Когда прикроватные мониторы бьют тревогу

3948

Сколько раз люди теряли своих родных и близких, а у врача исчезала надежда и последний шанс на спасение. Вопреки распространенному мнению, не только человеческий фактор тому виной. Среди клинических подразделений рабочий процесс в отделении интенсивной терапии отличается особой напряженностью - начиная от приема пациента и включая ежедневный медицинский осмотр, неотложные и внеплановые мероприятия, постоянный мониторинг состояния. Здесь применяется колоссальное количество лекарственных средств, методов обследования, лечения, выполняются многочисленные лабораторные исследования. Это создает серьезную нагрузку на пациентов и требует особого внимания со стороны специалистов. Ежедневно в отношении каждого реанимационного больного проводится до 178 разнообразных процедур и манипуляций, количество данных с оборудования, разнообразных устройств, систем регистрации - огромное, причем время для принятия решения по ним нередко ограничивается минутами. Очевидно, что именно в отделениях интенсивной терапии вопрос внедрения цифровых технологий стоит чрезвычайно остро. Хасанская ЦРБ в данном аспекте - находится на передовых позициях.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

Как возникла идея трансформировать реанимационную службу, что это дало в итоге, в интервью порталу VadMedicina.ru рассказал заведующий отделением анестезиологии-реанимации КБУЗ «Хасанская центральная районная больница» Александр Панин.

Лидер команды и готовность к переменам

- Александр Сергеевич, как появилась идея оцифровать отделение реанимации?

- На самом деле основная задача была другая, изначально сложно было представить, что в районной больнице появится интегрированная реанимация. Наш главный врач Евгений Махиня всегда глубоко погружен в медицинский процесс и старается сделать его максимально комфортным как для пациентов, проходящих лечение в клинике, так и для врачей. Поэтому основная задача была и остается - стать лучшими среди равных в плане оказания медицинской помощи, оснащения и пребывания пациентов. Идея цифровой реанимации принадлежит в первую очередь Евгению Евгеньевичу, он дал нам задание оценить ресурсы и необходимость в данной системе. В России появились крупные клиники, в которых уже внедрили цифровую реанимацию, нас настолько вдохновило понимание, что предлагаемый функционал поможет улучшить качество работы и контроль состояния каждого пациента, что мы, с удовольствием, поддержали эту идею и в итоге остановились на выборе информационной системы РАИС.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

- В чем уникальность Хасанской ЦРБ? Почему отделение районной больницы опередило в цифровизации даже федеральные центры?

- Существует ряд важных факторов: команда, лидер команды и готовность к переменам. Я думаю, что не все понимают выгоду. Внедрить что-то новое всегда требует значительного трудового ресурса, так как процесс перехода на работу в другом режиме обычно встречает сопротивление со стороны людей консервативных взглядов и наталкивается на волну негатива. Так было всегда, это довольно распространенная проблема, даже если люди понимают, что в будущем работать станет намного проще.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

Не бояться идти вперед

- Насколько сложной казалась задача и сколько времени занял весь проект до момента, когда вы «оцифровали» первого пациента?

- Изначально задача казалась очень сложной, временами непосильной, поскольку в отделении работают врачи, медсестры и младший медперсонал разных возрастных групп. Многим людям работа с компьютерной техникой в принципе дается сложно. Но процесс адаптации прошел достаточно быстро и без особых проблем благодаря тому, что решение, которое мы в итоге выбрали, кстати, российской разработки, реализовано на интуитивно понятном уровне. Более того, внешний вид, логика и принцип заполнения электронных документов очень схож с тем, что мы делали раньше от руки. Хочется также отметить, что сейчас даже консервативно настроенные люди работают в системе без особых трудностей. Если говорить о сроках, в течение двух месяцев происходила настройка оборудования, а за следующий месяц мы полностью ушли от старых методов ведения листа назначения и документов. Затягивать с этим процессом мы посчитали нецелесообразным, так как практически 90% коллектива без труда адаптировались к новой системе. После того, как мы приняли решение уйти от бумажных форм, перестали дублировать информацию в двух местах и перешли на работу только в одной системе, остальная часть коллег также быстро освоилась.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

- Можно тогда совет от вас как от специалиста уже в области внедрения данной системы: как бороться с этим консерватизмом?

- Не бояться перемен. В один момент взять и заменить что-то давно привычное и регулярно используемое на новое решение. При этом не стоит затягивать с переходным периодом. Для этого необходимо определить круг лиц, которые смогут быстрее вникнуть, и сделать их наставниками над людьми, которым тяжелее работать с компьютерной техникой.

Единая информационная сеть

-Давайте вернемся к вопросу внедрения. Расскажите о своем опыте, о технических сложностях, если такие были?

-В плане технических моментов нам повезло, так как внедрение новой системы совпало с капитальным ремонтом, поэтому все было сразу учтено. Логика подключения самого оборудования - она несложная, логичная и понятная. Настройкой занимался отдельный персонал, так что врачам это не доставило никаких трудностей. В наши обязанности, как специалистов, работающих в данной системе, входило только своевременное озвучивание наших пожеланий и некоторых проблем, которые оперативно исправлялись.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

- Оправдались ли ожидания, затраченное время и ресурсы? Какие основные преимущества «оцифровки» тяжелых пациентов вы можете отметить уже сейчас?

-У нас небольшая больница: есть реанимация общего профиля на шесть коек, палаты интенсивной терапии для новорожденных и операционный блок, который расположен территориально в другом месте. При этом электронная карта доступна на любом компьютере, что очень удобно для отслеживания состояния пациентов как из операционной, так и из палат интенсивной терапии. То есть, если я нахожусь, например, в операционной, можно посмотреть текущее состояние пациентов в реанимации, проводимые на данный момент манипуляции и тут же при необходимости скорректировать план терапии.

Но в первую очередь это, конечно, экономия времени на заполнение документации.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

Существенная экономия времени

- О какой экономии времени можно говорить?

- О серьезной. Все зависит от конкретного больного. Если тяжелый пациент в динамике не стабилен и необходимо провести какие-то дополнительные расчеты, формирование дневников и записей занимает не более 5 минут. Раньше, работая в общей больничной информационной системе, много времени уходило на просмотр бумажных носителей, в которых медсестры делали те или иные отметки. Приходилось с телефона или в отдельном окне на компьютере в интернете открывать калькуляторы, чтобы произвести расчёт по различным шкалам для оценки актуального состояния пациента. Сейчас система позволяет, не выходя из дневника, произвести расчет. Сразу можно посмотреть баланс жидкости на данный момент и за текущие сутки. То есть вся информация и дополнительные возможности по оценке состояния пациента сконцентрированы в одном месте, что существенно упрощает работу.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

Заполнение документов происходит существенно быстрее, так как все параметры работы ИВЛ, данные с монитора пациента, из электронного листа назначений, информация из других документов, заполненных медицинской сестрой, автоматически наследуются в дневники врача. До внедрения РАИС доктор сначала должен был пойти переписать данные с ИВЛ, забрать у медсестры лист назначения, в котором записаны основные параметры пациента, оставив при этом медсестру без инструмента для работы, и весь этот набор продублировать в свой документ.

- Какие основные задачи вы ставите по развитию системы? Какие планы на будущее?

- Мы достаточно быстро осуществили только первый, возможно, самый сложный этап. Но основная задача, которая не решена — это то, что никто не знает, как нам стало хорошо жить. Мы владеем огромным массивом информации, который доступен только сотрудникам нашего отделения. Но мы все работаем в команде, поэтому врачам профильных отделений также необходимо иметь полный объем информации о состоянии своих пациентов. А нам, в свою очередь, нужно получать информацию от лечащих врачей, из лаборатории. Классический механизм заключается в следующем: врач-реаниматолог назначает консультацию профильного специалиста, и медсестра должна в телефонном режиме пригласить его на консультацию. Этот момент логически должен быть исключен из нашей практики, так как должна быть реализована функция запроса на консультацию через РАИС без перехода в другую систему, а результаты автоматически попадать в электронную карту интенсивной терапии. Поэтому первостепенная задача на данный момент — это завершение интеграции РАИС и нашей общебольничной МИС БАРС в части лабораторной и функциональной диагностики, чтобы персонал реанимационного отделения работал только в одной системе и должен быть реализован механизм проведения консультаций профильных специалистов.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

Заинтересованность в МИС

- Интегрировать две информационные системы будет сложнее, чем оцифровать реанимацию?

- Перед разработчиками информационной системы БАРС, которая внедряется на весь Приморский край, тоже стоит много задач. Мы видим, что эта система постоянно меняется, развивается и улучшается — это здорово. И я понимаю, что дополнительно выделить временные и кадровые ресурсы на решение небольшой проблемы маленькой отдельно взятой районной больницы в масштабах здравоохранения всего Приморского края, крайне не просто. Понятно, что в первую очередь будут реализованы более глобальные проблемы и вопросы. Но при этом я считаю, что если заинтересованных лиц из других медицинских учреждений будет больше, то все наши пожелания будут услышаны гораздо быстрее.

Евгений Махиня, модернизация, сельская медицина, Хасанская центральная районная больница, Хасанская ЦРБ, ОРИТ, МИС, IT-технологии, Александр Панин, цифровое здравоохранение, цифровая медицина

- Какой главный совет тем, кто последует вашему примеру?

- Не бояться нового и активно сотрудничать с разработчиками для скорейшего решения поставленных задач. Поверьте, вы будете услышаны, и все будет реализовано таким образом, чтобы вам было максимально комфортно работать с данной системой. И поймите ключевой момент: эта система нужна вам, а не вы нужны системе. А результатом вашей работы будет являться: повышение комфортности нахождения пациентов в отделении, улучшение исходов их лечения и для руководителей это также и контроль за работой своего отделения.

И я повторюсь, для нашей больницы основная задача была не оцифровать реанимацию, а стремление стать лучшими среди равных при оказании медицинской помощи нашим пациентам!




  Рейтинг: 5, Голосов: 11



Поделиться
Обсудить в Telegram
3948
Личный кабинет