Новая стратегия приема и распределения пациентов в действии
Старая известная истина, что любой стационар начинается с приемного отделения, не теряет своей актуальности, но при этом приобретает принципиально новое ценностное содержание. Администрация «первой» краевой больницы в лице главного врача Андрея Попова сумела реализовать глобальный передовой проект, который успешно сочетает в себе принципы бережливых технологий и прогрессивную систему «триаж», объединив на своей площадке все новаторские подходы к высокоорганизованному приему и грамотной разумной сортировке больных внутри лечебного учреждения. Таким образом, проведенный капитальный ремонт вышел далеко за рамки просто технической реорганизации, а что конкретно изменилось для пациентов в лучшую сторону, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала заведующая приемным отделением ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больница №1» Марина Супрон.
Бережливые технологии для бережного отношения
- Марина Александровна, что было сделано в технически-эстетическом аспекте проведенной модернизации для повышения комфорта пациентов?
- В марте этого года мы открыли после капитального ремонта полностью обновленное и модернизированное приемное отделение, которое сегодня соответствует современным стандартам. Так, оформлена входная зона, потоки пациентов разделены на плановых и экстренных, для плановой госпитализации организован комфортный и просторный холл ожидания в формате пилотного проекта «Бережливое приемное отделение» с мягкими диванами, большой телевизионной панелью, электронной очередью, регистратурой открытого типа и стойкой администратора. До реорганизации плановые и экстренные больные поступали в общем потоке, а регистратура располагалась в одном тесном помещении, что доставляло серьезные неудобства, так как основная часть жителей на плановую госпитализацию приезжала из районов края. Это требует отдельного пространства и внимания - тщательно проверяется пакет документов. Такая госпитализация идет по предварительному согласованию, чтобы пациент в обязательном порядке был обеспечен койко-местом.
Сейчас потоки благополучно изолированы друг от друга благодаря системе «триаж». Также из нововведений отмечу современную и удобную внутреннюю навигацию и шрифт Брайля на табличках всех кабинетов для слабовидящих пациентов. Для них же с двух сторон автоматических стеклянных дверей входной группы наклеены два желтых предупредительных круга. Сама нумерация помещений приведена в соответствие с международной классификацией - сначала указан № корпуса, потом этажа и кабинета. На входе в приемное отделение с улицы установлена кнопка вызова для инвалидов.
- А что такое триаж и для чего он нужен?
- Триаж переводится с французского как сортировка и означает процесс определения приоритета оказания неотложной медицинской помощи пациентам в зависимости от тяжести состояния. То есть речь идет о рациональном распределении в приемном отделении поступающих больных на группы, исходя из срочности и однородности необходимых мероприятий - лечебных, диагностических, профилактических, реанимационных и эвакуационных. Такая медицинская сортировка имеет своей целью обеспечение своевременной эффективной помощи в оптимальном объеме максимально большому числу больных в экстренных условиях. Жизнь пациента порой решают секунды, поэтому необходим правильно выстроенный алгоритм работы и четкость его исполнения. Для того, чтобы каждый поступающий пациент оперативно прошел требуемое обследование и был госпитализирован в профильное отделение по показаниям в кратчайшие сроки, мы и внедрили триаж-систему.
Каждому состоянию - свой цвет
- Как это все работает на практике?
- Для экстренных больных организован отдельный вход, при этом существует три степени тяжести состояния пациента, от легкого к наиболее тяжелому, каждой из которых присвоен свой цветовой код. Зеленый означает несрочную помощь, когда нет угрозы жизни - человек обращается в приемный покой самостоятельно и его госпитализируют либо в профильное отделение стационара, либо с рекомендациями направляют в поликлинику на амбулаторное лечение. Для таких пациентов выделен кабинет, где оформляется медицинская карта, выдается маршрутный лист, проводится осмотр профильным специалистом в зависимости от характера проблемы - терапевтом, урологом, хирургом или неврологом, назначаются необходимые обследования. По итогу выдается заключение, и если нет показаний для госпитализации в стационар, мы по защищенной сети VIPNet извещаем поликлинику по месту жительства, что обращался такой-то пациент с такой-то патологией.
Желтый цвет указывает на срочную помощь для пострадавших, чья жизнь не находится под угрозой. Это состояние средней тяжести, с которым поступает основной поток пациентов. Соответственно, кабинет для таких больных обозначен желтым цветом, где также оформляется карта, обеспечиваются все требуемые обследования, осмотры и ставится диагноз. Причем на все манипуляции отводится не более 40 минут. Красный цветовой код присваивается тяжелым больным, когда есть риск летального исхода в течение часа. Еще до госпитализации мы получаем информацию о таком пациенте от сотрудников скорой помощи по программе «Исток» и мобильной связи, что позволяет заранее подготовиться к приему и оперативно развернуть комплекс реанимационных мероприятий. Карету СМП встречает мультидисциплинарная бригада специалистов, которая прилагает все усилия, чтобы стабилизировать пациента в отдельной реанимационной палате. Она расположена в красной зоне и оснащена всем необходимым оборудованием и медикаментозными средствами для спасения жизни.
- Представьте сегодняшнюю переформатированную структуру приемного отделения - что она в себя включает?
- У нас принято новое положение о приемном отделении, где все подробно расписано, включая новую структуру, линейку оборудования, рекомендации, протоколы, диагностические шкалы, условия пребывания больных, алгоритмы действий персонала и движения пациентов. Всего организовано шесть терминалов или сортировочных постов. В терминал №1 поступают плановые пациенты, терминал №2 предназначен для экстренных, они расположены непосредственно на территории приемного отделения. Третий пост принимает пациентов Регионального сосудистого центра с острым коронарным синдромом, инсультом и нарушениями ритма сердца, терминал №4 находится в нашем краевом роддоме, пятый организован в присоединившемся «втором» роддоме и пост №6 является резервным, мы его открывали на период работы инфекционного госпиталя.
Отдельно хочу сказать несколько слов о взаимодействии с РСЦ. Мы работаем в тесной связке с неврологами, у нас есть так называемые инсультофоны, по которым сотрудники «скорой» докладывают о состоянии больного и согласовывают с нашими специалистами порядок действий. В случае необходимости процедура тромболизиса проводится на территории приемного отделения под руководством невролога после выполнения КТ головного мозга. Когда требуется тромбоэкстракция, пациента срочно поднимают в рентгенохирургическую операционную. Та же ситуация и с острым коронарным синдромом - информация приходит и по программе «Исток», и на телефон дежурного кардиолога, уже через три-пять минут после поступления больному проводят коронарографию и стентирование в Региональном сосудистом центре.
Диагностика на достойном уровне
- Как поставлена диагностика поступающих больных, какие методы обследования доступны для пациентов?
- Помимо капитального ремонта нам обновили парк диагностического оборудования, поэтому сегодня в приемном отделении представлены все актуальные виды обследований. У нас работают два кабинета УЗИ, проводится КТ и МРТ, эндоскопия, ЭКГ и классическая обзорная рентгенография - все в шаговой доступности. Если, к примеру, поступает пациент с желудочно-кишечным кровотечением, он сразу направляется в сопровождении бригады врачей в кабинет эндоскопии, где одновременно с диагностическим исследованием специалисты клипируют поврежденный сосуд, а затем поднимают пострадавшего в реанимацию. Также есть экстренная лаборатория, а для инфекционных больных организован изолятор-бокс. Кстати, мы делаем бесплатно и мазок на ковид, который до сих пор обязателен при госпитализации, результат готов уже через 15 минут.
- Сколько в среднем пациентов проходит через приемное отделение?
- Самые нагрузочные дни по приему плановых больных - понедельник, вторник и среда. В эти дни проходит до 150 пациентов, в обычные - 120-125. Мы успеваем принять и оформить основной поток с 8 утра до 12 часов. Оформление одного планового пациента, если у него хватает всех документов и результатов обследования, занимает порядка 10-15 минут. Персонал у нас замечательный, быстро и грамотно работает с документами, оперативно решает возникающие вопросы и не допускает задержек. Также в приемном отделении обеспечены все необходимые условия для быстрого перемещения пациентов внутри клиники, везде есть удобные кресла и каталки, учитывая, что экстренные больные из желтой зоны могут внезапно оказаться в красной в связи с резким ухудшением состояния. При необходимости согласно приказу минздрава Приморья о маршрутизации отправляем на скорой помощи уже обследованного больного с готовым пакетом в другой стационар города по предварительному согласованию с коллегами. Мы проводим весь комплекс необходимых диагностических манипуляций, привлекаем квалифицированных профильных специалистов для постановки точного диагноза и бьемся за каждого пациента!