Сергей Лазарев: Частная медицина снимает социальную напряженность
Нам надо срочно спасать врачей и медицинских работников, считает Сергей Лазарев — исполнительный Директор Саморегулируемой организации НП «Объединение частных медицинских клиник и центров», эксперт НП «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития РФ и Минюста РФ по вопросам здравоохранения, лицензирования и надзора.
Хирурга носят на руках
По официальным данным, на сегодняшний день в России более 600 тыс. врачей и 1млн. 200 тыс. медсестер. При этом дефицит медсестер составляет 12%. По версии экс-министра здравоохранения Татьяны Голиковой, в стране не хватает более 200 тыс. врачей. Действующий министр Вероника Скворцова считает, что у нас не хватает 40 тыс. специалистов, да и то — в первичном звене.
По данным Росстата, в настоящее время в Сахалинской области не хватает 50% врачей. Из тех, которые остались, 40% — пенсионного и предпенсионного возраста. В Хабаровском крае дефицит составляет 35%, в Бурятии — 33%, в Архангельской области — 27%, в Республике Коми — 46%, в Екатеринбурге — 45%, в Алтайском крае — 32%. Самое поразительное¸ что и в Центральном регионе — в Туле — не хватает 60% врачей. Если тульская частная клиника построит хирургический корпус, и хирурги перейдут из областной больницы в частную клинику, то в городе просто не будет бесплатного специалиста.
На Дальнем Востоке, под Уссурийском хирурга в буквальном смысле слова носят на руках, потому что он все время в запое. Больные собираются, выводят его из запоя, он их оперирует и снова уходит в запой. Но за него все равно держатся, поскольку других специалистов нет, и не предвидится.
Доступность ухудшилась
В настоящий момент частная медицина снимает социальную напряженность. Типична ситуация, когда пациент не может попасть к офтальмологу, потому что уволился участковый врач. Помучившись в государственной поликлинике, пациент идет в частную, где получает медицинскую помощь. При этом он костерит всех за то, что он заплатил — и государство, поскольку оно не обеспечило ему бесплатную медицинскую помощь, и частников, потому что «они хапуги», но, тем не менее, он получил то, что хотел.
Пациентка 70 лет не могла попасть к хирургу, вскрыть гнойник — очередь в поликлинике должна была подойти только через 2 недели. Естественно, гнойник вскрывали в частной клинике.
Вовремя получить справки в детский сад стало теперь невозможно. Поэтому сейчас в сад принимают без всяких справок и анализов. Все знают: если ребенок заболел и через неделю выздоровел и может прийти в садик, то справки он принесет только через 3 месяца, поскольку система сдачи анализов и их обратного попадания к педиатру, затем повторного прохождения через всю эту систему, занимает от 2 до 3 месяцев. Чтобы устроить ребенка в детский сад, справки теперь надо собирать за полгода.
То есть, как ни крути, доступность медицинской помощи заметна ухудшилась.
Пациент находит врача
На этом фоне в стране растет объем рынка платных медицинских услуг. В любой ситуации пациент находит врача, они договариваются, врач вылечивает пациента, и это не слишком влияет на уровень смертности.
По прогнозам, в 2014–2015 году спрос на частные медицинские услуги будет расти. Вопрос в том, за счет чего растет этот спрос: за счет развития частной медицины, или за счет развития платных услуг государственной системы здравоохранения.
Вопросы будущих перспектив частной медицины — довольно радужные, поскольку по сравнению с организацией государственной системой здравоохранения частная медицина выигрывает в мобильности и в отсутствии глупостей, которые вынуждена выполнять государственная медицина в ущерб доступности медицинской помощи.
В результате сложилась ситуация, при которой частная медицина и обеспечивает гражданам доступность медицинской помощи, которую уже не гарантирует государство.
Проблема — в организации
Проблема современного российского здравоохранения заключается в организации. С одной стороны, налицо разрушение структуры; с другой стороны — отсутствие доступности.
В настоящее время в России в первичном звене сосредоточено всего 10% врачей, а необходимо, чтобы здесь было 45% врачей от общего количества. Тогда как в Англии основная масса врачей занимается первичной медико-санитарной помощью.
Доступность определяется, с одной стороны, временем ожидания приема врача, которое в условиях дефицита кадров постоянно увеличивается. В условиях нищенских зарплат и исхода врачей из отрасли встает вопрос квалификации врачей, которые остаются. Мировая статистика говорит о том, что из 100% врачей 80% — это середнячки, 10% — уровень ниже среднего и 10% — гении. С какими врачами сегодня приходится иметь дело нашим пациентам?
Проблема государственного и частного здравоохранения состоит в том, что государственники, которые держатся за свою пенсию, вынуждены подрабатывать в государственной медицине и работать в частной. Таким образом, частная медицина сохранила врачебный потенциал, давая возможность врачам элементарно выжить.
Наша задача на современном этапе состоит в том, чтобы привести нашу систему здравоохранения в то состояние, в котором живет и работает весь цивилизованный мир.
Источник: ria-ami.ru