Команда ФАС в адрес минздрава и ТФОМС Новосибирска
3059
В феврале 2015 года более 30 частных клиник Новосибирска, которые вошли в систему ОМС и уже начали принимать пациентов с полисами, вдруг узнали, что с марта этого года выделенный им объем госзадания урежут, либо не будут оплачивать вовсе. Соответствующий совместный приказ за № 248/1/20 «О государственном задании на 2015 год» региональный минздрав и ТФ ОМС издали 2 февраля. Собственники коммерческих клиник получили уведомления и приняли решение обратиться к антимонопольщикам для защиты своих интересов. Новосибирское УФАС приняло сторону «частников».
Аргументируя позицию ведомства, министр здравоохранения области Олег Иванинский во всеуслышание заявил, что в первую очередь необходимо обеспечить достаточный объем госзадания для бюджетных ЛПУ в целях их бесперебойной работы и сохранения штата врачей.
После выхода приказа часть коммерческих клиник отказалась принимать больных по полису ОМС, остальные продолжили. Причем риски взяли на себя и те, и другие. Дело в том, что по закону клиники, вошедшие в систему ОМС, не имеют права отказать пациентам с полисами в медпомощи. А частные медучреждения, которые продолжили прием таких больных, вынуждены были сами ее и оплачивать.
Чтобы защитить права частников, Ассоциация руководителей медорганизаций Сибири (АРМОС) обратилась в прокуратуру и УФАС.
Прокуратура оснований для разбирательства не увидела, а вот УФАС возбудила в отношении местных минздрава и ТФОМС дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ответ чиновники попытались объяснить лишение частных клиник госзадания тем, что у коммерческих медучреждений не было прикрепленного населения – мол, неизвестно, имеется ли у пациентов с полисами ОМС потребность в услугах этих клиник.
В УФАС такому оправданию не поверили. Ведь согласно ФЗ «Об ОМС», отсутствие прикрепленного населения не является препятствием для определения или оплаты объемов медпомощи по ОМС. Антимонопольщики сочли, что необоснованное уменьшение госзадания препятствует «частникам» оказывать медпомощь пациентам с полисами ОМС и может привести к уходу этих клиник с рынка. Следовательно, ограничивает конкуренцию. А распределение объема госзадания одним бюджетным медорганизациям в фиксированном порядке, планово, а другим – в размере фактически оказанной медпомощи дискриминирует саму систему ОМС.
В конце 2015 года Новосибирское УФАС России вынесло решение о нарушении облминздравом и ТФОМС пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушителям предписано обеспечить конкуренцию между государственными и частными клиниками до 12 февраля 2016 года. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС обязана распределить объемы госзадания в едином порядке – как для государственных, так и для частных медорганизаций.