Телемедицина – уже не новый шаг в развитии здравоохранения, а необходимость.

111

Что сейчас происходит на  рынке телемедицинских услуг в России, какой должна быть платформа для телемедицины и о возможных сценариях использования телемедицины расскажем в этой статье.

Несмотря на то, что телемедицина давно стало обыденным явлением в жизни и врачей, и пациентов, до сих пор есть заблуждения о том, что это такое. Одно из распространенных утверждений: телемедицина - это видеочат между пациентом и врачом. Важно понимать, что это не так. Мы не можем использовать для телемедицины чаты в Skype, Zoom, WhatsApp и подобные публичные сервисы для оказания телемедицинских услуг.

Телемедицина - это комплекс технологий для защищённого обмена медицинской информацией.

Это значит, что пациент может записаться на приём онлайн через личный кабинет или приложение, выбрав свободного специалиста в желаемую дату и время. Врач увидит, кто записался к нему на приём и заранее будет иметь доступ к карточке пациента. Во время приема врач зафиксирует жалобы пациента и свои рекомендации в истории болезни, сформирует направления на анализы или к другим специалистам и направит эти документы, подтвержденные электронно-цифровой подписью, пациенту электронно. Пациент сможет онлайн оплатить дистанционный приём, или если он имеет доступ к услуге в рамках страховки, информация об этом уже поступит на телемедицинскую платформу. Данные о приеме будут храниться в защищенном электронном архиве.

Реализация подобного сценария может называться телемедициной. Видео или другой вид чата между врачом и пациентом - это лишь малая часть предоставления телемедицинских услуг. Сценариев использования телемедицинских технологий несколько, о них расскажем ниже.

Рынок телемедицинских услуг в России сегодня.

Сегодня рынок телемедицины в России можно назвать рынком активной конкуренции.

Пока он не стабилизирован - каждый, кто как-то причастен к разработке технологичных решений в медицине, пытается предложить что-то своё. “Активно о телемедицины заговорили ещё в 2016 году. Тогда было очень много желающих заработать быстрые день. Казалось, вот как начну консультировать онлайн, сразу много денег заработаю”, - рассказывает Денис Швецов, генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом», телеканалу ПРО БИЗНЕС.

В 2018 году выход закона о телемедицины немного упорядочил рынок, ушли те игроки, которые по закону не могли дальше предоставлять телемедицинские услуги. Но и сегодня почти каждая страховая компания делает свою телемедицинскую платформу. На рынке есть огромное количество агрегаторов, которые предлагают приводить клиентов на телемедицинские консультации через свои платформы.

Представьте клинику, в которой врач обслуживает пациентов десятка страховых компаний, а иногда и более. Плюс специалист принимает пациентов, которые записались на приём через агрегаторов телемедицинских услуг. И у каждой страховой компании и агрегатора своя телемедицинская платформа. Может дойти до такого, что врачу нужно работать с 15-20 телемедицинскими платформами. Это тоже самое, что иметь 15-20 чатов на телефоне и все в разных мессенджерах - в WhatsApp, Viber и Telegram и тд. А если это множество медицинских платформ не интегрировано с медицинской информационной системой клиники, то нужно после каждой консультации в ручную переносить протокол истории болезни, механически контролировать оплату, проверять полис. И весь этот снежный ком может упасть на плечи врача.

Какой должна быть платформа для телемедицины.

Чтобы телемедицинская система действительно помогала, а не приносила головную боль врачу, важна интеграция телемедицинской платформы с МИС клиники.

Преимущества интеграции телемедицинской платформы с МИС на примере Инфоклиника.RU:

● Пациент записывается непосредственно в сетку расписания клиники, где можно резервировать интервалы под телемедицинский прием.

● При записи на приём в МИС: формируется счёт на предоплату; пациент получает SMS уведомление, ссылку на телемедицинский портал, временный логин и пароль, если пациент впервые пришёл на платформу.

● Врач может направить пациента в медицинское учреждение, подключенное к сервису Инфоклиника.RU по месту проживания/нахождения пациента. Так как зачастую пациенты звонят со всей страны. Важно, что после проведения диагностики выписанные протоколы медицинской карты пациента в одной клиники поступят в МИС, интегрированную с телемедицинской платформой. Это происходит благодаря экосистеме МИС Инфоклиника.

Телемедицина встроена в мобильное приложение и/или в личный кабинет клиники.

● После консультаций пациент получает доступ к протоколу электронной-медицинской карте, созданному в МИС.

● Информация об оплате поступает автоматически на «Лицевой счет пациента». Предусмотрена возможность погашения долгов.

● Автоматический контроль доступности медицинских услуг по страховой программе.

Также важно учитывать следующие технические характеристики телемедицинской платформы, которые удовлетворяют требования государства (на примере Инфоклиника.RU):

● Сервер телеконференций установлен на облачной платформе в аттестованном ЦОД по уровню защищенности 2.

● Доступ к персональным данным в медицинской информационной системе осуществляется с использованием аттестованного ГОСТ VPN.

● Возможность аутентификации через Единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА) в соответствии с «Законом о телемедицине».

О возможных сценариях использования телемедицины.

Интеграция телемедицинских платформ с МИС клиники, даёт возможность полноценно реализовать всевозможные сценария использования телемедицинских технологий. Можно выделить два основных сценария: врач-врач и врач-пациент.

Врач-врач.

- Врачебные консилиумы. Врачи могут собирать консилиумы, находясь в разных городах. На практике это применимо, например, в ситуации, когда пациента переводят из одного медицинского учреждения в другое. Врачи, в учреждение которых переводят больного, должны рассмотреть его документацию. Раньше для этого приходилось приезжать на место, теперь, в рамках телемедицины, все можно оформить дистанционно.

- Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР). Искусственный интеллект может помочь, например, обнаружить несоответствия стандартам и рекомендациям в медицинских документах пациента.

- Удаленный доступ к оборудованию. Врач может удаленно диагностировать пациента. Например, изображение, полученное с помощью методов лучевой диагностики, может быть отправлено в диагностический центр для интерпретации и консультации.

- Телеобучение. Специалисты могут обмениваться опытом, проводить лекций, видеосеминары, конференции, включения из операционных.

Врач-пациент.

- Первичная телемедицинская консультация. Врач онлайн может определить предварительные рекомендации по обследованию, профилактические мероприятия, направить сдать анализы. А также назначить очный прием для постановки диагноза.

- Дистанционный контроль состояния здоровья. Например, при простом переломе (без смещения) на первичном осмотре врач сделает рентгенограмму и проведет иммобилизацию травмированного участка (наложит гипс). Далее в медицинской практике врач наблюдает за пациентом, снимает гипс и назначает курс реабилитации. Но во время иммобилизации у пациента может возникнуть дискомфорт, болевые ощущения, в этом случае пациент может связываться с врачом с помощью телемедицинских технологий.

- Коррекция терапии, ранее назначенной врачом. Если ранее диагноз уже был установлен и в ходе лечения требуется коррекция плана лечения, врач может обновить рекомендации дистанционно.

Все сценарии использования системы телемедицины в первую очередь делают получение медицинских услуг и обмен медицинской информацией более быстрой и удобной. Кроме этого телемедицина - это экономически выгодная технология, как минимум потому что спрос на телемедицинские услуги постоянно растёт.

По данным исследований ВЦИОМ на 2020 год, более 60% россиян знают о телемедицине, 25% граждан РФ готовы обратиться к врачу удаленно.

Клиники, страховые компании или медицинские порталы, которые не хотят терять своих потенциальных клиентов и деньги, предоставляют возможность удаленно проконсультироваться с врачом на сайте или в мобильных приложениях.

Толчок к интенсивному использованию платформ телемедицины дала пандемия COVID-19. Буквально за первую неделю с объявления пандемии спрос на телемедицинские консультации в клиниках и медицинских центрах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, увеличился в 3-4 раза. Например, страховая компания «РЕСО-Гарантия» продала в 10 раз больше полисов телемедицины в апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 на фоне всеобщей самоизоляции. Поэтому клиники, где были установлены платформы для телемедицины на момент начала пандемии, оказались в выигрышном положении.

В настоящий момент спрос на телемедицину немного упал по сравнению с первой и второй волной COVID-19. Однако положительный опыт получения медицинской помощи онлайн и сейчас способствует высокому спросу на телемедицинские услуги. Если ранее чаще всего обращались к специалистам общей практики. То сейчас растет спрос на консультации узких специалистов.

По данным страховой компании «Согласие» на 2020 год, процентное соотношение обращений к узкоспециализированным врачам выглядит так: акушеры-гинекологи (16,8%), неврологи (13,6%), гастроэнтерологи (12,3%), дерматологи (12,2%), оториноларингологи (10%).

Во многих случаях установка и использование платформы телемедицины не требует значительных финансовых вложений. Например, Инфоклиника.RU интегрируется в уже готовую систему. Подключить программное обеспечение для телемедицины к клинике, какие сценарии можно реализовать и что для этого нужно можно узнать у представителей компании Смарт Дельта Системс .


Поделиться
Обсудить в Telegram
111
Личный кабинет