст переворачиваемых сотрудниками НКВД бумаг немолодой доктор, в последний раз перелистывая дневник, тихо ностальгирует по ушедшему прошлому. Следующий титр – 1917 год, выпускник императорского Московского университета медицины и стоматологии едет в больницу в тихой деревушке Мурьево, чтобы доказать неслучайность своего красного диплома, в котором оказалось 15 «пятерок». Это один и тот же человек - Владимир Бомгард, которому, по мнению создателей английского мини-сериала, предстоит постигнуть счастье и его потерять.
Британский спутниковый телеканал Sky Arts, специализирующийся на экранизациях мировой классики, выбрал достаточно любопытную фактуру – цикл рассказов о докторской молодости знаменитого российского писателя-мистика Михаила Булгакова «Записки юного врача». Интересно, но самые реалистичные булгаковские строки чудесным образом приобрели фантастические нотки, поскольку молодой Бомгард получил возможность общаться со своей более старшей версией, появляющейся в самые сложные моменты их общей жизни.
Профессиональная составляющая рассказов (основной упор сделан на трех из них – «Крещение поворотом», «Стальное горло» и «Вьюга») также мягко отодвинута в сторону – детально описанные Булгаковым операции и быт сельской глубинки в телефильме заменены быстро сменяющимся ассорти мелко нарезанных эпизодов врачебной практики под несмолкаемую «Калинку». Молодой Бомгард постоянно верещит, паникует и пытается освоить азы полевой работы, его коллеги между делом нахваливают предшественника Владимира Леопольда Леопольдовича, а неграмотные крестьяне всячески мешают исполнять долг. Ну и, конечно, в кадре неприлично много снега, все ближайшие деревни находятся более чем за сотни верст, а магазин в соседнем селе открывается только в августе. Классика зарубежных представлений о России.
Исходя из такого синопсиса, можно вместо «Записок юного врача» пересмотреть одноименный фильм Михаила Якжена или балабановский «Морфий» по сценарию Бодрова-младшего, который при всей своей вольности достаточно точно отражал дух одного из главных рассказов цикла. Но если Алексей Балабанов был намеренно серьезен в описании страданий доктора Полякова, разрушающегося вместе со своей страной, то режиссер британского телефильма Алекс Хардкэсл пытается шутить и временами ему это действительно хорошо удается (см. сцены операций или тщетные попытки Бомгарда наладить свою сексуальную жизнь в сельской больнице). То, что англичане не видят в тексте Булгакова трагического отражения иногда довольно ужасающей реальности исчезающей страны, не их вина. Британцы, которые способны иронично поглядывать даже на собственное прошлое (те же «Монти Пайтоны»), не особо церемонятся и с революционной Россией. Для них практически всегда собранный Бомгард в чистом виде чересчур крепок, как неразбавленный скотч.
Неграмотные крестьяне, пачками мрущие на селе порой из-за собственных предрассудков – хороший комедийный посыл для сюжета. Их попытки препятствовать лечению только еще больше ставят в глупое положение лечащего врача, который на глазах зрителя становится сначала циником, потом наркоманом. Бомгард ругается, мучается экзистенциальными вопросами о докторском призвании, отчаянно мечется в заснеженном Мурьево, но лишь для того, чтобы в следующей сцене к нему пришел очередной пациент и закатил очередной гэг. В этом четырехсерийном противостоянии можно запросто увидеть отражение отношений интеллигенции, желающей спасти народ и простых людей, этой помощи не принимающих. Врачебный юмор и вправду довольно специфичен и, кажется, хорошо подходит для описания отношений двух миров – «У вас сифилис! Может, пропишите капельки? А может, вы сразу выкопаете три могилы для себя и своих детей?». Врачи и пациенты иногда довольно наглядно иллюстрируют высказывание Киплинга про Запад и Восток, которым вряд ли суждено сойтись.
Впрочем, если всмотреться сквозь фантастические выверты и черный английский юмор, в «Записках юного врача» иногда очень четко звучит пророческая булгаковская интонация, удивительно созвучная с нынешними реалиями. Широко распиаренная Минздравом программа «Земский доктор», показала широкой общественности крайне низкий престиж врачебной профессии, иногда даже слабую подготовку кадров, а заявленная модернизация здравоохранения сигнальной ракетой высветила в сознании пациентов чиновничью заскорузлость и потворство развалу отрасли. Реальность, описанная Булгаковым в начале века двадцатого, в сельской местности кое-где осталась неизменной в начале века двадцать первого. В этом аспекте британцы Булгакова не решаются передергивать.
В сухом остатке, за вычетом некоторых деталей, можно похвалить англичан за экранизацию. В отличие от эпического Льва Толстого, ранний камерный Булгаков, помноженный на специфичность профессии, им гораздо ближе. Ну а кто все же решится вступить в виртуальный спор с создателями ленты об истинном посыле «Записок», тот может повторно пересмотреть финал телефильма. Его вполне можно трактовать, как концовку «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Вьется опиумный дым, старец станет молодым…
Смотреть "Записки юного врача" онлайн
Ранее по теме:
Стальное горло
Клятва Гиппократа... и кино
Рассказы о врачебной молодости Булгакова превратились в британский телефильм