Еще раз – Дело Врачей
Сегодня мы снова вернемся к тем случаям, которые всколыхнули общественность летом этого года. Мы будем говорить именно о младенческой смертности в Камчатском крае, а не о гибели людей и детей в автомобильных катастрофах, например. Хотя, если быть честным, там и цифры пострашнее будут, и истории можно расписать ярче, жестче, больнее, крупными мазками разбившихся жизней. Да и виновных найти будет легче. Но нет. Некто выбрал для шельмования медицину. Да будет так.
Еще совсем недавно медицина была «священной коровой». О них, людях белых халатах бережно держащих в своих руках наши жизни, было принято говорить либо хорошо, либо никак. Сегодня все изменилось. Во всяком случае, в Камчатском крае.
В течение всего лета этого года на страницах газет и на телеэкранах в самых ярких красках, подробно, выписывая каждую деталь, рассказывалось о трагедиях, о смерти новорожденных в городском родильном доме Петропавловска-Камчатского. 9 малышей за три месяца. Много. И читатели, и зрители содрогались. Они обвиняли. Ведомая невидимым кукловодом толпа яростно требовала мести, выбрасывая, по обычаю римских кровавых ристалищ, правую руку с большим пальцем, опущенным вниз. А там, внизу, приговоренные сытыми зеваками, униженные и оплеванные стоят врачи, за плечами которых сотни и тысячи спасенных, вырванных у смерти женщин и детей. И еще эти самые, потерянные 9 жизней.
- Не видят почему-то наши люди, не хотят замечать, какую огромную ежедневную работу осуществляют медицинские работники, - рассказывает министр здравоохранения Камчатского края Татьяна Лемешко. – Вот пример: женщине, которая на поздних сроках беременности пошла работать в огород (!), стало плохо. У неё открылось кровотечение. Невозможно было справиться с этой катастрофой усилиями местных врачей. Бригада реаниматологов из Петропавловска-Камчатского была срочно направлена в район, на помощь. Когда бригада приехала, ребенка спасти уже было невозможно, но врачи отчаянно боролись за жизнь женщины. Они выложились полностью, они отдали все силы. И спасли! Ради её четверых (!) детей, которые могли остаться сиротами. А на следующий день этих врачей, обвинили в непрофессионализме и смерти не родившегося ребенка.
Разве это справедливо?! Обычные правила для каждой беременной женщины (тяжести не носить, не наклоняться, хорошо питаться и заботиться о своем будущем ребенке) можно опустить, а ответственность переложить на тех, кто оказался рядом, когда уже все случилось! Получается, что так. Ведь среди тех матерей, которые потеряли своих новорожденных детей, есть и больные гепатитом, ВИЧ, и те, кто за весь срок беременности ни разу не обращался за консультацией к специалистам, кто намеренно игнорировал советы врачей. Не хотите этого знать? Нелицеприятные подробности? Это те подробности, которые не могут озвучить сами врачи, когда их бичует толпа.
Давайте обратимся к цифрам. Они также бездушны и безапелляционны, как и сами обвинители. Младенческая смертность за 2013 год: по России на 1 000 родившихся живыми младенцев 8,2 промилле смертельных исходов. В Дальневосточном округе этот показатель равен 11. В среднем Чукотский автономный округ - 23,7; Еврейская автономия – 18,9, Хабаровский край 12,4. В Камчатском крае на 1000 родившихся живыми младенцев летальный исход составил 10,3 промилле.
За 9 месяцев текущего года в акушерских отделениях Камчатского края родилось 3 214 детей. Это на 130 детей больше, чем в этот же период прошлого года. Умерли 34 ребенка в возрасте до 1 года, 8 из них – дома, от причин, не связанных с системой здравоохранения (синдром внезапной смерти, асфиксия). Без этих случаев, показатель младенческой смертности в Камчатском крае составляет сегодня 8,2 промилле на 1 000 родившихся.
А есть еще те детки, которых спасли. Они рождались с осложнениями, с экстремально низкой массой тела – от 500 граммов до одного килограмма. Есть матери, которые выходили в роды, практически не имея шансов выжить, но рождение ребенка было смыслом всего их существования. И врачи всем им подарили жизнь.
- Роды для каждой женщины всегда связаны с риском. В Камчатском крае в год происходят более 4 тысяч родов и только 26 процентов из них - без патологий, - рассказывает Татьяна Лемешко. – В остальных случаях есть отклонения в здоровье либо самой женщины, либо её ребенка. Специалисты, которые сегодня работают в родильных домах, делают все возможное, чтобы минимизировать этот риск и завершить роды благополучно. Жаль, что об этих случаях никто не пишет. Я понимаю, что каждая смерть - это трагедия. Это слезы и боль. Поэтому мы не оставляем без внимания матерей, мы проводим служебные проверки с анализом действий персонала. Результаты мы прилагаем к следственным материалам. Окончательный вердикт может вынести только суд, который будет основываться на наших данных, данных следственного комитета и прокуратуры. Следует также добавить, что в связи с ситуацией, сложившейся летом этого года в родильном доме. Петропавловска-Камчатского, все родильные отделения края взяты под особый контроль со стороны нашего министерства. Практически, не проходит недели, чтобы я, или мой заместитель, или кто-то из специалистов министерства не побывали в том или ином роддоме.
Напомним, что ситуация была неоднозначной в июле-августе этого года. Родильный дом работал за три учреждения, в это время на планово профилактические работы закрылось родильное отделение городской больницы №2 и на внеплановые - роддом в Елизово. В эти три медучреждения поступают 87% рожениц со всего Камчатского края. Теперь они стали поступать только в один роддом – первый. Нагрузка на врачей возросла втрое. Главный врач роддома, Елена Дорошенко, ушла в плановый отпуск.
- Случилось сразу несколько смертей, - говорит министр. - Так сложились обстоятельства, что все они произошли именно в этом учреждении, ведь других и не было. По каждому из этих случаев ведутся проверки – они все разные. К действиям персонала тоже есть вопросы, которые изложены в выводах проведенных комиссий по родовспоможению. При этом у меня, как у человека, который 16 лет занимает руководящие должности, есть вопросы этического и морального плана к Елене Алексеевне Дорошенко. На мой, сугубо личный взгляд, руководитель должен был вернуться к своему коллективу, и вместе с ним пройти этот сложный путь, встать рядом с врачами, со своими коллегами, и быть на своем рабочем месте в ходе проверок. К сожалению, главный врач выбрала другой путь. Он был вполне законным – она воспользовалась правом уйти в отпуск по уходу за ребенком. И за этот выбор по закону к ней никаких претензий предъявить нельзя.
Все понимают – в Камчатском крае, как, впрочем, и в других регионах России, сегодня остро ощущается кадровый голод. Он возник не сегодня. Более 20 лет, вместе с распадом Советского Союза, разваливалась и система распределения молодых специалистов. Это стало катастрофой для многих сфер экономики. Татьяна Лемешко подчеркивает, что обеспеченность врачами в Камчатском крае составляет 50%. Медицинским персоналом среднего звена мы обеспечены на 64%.
- Нами предпринимаются все меры для привлечения специалистов в Камчатский край. В 2012 году в край прибыло 88 специалистов с высшим медицинским образованием, в прошлом году еще 84 специалиста, с начала 2014 года к нам приехали 73 человека с высшим медицинским образованием. При этом люди продолжают и уезжать, поэтому ситуация с кадрами продолжает оставаться напряженной. Выпускники нашего медицинского колледжа в большинстве своем приходят работать в медицинские учреждения Камчатского края. Это примерно восемьдесят процентов. Остальные уходят в армию, продолжают учебу в вузах, уходят работать в медицинские учреждения, подведомственные силовым структурам и так далее.
Возникает вопрос, об уровне квалификации специалистов? По словам министра здравоохранения, каждый специалист направляется на курсы повышения квалификации.
- Один раз в пять лет каждый врач в обязательном порядке проходит переподготовку. Кроме этого, мы предпринимаем меры для того, чтобы в этот период, пять лет, врачи и средний медицинский персонал имел возможность посетить семинарские занятия как на территории края, так и за пределами территории, мастер-классы приглашенных специалистов, направлены надополнительное обучение, подготовку и переподготовку в федеральные медицинские центры и клиники России. Кроме того, уже две группы акушеров-гинеколов Камчатки прошли стажировку в Корее. Обучение врачей носит непрерывный характер, работа ведется весьма активно.
По словам Татьяны Лемешко,бюджетом 2014 годана здравоохранение Камчатского края запланировано выделение 7 млрд. 684 млн. рублей. Бюджет медицины следующего года составляет 8 млрд. 265 млн. рублей.
- Идет увеличение бюджета на 581 млн. рублей. Конечно, этих денег не хватит на то, чтобы удовлетворить все заявки медицинских учреждений края. Тем не мене, в этих средствах заложено увеличение заработной платы медицинским работникам на 7,4% с 1 января 2015 года, кроме того, добавилось финансирование на строительство краевой больницы, ФАПов и ОВОПов в Корякском округе. Всего на это направление предусмотрено 1 млрд. 418 млн. рублей.
Но врачей по-прежнему не хватает. Каждый из них работает по 1,5 или 2 смены, и бывает так, что перерыв между этими сменами очень короткий. Человек не успевает передохнуть, а ему приходится снова начать работу: выслушай, пойми, поставь правильный диагноз и назначь лечение. И так постоянно, день за днем. Тысячи пациентов. Согласитесь, это трудно.
- Мы за каждого врача боремся, и мы каждого пациента поддерживаем, говорит в завершении интервью Татьяна Лемешко. – При этом каждый человек должен понимать меру ответственности за собственное здоровье.
Как долго еще будет идти следствие по всем случаям младенческой смерти, не может сказать никто. А в одно из родильных отделений краевой столицы на днях вновь поступила беременная женщина, старше 30 лет, у которой возникла угроза ранних родов, кстати, первых в её жизни. И за все это время она всего 4 раза приходила на консультацию к своему врачу, тогда как должна была сделать это минимум 20 раз (по одному разу в неделю), следить за своим весом, сдавать анализы, правильно питаться и поддерживать организм витаминами и медицинскими препаратами, которые при необходимости назначает врач. Кто теперь несет ответственность за здоровье этой женщины и её ребенка? К сожалению, ребенка спасти не удалось. Ответ очевиден для Камчатки – врачи. Сегодня за неё «кулачки держит» персонал больницы и даже министр здравоохранения - Татьяна Лемешко. Все уже устали от чрезвычайных ситуаций, от нападок, голословных обвинений. Ведь так сложилось на Камчатке, что можно спрыгнуть с крыши, а родственники обвинят в смерти бригаду скорой помощи, приехавшую на вызов. А что? Вполне логично.
Комментарий заместителя председателя Правительства Камчатского края Валерия Карпенко:
- Количество умерших младенцев в крае увеличилось за счет внешних причин, не связанных с системой здравоохранения. Среди них дети, погибшие уже после выписки из больницы (в постели с мамой, в ванной, в машине). По всем фактам смерти мы разбираемся индивидуально, стараемся помочь тем женщинам, которые родили и потеряли детей. Коллектив роддома №1безосновательно обвиняют в том, что именно здесь смертность выше всяких норм. Но именно здесь родились двое моих детей. И я глубоко убежден в честности, порядочности и высокой квалификации подавляющего большинства персонала этого учреждения. Те ошибки и упущения, которые имели место, мы разбираем. Для того, чтобы они не повторялись, доктора проходят дополнительное обучение, мы направляем их на повышение квалификации. Правительство Камчатского края продолжит контролировать ситуацию по рождаемости, уверен – показатели будут только улучшаться.
Источник: kamchat.info