Обойдёмся без добавки
3917
Роспотребнадзор планирует навести порядок на рынке биодобавок. С прилавков могут исчезнуть БАДы, наименования которых аналогичны названиям лекарств или очень схожи с ними. В ведомстве считают, что такая практика вводит потребителя в заблуждение. Ревизия биодобавок станет возможна, после того как предложение службы рассмотрит и одобрит Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В результате, по оценкам экспертов, с рынка биодобавок могут уйти до 20% брендов.
Роспотребнадзор уже направил в ЕЭК предложения внести изменения в техрегламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (документ регулирует и БАДы), пишут «Известия». Как уточнили в ведомстве, критериев сходства будет три: семантический (смысловой), фонетический (звуковой) или транслитерационный (связанный с использованием для передачи названия другого алфавита).
Среди одноименных БАДов и лекарств, которые сейчас продаются в России, есть, например, «Глицин», «Аевит», «Ци-Клим», созвучные - БАД «Формакс» и лекарство «Форлакс», БАД «Энзим форте» и медикамент «Мезим форте», БАД «Сеалекс» и лекарство «Сиалис», похожие БАД «Фукус» и препарат «Фукус-плюс», БАД «Эректин-ЛАД» и лекарство «Эректин».
При покупке потребителю сложно ориентироваться, лекарство перед ним или биодобавка, пояснили в Роспотребнадзоре.
В ЕЭК подтвердили, что российская сторона уже определена разработчиком поправок касательно БАДов в «пищевой» техрегламент, и организация ведет консультации с Роспотребнадзором.
Если предложения будут приняты, пройдет ревизия реестра свидетельств о госрегистрации всех БАДов. По результатам этой работы Роспотребнадзор подготовит проект рекомендации Коллегии ЕЭК о принятии решения об изъятии из оборота биологически активных добавок, несоответствующих новым требованиям.
Запрет называть БАДы идентично лекарствам может привести к росту цен. Запрещенные препараты, скорее всего, выпустят под новыми брендами, предупредила глава Аптечной гильдии (некоммерческой отраслевой организации, созданной крупными фармацевтическими сетями) Елена Неволина.
- Для завоевания доверия потребителя нужна реклама на ТВ, постеры, рекомендации в журналах - всё это войдет в итоговую цену упаковки, - пояснила специалист.
По ее мнению, витамины, например, можно разрешить называть идентично лекарствам. Но в случае, когда потребитель покупает БАД для улучшения потенции, отказа от курения или похудения и думает, что это лекарство, он оказывается обманут. Человек ждет гарантированного эффекта, а биодобавка может лишь способствовать изменениям, пояснила Елена Неволина.
Реклама биодобавок не должна создавать впечатление, что препарат обладает лечебными свойствами, предусматривает закон «О рекламе». Он также предписывает, что в промоматериалах должно быть предупреждение о том, что БАД не является лекарственным средством. При этом пищевые добавки часто реализуются через аптечную сеть, их упаковки очень похожи на лекарственные, даже могут иметь близкий состав действующих веществ, и это пока не является нарушением, отметила руководитель практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс» Галина Гамбург.
По данным DSM Group, в 2018-м розничный объем продаж БАДов в России составил 326 млн упаковок на сумму порядка 53,4 млрд рублей. За год рынок сократился на 0,6% в денежном и на 8,4% в натуральном выражении.