"Врач не должен считать деньги, он должен лечить людей"

4082
Платных услуг в бюджетных медицинских учреждениях быть вообще не должно. В государственных клиниках медицина обязана, Конституцией нашей страны, быть бесплатной. Да и не только потому, что так записано в Конституции.

Платные медицинские услуги подрывают основополагающие принципы здравоохранения — бесплатность, милосердие, равноправие  и доступность. Как только медицинская помощь хотя бы частично становится платной, она сразу же делается и менее доступной, и из помощи превращается в услугу.  Тогда, чаше всего, она и вовсе становится недоступной. Бюджетным  клиникам  разрешено оказывать за деньги те медицинские услуги, которые человек имеет право получить бесплатно. Но выдумывается масса обстоятельств, когда у медика, поставленного мизерной государственной заработной платой на грань выживания, якобы, появляется право брать деньги с пациента. При этом, безграмотный законодатель, нарушив конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь, не удосужился прописать обязанности медицинского учреждения, наделив его неконституционным правом обирать больного человека или его семью.  И у учреждения, созданного для оказания помощи, появляется возможность  наживаться, создавая искусственные условия, при  которых человек сам «захочет» отдать свои деньги.

Несколько лет назад в Петербурге, самим законом «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи»  были установлены сроки ожидания на определенные виды  исследования или лечения. Но и на этом начали спекулировать,— вне зависимости от настоящей очереди, в некоторых учреждениях  пациенту называют максимальный срок ожидания, оговоренный законом. Впрочем, намекали ответственные за процедуру медицинские работники, обследование можно  пройти намного раньше, но только за оплату в кассу или... И «полностью информированный»  пациент добровольно соглашается отдать деньги за медицинскую помощь, которую он имел право получить бесплатно. Бесплатная очередь при этом, естественно, отодвигается, ее состояние никому не подотчетно,  медицинские чиновники годами «не могут» разработать механизмов контроля и ответственности за нарушения порядка в этом простейшем вопросе. В конечном счете, многие люди, у которых нет возможности заплатить, либо получают необходимую им помощь несвоевременно, либо не получают ее совсем.

Лазейки в правилах оказания платной медицинской помощи позволяют навязывать пациенту платные услуги, что делает здравоохранение напрямую заинтересованным в увеличении числа не здоровых, а больных людей. Этот интерес подогревается еще и системой оплаты труда докторов: врачу платят за каждого пролеченного (а не вылеченного) больного и чем больше медицинских услуг он ему окажет, тем больше ему заплатят. Поэтому увеличение числа больных, и лучше – часто и длительно болеющих, которым можно оказывать больше услуг, становится выгодным как для медицинских работников, так и для отрасли в целом. И не важно, что это не выгодно самому больному и экономически не выгодно государству, несущему колоссальные потери трудового потенциала – медицинские чиновники высокой
 
посадки, не отягощенные врачебными клятвами, по причине отсутствия специального образования и совести, успешно «отдавили» собственные интересы, проведя десятки криминогенных законов.
 
Это и привело к неизмеримо более тяжелым последствиям в самой медицинской среде. При попустительстве  административной власти, того или иного уровня, произошла девальвация главных моральных ценностей наших медицинских работников, которыми мы по праву гордились раньше и, эти ценности, увы, уже и не возникают у молодых специалистов, большая часть которых после институтов  вообще уходит в торговлю. «Так честнее и денег больше» – такие заявления выпускников уже стали привычными.

Меняется сам способ мышления врача, меняются его ценности.  По сути, это уже и не врач вовсе, а озабоченный прибылью менеджер.
 
На самом деле, врач не должен считать деньги, он должен лечить людей. Умышленно говорю банальные вещи, потому, что благодаря новому законодательству наших министерств, это уже не аксиома.

Сегодняшний доктор уже нацелен не на то, чтобы правдиво рассказать пациенту, на какую бесплатную он может рассчитывать, а на то, чтобы эту информацию, наоборот, скрыть. И, к сожалению, в условиях нынешней системы здравоохранения,  пациент становится не страждущим, которому оказывается помощь, в соответствии его страданию.  Он становится субъектом, из которого можно «вышибать» деньги,  за которые он может получить услугу адекватную внесенной сумме.  Как говорится, почувствуйте разницу.

Как ни странно, лечебному учреждению платные медицинские услуги зачастую либо не приносят дохода, либо и вовсе наносят ему ущерб, съедая его бюджет непомерными налогами на прибыль от хозрасчета. А вырученные деньги идут только  на прибавку к зарплате медицинских работников, без учета качества их труда. Это приучает их работать не качественно и, зачастую, грубо.

Врач категорически  не должен вести частный прием в «бюджетное время» в «бюджетном» помещении. Тем более, не должен он безвозмездно пользоваться в коммерческих целях казенным оборудованием. Все это нам предоставлено государством. Правда, государство «забыло» заплатить медицинскому работнику хотя бы средненькую заработную плату. А для частных консультаций нужны дополнительные часы, за аренду помещения надо платить и за износ оборудования тоже.  По факту это происходит далеко не везде, себестоимость услуги в расчет не берется, и получается, что платные медицинские услуги оказываются за счет бюджетных средств. Это бьет и по карману частных предпринимателей в здравоохранении, задерживая их развитие. Но это уже совсем другая история.

В конечном счете, выходит, что возможность оказания платных медицинских услуг в бюджетных медицинских учреждениях не приносят пользы ни самой клинике, ни пациентам, ни частной медицине, разрушает нравственность медицинских работников  и стремительно разваливает не только отечественную медицину, но и саму экономику страны, инвалидизируя ее трудовые ресурсы   рекордными темпами.

Поделиться
4082
Личный кабинет