Кому нужна организация контроля качества лекарственных средств?
Кому нужна организация контроля качества лекарственных средств?
Лекарственные средства, которые выпускаются в обращение на территории РФ, подлежат обязательному контролю качества в виде оформления Регистрационного Удостоверения. Эта мера предусмотрена для того, чтобы потребитель мог использовать для лечения и профилактики только качественные, безопасные и эффективные препараты. Это в свою очередь, исключает риск причинения ущерба жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Также порядок изготовления фармацевтической продукции и обеспечения качества урегулирован положениями ГОСТ Р 52249-2009 (GMP). Соблюдая требования этого стандарта, предприниматель сможет выпускать высококачественные лекарства, оптимизировать затраты и повысить производительность.
Кому необходимо осуществлять контроль качества лекарств?
Правила GMP в своей деятельности должны соблюдать производители лекарственных препаратов для человека и животных, которые заинтересованы в изготовлении качественных товаров и их продвижении на рынке, а также снижении издержек производства. Кроме того, нормы стандарта актуальны для компаний, которые выпускают:
- БАДы (биологически активные добавки);
- продукты питания;
- изделия, применяемые в диагностических целях;
- корма, кормовые добавки для животных и иные товары.
Также предприниматель, который желает внедрить на производстве систему менеджмента качества (СМК) на основании ГОСТ Р 52249-2009, сможет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сэкономить денежные средства.
Какие преимущества дает соблюдение требований ГОСТ Р 52249-2009?
Если на предприятии, осуществляющем выпуск лекарственных средств, функционирует СМК, то это свидетельствует о:
- снижении производственных издержек;
- приведение в соответствие с требованиями закона внутренней документации компании;
- оптимизации бизнес-процессов;
- применении безопасного и качественного сырья;
- использовании в работе высокотехнологичного современного оборудования и устройств;
- наличии квалифицированного персонала.
Для чего оформляют сертификат GMP?
Несмотря на то, что указанный документ не является обязательным условием легитимной деятельности фармацевтической компании, многие субъекты хозяйствования заинтересованы в его получении.
Причина заключается в том, что сертификат GMP на официальном уровне подтверждает, что на предприятии надлежащим образом организовано производство и контроль качества выпускаемых лекарств. А это, свою очередь, является гарантией изготовления высококачественных товаров.
Продукция проходит комплекс испытаний, ведется документирование производственных процессов. Это позволяет исключить (или свести к минимуму) риск использования некачественного сырья, нарушения технологии производства, неправильного хранения, транспортировки или реализации изделий.
Успешное прохождение процедуры сертификации по стандарту GMP предоставляет предпринимателю следующие преимущества.
- Выпуск продукции, отвечающей требованиям международных стандартов.
- Рост объемов продаж лекарственных препаратов.
- Возможность экспортировать продукцию (при оценке по международному стандарту).
- Привлечение к сотрудничеству инвесторов.
- Повышение шансов на победу при участии в тендерах и муниципальных закупках.
- Укрепление доверия потребителей.
Сертификат оформляется на период от 1 года до 3 лет.
Каким образом проводится сертификация по ГОСТ Р 52249-2009?
Для того чтобы пройти процедуру сертификации, заинтересованному лицу понадобится внедрить на предприятии систему управления качеством лекарств. Для этого нужно:
- провести предварительный аудит и проанализировать состояния производства;
- составить программу мероприятий по внедрению СМК;
- проанализировать возможные риски с целью снижения их влияния на готовую продукцию;
- разработать необходимую документацию, регламентирующую контроль всех технологических процессов – начиная от приемки сырья и заканчивая испытаниями готовых лекарственных средств;
- обучить персонал нововведениям, распределить между сотрудниками обязанности.
Сертификация внедренной СМК проходит по определенному алгоритму.
- Подача заявки.
- Подготовка требуемого пакета документации.
- Проведение комплексной проверки предприятия.
- Оформление сертификата GMP и его получения заказчиком.
Уполномоченным органом проводится инспектирование предприятия. В конечном итоге принимается решение о выдаче сертификата либо об отказе в оформлении.
Какую документацию предоставляют для прохождения сертификации?
Для прохождения оценочных мероприятий предпринимателю потребуется предоставить вместе с заявлением пакет бумаг, состоящий из:
- копий регистрационных документов заявителя;
- полного списка выпускаемых лекарств;
- сведений о наличии необходимых материально-технических ресурсов – сюда включают используемые в работе помещения (договор аренды или свидетельство на право собственности), оборудование, инструменты, приборы (должны быть исправны и безопасны);
- информации о наличии квалифицированного персонала;
- внутренней документации, на основании которой функционирует компания;
- перечня технологических процессов;
- копии лицензии на изготовление лекарств;
- иной документации – при необходимости.
Подробнее о порядке организации контроля качества лекарственных средств вы можете узнать на сайте Eacaudit.ru.